Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Внеаудиторная деятельность студентов, как условие творческого развития и обучения

Дата публикации: 2019-06-10 13:44:03
Статью разместил(а):
Крыцовкина Раиса Александровна

Внеаудиторная деятельность студентов, как условие творческого развития и обучения

Автор: Крыцовкина Раиса Александровна

 

Современное профессиональное образование стремится к формированию инициативной личности, обладающей профессионализмом, ответственностью, самостоятельностью, коммуникативностью, творческим подходом к своей деятельности, стремящейся к самосовершенствованию.

В настоящее время в России наблюдается процесс модернизации образовательной системы. Поэтому одной из важных проблем обучения на данном этапе развития педагогической мысли продолжает оставаться проблема оптимизации обучения.

Данная проблема с давних пор привлекала внимание передовых представителей педагогической общественности, о чём свидетельствует большое количество работ, написанных в разное время (Я.А. Коменский, Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Е.И. Ильина, В.Ф. Шаталов). И это не случайно. Как показывает практика, нельзя в полной мере реализовать воспитательный и развивающий потенциал обучения, если деятельность преподавателя не нацелена на постоянный поиск наиболее оптимальных для заданных условий путей решения педагогических задач.

Преподавателю оптимизация учебно-воспитательного процесса даёт следующее:

-           помогает научиться комплексно решать задачи образования, воспитания и развития;

-           позволяет изучать реальные учебные возможности учащихся и учитывать их при планировании занятий;

-           приучает постоянно выделять главное, существенное в содержание учебного материала;

-           формирует умения выбирать эффективные методы и средства обучения и создавать необходимые условия для успешного обучения;

-           учит дифференцированному подходу ко всем обучающимся, а также избрать оптимальный темп обучения, экономно расходовать время и усилия учащихся и педагогов;

-           открывает простор для развития творчества преподавателей.

 

Методика оптимизации учебно-воспитательного процесса доступна для каждого преподавателя. Одним из её условий является определение взаимосвязи аудиторных и внеаудиторных занятий, активная самостоятельная работа студентов.

Внеаудиторная деятельность студентов характеризуется как экспериментальная, по направленности - творческая, по задачам -воспитывающая и развивающая. Она выступает в качестве средства практического применения полученных знаний, умений и навыков, являясь связующим звеном между теорией и практикой.

Один из примеров внеаудиторной работы можно рассмотреть на примере музыкального училища теоретического отделения при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Преподаватели этого отделения организовали внеаудиторную работу студентов таким образом, кто студенты очень близко соприкоснулись со своей будущей профессией. В первую очередь речь идёт о предмете «Музыкальная литература». Предмет комплексный, рассматривает музыкальные явления во взаимосвязи с историей, литературой, социологией, философией, фольклористикой т т.д.       

Преподаватели организовали музыкальные кружки: сюда вводит и прослушивание записей, и научно - творческие сообщения, как учащихся, так и преподавателей, и концерты преподавателей училища или приглашённых исполнителей.

В последние годы практикуются театрализованные формы заседаний: устраиваются «музыкальные салоны», где стихи, музыка в живом исполнении перемежаются с рассказами о поэтах, художниках, композиторах, здесь возрождается традиция совместного музицирования.

Организован кружок музыкальной журналистики (не только учащиеся теоретики). Реальные результаты этой деятельности таковы, что бывшие члены кружка активно печатаются в музыкальных журналах, газетах, журнала «Кругозор», альманаха «Музыка и ты».

Для наших студентов тоже есть возможность приобщиться к знаниям, получить умения, навыки не только на уроках, но и во внеаудиторной работе.

Хочу поделиться опытом, который накопился у меня. Я веду теоретические предметы и часто сталкиваюсь с тем, что теоретические знания, которые ребята получают на занятиях, не применяются на практике. Поэтому самостоятельная работа помогает ребятам осознать, что все знания они проявляются на практике.

Предмет «История хорового искусства» - предмет объёмный по теоретическому материалу, но нельзя объять всё. Поэтому большая помощь в увеличении знаний приходит от самих ребят: они делают рефераты и потом небольшие доклады или сообщения на уроке. Во-первых, студенты, получая новые знания, развиваются, становятся более самостоятельными; во-вторых, самостоятельная работа организует их свободное время (надо найти время, чтобы сделать реферат), т.е. это их и воспитывает; в- третьих, самый важный опыт, который ребята выносят из самостоятельных заданий, это интерес, появляющийся и проявляющийся потом в просьбах самих ребят о дополнительных темах для рефератов. И это очень хорошо, потому что этот предмет (история хорового искусства) напрямую связан с их специальностью. Такие работы студентов из темы «Деятели хорового искусства» подарили нам знакомство с А. Аренским, с Ипполитовым-Ивановым, с Сахновским и др. Весь этот курс тесно связан с музыкальной литературой, здесь студенты ещё больше узнают о творчестве уже пройденных композиторов.

В рамках учебной дисциплины «Музыкальная грамота» я работаю с учебником И. Способина «Элементарная теория музыки». Но есть учебники, где материал подан или в расширенном виде, или даётся историческая справка, или очень интересные примеры, поэтому считаю, что ознакомление с ними позволяет ребятам посмотреть на эту тему или проблему, с другой стороны.

Внеаудиторной работой является подготовка и проведение концертов, которые проводит наша комиссия. Здесь нужно отметить как концерты, объединённые общим названием, например, «Весна пришла», так и тематические концерты, посвященные юбилеям.

Таким образом, внеаудиторные занятия являются важной частью образовательного процесса в становления творческой личности.

 

.  .  .