Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Некоторые особенности фортепианного стиля Р. Шумана

Дата публикации: 2019-09-04 16:48:07
Статью разместил(а):
Спирчина Татьяна Владимировна

Некоторые особенности фортепианного стиля Р. Шумана

Автор: Спирчина Татьяна Владимировна

преподаватель по классу фортепиано

ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»

 

Роберт Шуман – один из ярчайших представителей романтического искусства XIX века, который вошел в историю музыки как выдающийся композитор, публицист, музыкально-общественный деятель, педагог. 

Он расширил границы музыкального искусства, показал, что оно способно с удивительной тонкостью и глубиной передать картины внешнего мира, поэтические образы и сложную гамму человеческих переживаний. Композитор обогащает средства музыкальной выразительности, открывая новые формы и жанры, мелодические интонации и гармонические обороты, новые типы фактуры.

Если говорить о шумановских мелодиях, то надо сказать, что это темы портретно-характеристического и изобразительного плана. Они представлены в «Карнавале», «Давидсблюндлерах», «Фантастических пьесах», «Детских сценах», «Лесных сценах». Его тематизм отражает не только внешнее, но и внутреннее содержание образа, передает разнообразные оттенки чувств.

Р. Шуман считал, что мелодия «не должна быть такой, чтобы её можно было предугадать раньше, чем она началась… у неё должен быть свой ярко индивидуальный облик, вызванный всякий раз особым, неповторимым состоянием или впечатлением; она должна быть «непокорной» по отношению к общепринятым мелодическим формулам». Композитор достигает этого различными средствами и приемами, которые лишают мелодическую мысль строгой оформленности.

Р. Шуман широко использует маскировку метрических акцентов, перемещая мелодию на неакцентированную долю такта. Композитор достигает следующей цели: нарушить инерцию, освежить эффект мелодической фразы, сделав ее независимой от механической пульсации.

В роли темы нередко оказывается не законченная музыкальная мысль, а только эскиз, «эмбрион» или некий интонационный штрих, который еще нельзя назвать мелодией. Это обуславливает характер развития многих шумановских мелодий. Так, например, в пьесе «Арабеска» op. 18, в основе мелодии лежит островыразительный, яркий интонационный оборот, дальнейшее развитие которого строится на многократном повторении  и варьировании исходной мысли.

Гармонический язык Р. Шумана часто связан с применением неаккордовых звуков одновременно с аккордовыми. Сам по себе этот прием не являлся новым, но у Шумана он сильнее подчеркнут, и  приобретает более самостоятельное значение, рождая качественно новые выразительные оттенки.

Часто скрещивание аккордовых и неаккордовых звуков  у Р. Шумана связано с его полифонической манерой изложения. Композитор чаще всего трактует неаккордовые звуки как звуки по преимуществу гармонические.

Д. Житомирский выделяет у Р. Шумана три выразительных результата применения задержания:

· Функционально-гармонический, который усиливает функциональную сущность аккорда посредством неполной достигнутости. В пьесе «Вещая птица» восходящие полутоновые задержания, «концентрирующие в себе «жажду» предшествующей  гармонии влиться в новую, уже звучащую гармонию», усиливают функциональность последней.

· Ладовая «раскраска» музыкальной мысли воспринимается как задержание, как обогащение звукоряда новыми, промежуточными ступенями, например, в рассматриваемом выше примере, звуки c и cis используются композитором на равных, как аккордовые звуки, и создается впечатление колебания двух ладовых вариантов минора: натурального и «венгерского» с повышенной IV ступенью.

· Чисто звуковой или красочный, который создает насыщение аккорда диссонансом.

Из данных примеров видно, что выразительность задержаний в большей степени зависит от других элементов гармонии. Благодаря этим связям насыщенность гармонии оказывается необычайно многообразной.

Оригинально и тональное мышление композитора. Подобно тому, как «чужие» звуки оживляют шумановские гармонии, тесное соприкосновение далеких тональностей служат для него одним из важнейших средств гармонического развития.

Шумановские модуляционные планы часто служат средством показа одного образа в резко различных тональных освещениях, например, «Прогулка» из Карнавала, где сопоставляются As-dur и H-dur.

В основе тональных сопоставлений лежит энгармонизм, свойство которого состоит в том, что при минимальной затрате усилий он сразу переключает в далекие тональные сферы. Нередко достаточно одного лишь хроматического сдвига, и аккорд уже «направлен» в сторону новой тональности.

