Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Предметные недели по инженерной графике

Дата публикации: 2019-05-23 11:53:06
Статью разместил(а):
Войскович Светлана Анатольевна

Предметные недели по инженерной графике – реализация деятельностного подхода в современном образовании

Автор: Войскович Светлана Анатольевна

КГАПОУ «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства», г. Ачинск

 

Инженерная графика состоит из двух основных разделов: «Начертательная геометрия» и «Техническое черчение».

В начертательной геометрии изучаются методы и приёмы проецирования геометрических элементов пространства, геометрических тел и моделей; приёмы построения развёрток, аксонометрических проекций и технических рисунков пространственных предметов.

При изучении раздела «Техническое черчение» рассматриваются правила выполнения рабочих чертежей и эскизов, чертежей общего вида и сборочных чертежей механизмов и узлов, чертежей крепёжных изделий и различных видов соединений, а также чертежей зубчатых передач и зубчатых колёс.                                    

Разработка предметных недель опирается на теоретический материал двух разделов инженерной графики и производственных практик.

Мероприятия предметной недели проводятся для закрепления знаний правил разработки, выполнения, оформления и чтения конструкторской документации; способов графического представления пространственных образов; стандартов ЕСКД. При выполнении заданий развиваются умения и навыки студентов использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Разработанные внеклассные мероприятия конкурсно-игровой формы развивают логическое, пространственное и техническое мышление, творческий потенциал и коммуникативные способности студентов.

В приведённых мероприятиях используются такие приёмы, отражающие деятельностный подход в современном образовании: учёт интересов обучающихся,  учение через обучение мысли и действию,  познание и знание как  следствие преодоления трудностей,  свободная творческая работа и сотрудничество; и также: общение в нестандартной ситуации «студент – студент», «студент – преподаватель» с обратной связью, ответственные поручения при подготовке и организации, необходимость проявления взаимопомощи и взаимовыручки, случаи применения полученных теоретических знаний  в практике, соревнование, постановка задач и нахождение путей их решения, необходимость проявления коммуникативных способностей, преодоление внутреннего барьера, выступая перед аудиторией.

Данные мероприятия оказывают позитивное влияние на развитие личностных качеств студентов и межличностных отношений коллектива группы, создают креативную атмосферу, активизируют познавательную и творческую деятельность студентов. 

 

  1. Планы мероприятий предметных недель.

В первом семестре в соответствии с учебной программой дисциплины разрабатывается план предметной недели по теории основ начертательной геометрии, который может содержать такие мероприятия:

  • срез знаний по пройденному материалу;
  • конкурс графических работ;
  • конкурс технического рисунка;
  • олимпиада;
  • конкурс «Решение тематического кроссворда»;
  • тематическая игра «Что? Где? Когда?»;
  • игра «Последний герой».

Во втором семестре в состав предметной недели могут входить аналогичные мероприятия, как и в первом семестре, которые разрабатываются на основе теории основ машиностроительного черчения и на основе опыта, приобретённого студентами на учебных производственных практиках:

  • срез знаний по техническому черчению;
  • викторина «Занимательное черчение»;
  • конкурс графических работ;
  • выпуск стенгазеты;
  • конкурс технического рисунка;
  • олимпиада;
  • соревнование «Знание - сила».

 

  1. Организация среза знаний студентов.

Срез знаний студентов в рамках предметной недели может проводится по одной пройденной теме, по нескольким пройденным темам одного раздела или главы, а также по всей главе или разделу.

Метод проведения среза знаний может быть различным: устный опрос, работа по индивидуальным карточкам с теоретическими вопросами или практическими заданиями, тестирование по карточкам, электронное тестирование.

Тестовые задания разрабатываются по вариантам, вопросы которых можно использовать для электронного тестирования.    

По результатам среза знаний выводится средний балл по каждой группе.

 

  1. Организация конкурса графических работ.

Конкурс графических работ в рамках предметной недели проводится по одной пройденной теме по индивидуальным заданиям, которые выдаются преподавателями на практическом занятии.

Конкурс проводится в соответствии с разработанным Положением, в котором указываются: задание, требования к выполнению работы, критерии оценивания и состав комиссии.

По решению комиссии присуждаются I, II, III места. Результаты конкурса объявляются на заключительном мероприятии при подведении итогов предметной недели.

 

  1. Организация конкурса технического рисунка.

Конкурс технического рисунка в рамках предметной недели проводится по одной предложенной тематике, которая объявляется преподавателями на занятиях («Современная сельскохозяйственная техника и автомобили», «Композиция геометрических тел или предметов»).

