Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе

Дата публикации: 2017-10-03 15:50:17
Статью разместил(а):
Качанова Елена Владимировна

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе

(По книге «Дневник Алисы» или «Синяя трава. Дневник пятнадцатилетней наркоманки»)

Автор: Качанова Елена Владимировна

(МОУ Гимназия, г. Нижняя Салда, Свердловская область_

 

Цель: помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить знакомство с бестселлерами зарубежной литературы;

- продолжить знакомство с жанром «дневника»

Развивающие:

- развивать умение сравнивать литературные произведения;

- расширять кругозор учащихся (время- литература- страна);

Воспитательные:

- воспитывать понимание важности литературы в контексте мировой культуры; воспитывать чувство сострадания, умение находить выход из трудных ситуаций.

 

Ход урока:

Эпиграф урока:

"Цель литературы - помогать человеку понимать

самого себя, поднять его веру в себя …"

М. Горький.

 

 Организационный момент.

Спорная книга 1971 года, рассказывающая о жизни проблемной девочки-подростка. Книга фактически представляет дневник анонимной девочки-подростка, ставшей наркоманкой. Имя автора дневника ни разу не упоминается в книге. История вызвала сенсацию с момента выпуска. Происхождения книги вызвало большое сомнение по поводу её подлинности, и издатели причислили её к художественной литературе, по крайней мере, с середины-конца 1980-х гг. Хотя до сих пор книга публикуется под авторством «Аноним», интервью и авторские права говорят о том, что в значительной степени или полностью это работа её предполагаемого редактора Беатрис Спаркс.  Некоторые дни и даты, указанные в книге, расположены в интервале между 1968 и 1970 годами.

 Постановка целей урока.

Слово учителя: Время, в которое живет человек, определяет стиль поведения, его мысли. Время может бесцеремонно вторгнуться в нашу жизнь, сломать все планы, разрушить жизнь. Но духовные ценности и душевное тепло близких могут защитить и спасти нас. Сегодня мы с вами попытаемся, если не разрешить, то хотя бы понять и проанализировать ситуацию: когда человек разрушает свою жизнь и почему выбирает путь, ведущий к духовной и физической гибели (разрушению личности); возможно ли помочь в такой ситуации.

 Работа по теме.

Вспомните, пожалуйста, произведения, в которых авторы обращаются к теме обиды, одиночества, тоски.

 

1 ученик: читает наизусть А.С.Пушкина,

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена.

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

 

2 ученик: читает наизусть «Одиночество" М.Ю.Лермонтова
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;
И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем...
3 ученик: читает наизусть «Молитву» М.Ю.Лермонтова

 

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

 

4 ученик: читает наизусть Андрей Белый

Окна запотели.
На дворе луна.
И стоишь без цели
У окна.

Ветер. Никнет, споря,
Ряд седых берез.
Много было горя...
Много слез...

И встает невольно
Скучный ряд годин.
Сердцу больно, больно...
Я один.

 

Учитель: - Бывают дни, когда у человека опускаются руки, когда ему кажется, что он одинок и никому не нужен. И из этой ситуации нужно уметь выйти. В каком из прочитанных вами стихотворений автор пытается выйти из “тупиковой” ситуации?

-Что такое одиночество с вашей точки зрения? (Высказывания учащихся)

-Согласны ли вы с утверждением, что “в юности человек всегда одинок”?

(Высказывания учащихся)

 

Учитель: Мы уже знакомы с жанром – дневник. Дневник — древнейшая форма литературного творчества, «диалог с самим собой». (“Дневник Адриана Моула”, “Дневник Анны Франк”, “Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки”). Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора. Это особый жанр, благодаря которому мы видим в человеке те черты характера, которые он не замечает в себе сам.

- Как вы думаете, почему читатель видит то, что не замечает в себе автор дневника?

- Что заставляет человека вести дневник? (Непонимание, одиночество, нежелание и неумение разобраться в сложившейся ситуации, неумение строить отношения с окружающими… и происходит это в тот момент , когда человек осознаёт себя как личность)

-Дайте определение слову «личность» (Слушаем, подводим итог).

А вот как определяет личность С.И. Ожегов в “Словаре русского языка”:“Личность - носитель каких - нибудь свойств, лицо”.

-Можно ли назвать героев -  Адриана Моула, Анну Франк, героиню из “... дневника пятнадцатилетней наркоманки” - личностями? Какой из трёх прочитанных вами дневников - мрачный, трагический? Обоснуйте свою точку зрения.  (Ответы учащихся)

 

IV.     Анализ произведения “Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки”. (Работа учащихся в группах).

 

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, как из-за наркотиков произошло разрушение личности человека. Произведение “Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки” вы прочитали, предварительно получив индивидуальные задания:

•          1 группа - обратить внимание на взаимоотношение героини с семьей и одноклассниками;

•          2 группа - душевное состояние героини;

•          3 группа - показать разрушение личности.

(Группам раздаются вопросы, которые помогут дать полный анализ произведения).

 

 Вопросы для I группы:

1.         Опишите атмосферу семьи, где жила героиня.

2.         Была ли девочке непонятой и одинокой?

3.         Знает ли она сама, что ее родители, брат и сестра, бабушка и дедушка нежно любят ее?

4.         Чем отличаются отношения в этой семье от отношений в семье А. Моула?

 

Вопросы для II группы:

1.         Можно ли назвать героиню примитивной, пустой, поверхностной? Она так же интеллектуальна, как А. Моул и А. Франк?

2.         Что отличает ее от героев А. Моула, А. Франк?

3.        В чём вы видите причину её обращения к наркотикам?  Почему она так подробно описывает ощущения, когда это случилось в первый раз?

 

Вопросы для III группы:

1.         Как в дневнике показано ее постепенное падение?

2.         Как изменяется психическое состояние, поведение, речь?

3.         Почему девочка, придя к священнику и поглядевшись в зеркало, “не могла поверить, что так мало изменилась”? Объясните смысл ее фразы: “Я думала, что увижу себя старой, изможденной и седой, но, наверное, это мое внутреннее “Я” так съежилось и испортилось”

(Выступления учащихся)

 

IV.    Подведение итогов (работа со всем классом)

•          К каким выводам приходит героиня?

•          Какой путь и почему выбирает героиня?

 

            В эпилоге сказано: “Девочка, которая вела этот дневник, умерла через три недели после того, как приняла решение больше не вести его...”О чем, с вашей точки зрения, говорит этот факт? На какие размышления он наводит?

•          Почему автор не дает имени героине?

•          Можно в названии «дневник» заменить на “Погибель”?

•          Что такое “разрушение человеческой личности”?

 

V.     Д/З Какие мысли остались после знакомства с этим произведением? Эссе в тетради.

.  .  .