Нужно отметить, что в европейской романтической музыке XIX века тональные планы связаны с достижением цели, во-первых, как средство драматургии, то есть усиления тематического материала и его развития; во-вторых, в романтической школе сложилась традиция, сопоставлять тональности разнохарактерного тематического материала, что служит наилучшей подачей.

Говоря о фортепианном стиле композитора, надо подчеркнуть, что Р. Шуман боролся против виртуозного фортепианного письма. Его отталкивала пустая виртуозность, в которой заключалось употребление эффектных приемов фортепианного изложения без всякой художественной необходимости.

Развитие средств виртуозной игры и виртуозного письма было частью общего прогресса фортепианной культуры XIX века. Музыкальный романтизм боролся против моды на виртуозность, поскольку последнее было поставлено на службу салонному развлекательству. Вместе с тем романтики использовали для высших художественных целей почти все средства виртуозного фортепианного письма. В условиях стиля, связанного с иным содержанием, такое средство, как виртуозность, сделалось «выражением романтической приподнятости, красочности, грандиозности, кипучего темперамента, нередко изысканности и фантастичности».

Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист стали использовать в своих произведениях  возможность фортепиано в одновременности давать не только много звуков, но и много «планов». Появились новые средства выразительности инструмента: градация, динамическая насыщенность звука, разреженность, густота звуковой массы, выразительность разных регистров, которая, в сочетании с определенными динамическими оттенками, создает нечто вроде тембровой окраски; акустически естественное расположение аккордов. Использование этих возможностей инструмента привело к необычно богатому, тонко дифференцированному ощущению фортепианной фактуры.

Многие современники Р. Шумана обращали внимание на многоплановость фортепианного изложения. По мнению композитора, многоплановость достижима при помощи соответствующего изложения, а именно тончайшей дифференциации ткани, детальной нюансировке. Отсюда многочисленные авторские ремарки, словесные пояснения, как например,  «Frisch and frohlich» («Бодро и весело»), «Schalkhaft» («Шаловливо»), «Frisch» («Свежо»).

Многие типичные черты фортепианного стиля Шумана связаны с идеей приближения фортепиано к оркестру. Оркестральность фортепианного изложения выражалось, прежде всего, в употреблении звучности, ассоциирующейся с тембрами инструмента или инструментальных групп оркестра; в расширении звукового диапазона фортепиано, в многозвучии, в употреблении более контрастных градаций густоты звучания.

Композитор смело отменял и обновлял те способы изложения, которые стали типовыми, и выразительность которых стала слишком общей, нейтральной: стандартизированные виды гармонической фигурации, мелодической орнаментики; изобретал новые виды фортепианного изложении.

Музыкальный язык Р. Шумана самобытен. В своем творчестве композитор широко и последовательно использовал распространенные музыкальные жанры, обращаясь для этого к народно-бытовому искусству и наследию классиков. Однако типичные лирико-психологические и новеллистические черты шумановского стиля, носящие характер ярких быстро сменяющихся эпизодов-картин, отличали его от предшественников. По словам П. Чайковского, «Музыка Шумана … охватывает целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех … глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека». 

В области фортепианного стиля Р. Шуман является художником-новатором, передающим с помощью пианистических средств разнообразные жизненные впечатления, тонкие и глубокие чувства.

Творчество Роберта Шумана оказало огромное влияние на всю мировую музыкальную культуру в целом. Его творчество стало для многих композиторов высоким образцом, например, для И. Брамса, Э. Грига, К. Дебюсси, С. Франка, К. Сен-Санса. Высоко ценили талант Роберта Шумана русские композиторы. Его влияние отразилось в творчестве М. Балакирева, А. Бородина, П. Чайковского.

 

Список использованной литературы:

1. Алексеев А. История фортепианного искусства. – М., 1988. 

2. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып. 3 – М., 1977. 

3. Житомирский Д. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. – М., 1964. 

4. Конен В. История зарубежной музыки. Учебное пособие для консерваторий.             Вып. 3 –  М., 1972. 

5. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. –  М., 1975. 

6. Меркулов А. Фортепианные сюитные циклы Шумана.  –  М. 1991. 

7. Роберт Шуман. Письма / Составитель Д. Житомирский В 2-х томах Т. 2. –  М., 1982. 

.  .  .