Конкурс проводится в соответствии с разработанным Положением, в котором указываются: задание, требования к выполнению работы, критерии оценивания и состав комиссии.

По решению комиссии присуждаются I, II, III места и приз зрительских симпатий. Результаты конкурса объявляются на заключительном мероприятии при подведении итогов предметной недели.

 

  1. Организация олимпиады.

Олимпиада проводится во внеурочное время в рамках предметной недели по одному разделу инженерной графики: по начертательной геометрии в I семестре или по техническому черчению во II семестре.

Олимпиада проводится в соответствии с разработанным Положением, в котором указываются: задание, требования к выполнению работы, критерии оценивания и состав комиссии.

Ведущими олимпиады могут быть студенты старших курсов, которые проводят организационный момент, объявляют задания и требования, предъявляемые к оформлению и критерии проверки работ, следят за дисциплиной и временной структурой, ведут учёт участников олимпиады и выполненных работ.

По решению комиссии присуждаются I, II, III места. Результаты олимпиады объявляются на заключительном мероприятии при подведении итогов предметной недели.

 

  1. Организация конкурса «Решение тематического кроссворда».

Конкурс проводится во внеурочное время в рамках предметной недели по одному разделу инженерной графики: по начертательной геометрии в I семестре или по техническому черчению во II семестре.

Решение кроссворда проводится в соответствии с разработанным Положением, в котором указываются задание и требования, критерии оценивания и состав комиссии.

Ведущими конкурса могут быть студенты старших курсов, которые проводят организационный момент, объявляют задание и требования, предъявляемые к оформлению ответа, следят за дисциплиной и временной структурой, ведут учёт участников конкурса и выполненных работ.

По решению комиссии присуждаются I, II, III места. Результаты конкурса объявляются на заключительном мероприятии при подведении итогов предметной недели.

 

  1. Организация тематических игр, соревнований и викторин.

Конкурсно-игровые мероприятия проводят преподаватели дисциплины «Инженерная графика» во внеурочное время, как заключительные мероприятия предметных недель по одному разделу инженерной графики: по начертательной геометрии в I семестре или по техническому черчению во II семестре.

В игре «Что? Где? Когда?» команда «знатоков» состоит из 10 студентов различных групп III курса специализации «Механизация сельского хозяйства». Мероприятие проходит в актовом зале, где специально установлен стол с нанесенной разметкой секторов и с волчком, в присутствии зрителей и с применением мультимедийной установки.

Для игры преподавателями подбираются интересные и развивающие вопросы; включаются в музыкальные паузы видеоклипы, созданные студентами группы самоуправления и студентами отдельных групп.

Участники команды «знатоков» играют против команды преподавателей и студентов старших курсов.

Игра «Последний герой» проводится среди студентов III курса специализации «Механизация сельского хозяйства».

В жюри приглашаются преподаватели колледжа и представители администрации.

Игра проводится в актовом зале, для оформления которого применяются плакаты «Необитаемый остров» и «Кораблекрушение» с надписью «Последний герой», а также атрибуты, соответствующие данной тематике (макет штурвала, пальмы, экзотические фрукты…). Звуковое сопровождение игры – песня «Последний герой»

Ведущими игры являются преподаватели инженерной графики.

В начале игры участники разбиваются на три команды по жребию и получают разноцветные банданы.

По ходу игры проводится пять оригинальных конкурсов с промежуточной перегруппировкой по жребию.

В финале принимают участие три студента из команды, набравшей большее количество баллов по итогам четвёртого и пятого конкурсов.

«Последний герой» позволяет проявить индивидуальные способности студентов, и в тоже время получить навыки командной работы на первых этапах, где большое значение имеет вклад каждого участника в общее дело.

 Соревнование «Знание – сила» проводится в конце второго семестра после изучения таких тем, как «Эскиз и рабочий чертёж», «Соединения деталей», «Зубчатые передачи», «Сборочный чертёж и деталирование» в кабинете «Инженерная графика». Для оформления используются конкурсные графические рисунки и стенгазеты.

В соревновании может участвовать несколько команд от групп одного курса специализации «Механизация сельского хозяйства» и специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

 В девяти конкурсах участники показывают свои знания, умения и навыки по техническому черчению, а также приобретают навыки коллективной работы и своевременной мобилизации своих учебных качеств, умения четко формулировать ответы и применять теорию на практике.

Викторина «Занимательное черчение» проводится в середине второго семестра после изучения таких тем, как «Методы проецирования», «Проецирование геометрических элементов», «Эскиз и рабочий чертёж», «Крепёжные изделия», в кабинете «Инженерная графика».

Для проведения используется мультимедийная установка. Презентационный материал готовится студентами совместно с преподавателями инженерной графики. Все вопросы, задания и ответы демонстрируются на экране.

Викторину проводят студенты старших курсов, которые объявляют вопросы, задания и требования, предъявляемые к оформлению ответов, следят за дисциплиной и временной структурой, ведут учёт участников конкурса, выполненных работ и подводят итоги мероприятия.

В викторине принимают участие команды от групп одного курса специализации «Механизация сельского хозяйства» и специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Целями викторины являются: воспитание активности к познавательной деятельности, чувства коллективизма и коммуникативных качеств студентов; развитие логического мышления, внимательности и умения применять знания на практике; расширение знаний студентов по изучаемой дисциплине и ознакомление с высказываниями знаменитых учёных о чертеже и инженерной графике.

Команды коллективно выполняют одиннадцать заданий различного характера: на соответствие, на графические построения, на пояснения, на знания из практической деятельности и других общепрофессиональных дисциплин, на развитие конструкторского мышления. По каждому вопросу ответы сдаются ведущим и на экране показывается правильное решение. Что даёт возможность студентам сразу проверить свои работы и самостоятельно фиксировать заработанные командой баллы.

Мероприятия предметной недели разрабатываются и проводятся с целью развития интереса к предмету и к учёбе, творчества и познавательности, а также коммуникативных и профессиональных способностей студентов с использованием информационных технологий при создании креативной атмосферы.

По окончании объявляются результаты игры и всех конкурсов, проведённых во время предметной недели. Проводится почётное награждение победителей.

 

Заключение.

Предметные недели по инженерной графике проводятся ежегодно. Каждый раз в содержание вносятся какие-либо новые формы и информационно-технические элементы.

Студенты положительно воспринимают такие мероприятия и принимают в них активное участие.

Данное пособие может быть использовано как молодыми преподавателями дисциплины «Инженерная графика» при разработке предметных недель, так и опытными специалистами для применения элементов, форм, приёмов, оформления или идейного содержания мероприятий.  

 

Литература:

  1. Бродский А.М. Черчение (металлообработка) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.М. Бродский, Э.М. Фазлулин, В.А. Халдинов. – 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
  2. Бродский А.М. Инженерная графика (металлообработка) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.М. Бродский, Э.М. Фазлулин, В.А. Халдинов. – 13-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 400 с.
  3. Воротников И.А. Занимательное черчение: Кн. Для учащихся сред. школ/ И.А. Воротников – 4-е изд. перераб. и доп. – М., Просвещение. 1990. – 223 с.
  4. Миронов Б.Г., Панфилова Е.С. Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной графике [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Б.Г. Миронов, Е.С. Панфилова – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 128 с.

 

Приложение

Положение о проведении конкурса графических работ

Конкурс графических работ проводится преподавателями общетехнических дисциплин в рамках предметной недели по дисциплине «Инженерная графика».

В конкурсе принимают участие студенты III курса специализации «Механизация сельского хозяйства».

На конкурс представляются графические работы № 2 по теме «Усечённое гранное тело».

Задание конкурса:

Выполнить комплексный чертёж усечённого гранного тела;   определить натуральную величину фигуры сечения; построить развёртку и аксонометрическую проекцию усечённого многогранника; обозначить все элементы чертежа (основание, вершину, фигуру сечения).

После выполнения сечения показать в обводке нижнюю часть гранного тела.

Натуральную величину фигуры сечения определить методом перемены плоскостей проекций.

Натуральные величины боковых рёбер пирамиды определить методом вращения.   

Графическая работа выполняется в карандаше на формате А2, в масштабе 2:1, с помощью чертёжных инструментов и принадлежностей, оформляется согласно ГОСТ 2.104.

Тонкие линии  дополнительных построений выполняются аккуратно и сохраняются на чертеже.

Критерии оценивания конкурсной работы:

  1. правильность выполнения и оформления чертежа;
  2. точность при измерении;
  3. чёткость линий: обводки контура, тонких, штрихпунктирных, штриховых, линий связи;
  4. наличие линий связи и осей координат;
  5. обозначение всех элементов чертежа;
  6. соответствие надписей на чертеже требованиям ГОСТ 2.304-81;
  7. рациональное расположение изображений (компоновка);
  8. чистота, аккуратность и эстетика графической работы.

Состав комиссии конкурса:

- зав. отделения «Механизация сельского хозяйства», председатель комиссии;

- преподаватель общепрофессиональных дисциплин, секретарь комиссии;

- преподаватель дисциплины «Инженерная графика»;

- преподаватель общепрофессиональных дисциплин.

Работы принимаются с _______г. по _______г. в кабинете «Инженерная графика».

Итоги конкурса подводятся комиссией _______г. в 15.40 ч. в кабинете   «Инженерная графика».

 

Положение о проведении конкурса технического рисунка

Конкурс технического рисунка проводится преподавателями общетехнических дисциплин в рамках предметной недели по дисциплине «Инженерная графика».

В конкурсе принимают участие студенты III курса специализации «Механизация сельского хозяйства» и II курса специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

На конкурс предоставляются технические рисунки композиций геометрических тел.

Задание конкурса:

Выполнить технический рисунок композиции геометрических тел или предметов, имеющих форму геометрических тел (в аксонометрической проекции), с нанесением теней; увязать с какой-либо поверхностью или окружающей средой.

Рисунок выполняется в карандаше, туше или в цвете на формате А3, без углового штампа; допускается применение чертёжных инструментов и принадлежностей.

Нанесение теней допускается выполнять штриховкой, точечной шрафировкой или тушёвкой 

Критерии оценивания конкурсной работы:                   

  • правильность выполнения и оформления рисунка;
  • рациональное расположение изображения (компоновка);
  • чистота, аккуратность и эстетика технического рисунка;
  • сложность композиции (количество элементов и их расположение).

Состав комиссии конкурса:

- заведующая отделением «Механизация сельского хозяйства», председатель комиссии;

- заместитель директора по воспитательной работе;

- преподаватель общепрофессиональных дисциплин, секретарь комиссии;

- преподаватель дисциплины «Инженерная графика»;

Работы принимаются с _______ г. по _________ г. в кабинетах «Инженерная графика».

Итоги конкурса подводятся комиссией ________ г. в _______ ч. в кабинете   «Инженерная графика».

 

Сценарий игры «Последний герой»

 Игра проводится в актовом зале, для оформления которого применяются плакаты «Необитаемый остров» и «Кораблекрушение» с надписью «Последний герой», а также атрибуты, соответствующие данной тематике (макет штурвала, пальмы, экзотические фрукты…). Звуковое сопровождение игры – песня «Последний герой».

В начале игры участники разбиваются на три команды по жребию и получают разноцветные банданы.

Конкурс №1.

Письмо о помощи:  после кораблекрушения в экваториальных водах вы попали на необитаемый остров и решили написать письмо с просьбой о помощи и спасении. Но вы понимаете, что это письмо может попасть в руки индейцев, поэтому его необходимо составить символами или использовать рисунки.

Для этого конкурса отводится 7 минут.

Оценивается оригинальность письма, максимальная оценка 5 баллов.

Конкурс №2.

Добыча еды:  участники завязывают глаза банданами. Перед стартом участника раскручивают, после чего он подходит к плакату «Необитаемый остров» с изображением добычи (обезьянка на пальме); маркером ставится крестик.

В конкурсе принимают участие все члены команд; для каждой команды используются разные плакаты.

Оценивается по количеству метких попаданий в добычу.

Конкурс №3.

Определить источник воды:  командам раздаются чертежи с комбинацией кувшинов. Заштриховать маркером на двух ортогональных проекциях тот кувшин, который дан в описании для каждой команды:

а) сосуд призматической формы с цилиндрическим горлышком;

б) кувшин в форме тора;

в) кувшин в форме тора с коническим горлышком.

Для этого конкурса отводится 5 минут.

Оценивается правильность ответа (3 балла) и скорость ответа (1 балл).

По итогам трёх конкурсов продолжают участие в игре две команды, набравшие большее количество баллов. Оставшиеся участники снова делятся на три команды по жребию.

Конкурс №4.

Конструирование:  по описанию предлагаемых предметов изобразить плавательное средство в аксонометрии от руки с указанием всех элементов с помощью выносных полок.

Предлагаемые предметы для конструирования:

а) брус круглого сечения с диаметром 250мм. и длиной 3000мм.; 6 штук;

б) плаха с прямоугольным сечением 30х250мм. и длиной 1500мм; 3 штуки;

в) брус квадратного сечения 100х100мм. и длиной 2000мм.; 2 штуки.

Для этого конкурса отводится 10 минут.

Оценивается оригинальность (1 балл), правильность (2 балла) и скорость  ответа (1 балл).

Конкурс №5.

Парус:  по чертежу паруса в масштабе 1:10 необходимо определить графическим путём количество бандан для его изготовления.

Для этого конкурса отводится  7 – 10 минут.

Оценивается правильность ответа (3 балла) и скорость ответа (1 балл).

По итогам четвёртого и пятого конкурсов в финале принимают участие три студента из команды, набравшей большее количество баллов.

Финал.

Конкурс на память: запомнить расположение предметов, изображённых на плакате, и аналогично разложить их на своём столе.

Для запоминания комбинации отводится 9 секунд.

Для выполнения задания отводится 25-30 секунд.

Победитель определяется по правильному расположению предметов с учётом скорости выполнения задания.

Объявляется победитель игры – ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ и награждается грамотой.

Объявляются результаты олимпиады и конкурса графической работы, которые проводились в рамках предметной недели; победители награждаются грамотами.

 

Сценарий соревнования «Знание - сила»

У художников есть выражение – «и верно, да скверно». Чертёж надо выполнять так, чтобы к нему не было претензий и нельзя было применить этой пословицы. Иначе чертёж будет трудночитаемым и невыразительным.

Современное оформление чертежа должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТов, технически грамотно, просто и лаконично.

Для успешного выполнения чертежа, а также для победы в данном соревновании необходимо уметь применять знания, полученные при изучении дисциплины «Инженерная графика» и основ стандартов ЕСКД.

Одним словом, знать – значить быть сильнее и победить соперников. Знание – сила.

Цели:

  • закрепление знаний студентов;
  • развитие технической грамотности и технического мышления и коммуникативных качеств студентов;
  • воспитание ответственного отношения к учёбе.

Правила игры:

  • в соревновании участвуют две или более команды из одной группы или из разных групп, по количеству от 5 до 10 человек;
  • командам предстоит выполнить девять заданий;
  • за каждое правильно выполненное задание команда зарабатывает 1 балл, дополнительный балл – за правильное пояснение ответа;
  • побеждает команда, набравшая большее количество баллов;
  • ответы оценивает жюри соревнования и подводит итоги;
  • итоги соревнования объявляются после третьего, шестого и девятого конкурса;
  • победители награждаются грамотами и призами.
  1. Начинающий строит чертёж, как правило, без учёта площади листа бумаги. В итоге чертёж либо не помещается на отведённом ему поле, либо занимает только его часть, т.е. нет равномерного распределения проекций на формате – что мы называем композицией чертежа.

Необходимо выбрать наиболее правильный вариант расположения проекций на чертеже из трёх предложенных и обосновать свой ответ.

  1. На чертеже значение модуля случайно залили тушью. Необходимо восстановить модуль зубчатого колеса.
  2. На рисунке приведены теневые фигуры зубчатых колёс и режущих инструментов. Необходимо назвать их и указать область их применения.
  3. На изображении даны две гайки. Укажите, какая из них шестигранная, а какая четырёхгранная. Для ответа выполните необходимые построения.
  4. Подумайте, как скрепляются пластины в каждом случае. Выполните разрезы на этих чертежах.
  5. Для выполнения эскизов мы должны иметь навыки вычерчивания без каких-либо принадлежностей, что требует некоторой тренировке. Выполните от руки данные рисунки на доске мелом, за одно касание. Участники команд должны выходить по очереди для выполнения одного рисунка.
  6. На сборочном чертеже вилки вам необходимо проставить номера позиций деталей, пользуясь спецификацией.
  7. Стрелками указаны элементы, которые часто встречаются в технических деталях. Они имеют довольно занимательные названия: лыска, ласточкин хвост, ребро, буртик, торец, бобышка, фаска, паз, скос, проточка галтель, гофр. Сумеете ли вы правильно указать каждый из названных элементов? С какой целью выполняют эти элементы детали?
  8. Поговорим снова о значимости чертежа. О том, насколько необходимо иметь правильный чертёж для формирования понятия об изображённом предмете. Для примера приводится рисунок древнеегипетского художника. Если вы не лишены догадки и умеете читать чертежи, то сумеете дать правильный ответ. Что же изобразил художник?

В заключение, желаем вам только аккуратных и правильных чертежей, а также успехов в изучении общепрофессиональных технических дисциплин, получая знания, умения и навыки для будущей профессиональной деятельности.

Победившая команда определяется по наибольшему количеству баллов с учётом пояснений и скорости выполнения заданий.

Объявляется победитель соревнования «Знание - сила». Команда награждается грамотой.

Объявляются результаты олимпиады и конкурса графической работы, которые проводились в рамках предметной недели; победители награждаются грамотами, похвальными листами и призами за участие.

 

.  .  .