Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа элективного курса по русскому языку и литературе в 11 классе

Дата публикации: 2019-05-02 15:50:36
Статью разместил(а):
Черникова Екатерина Вячеславовна

Программа элективного курса по русскому языку и литературе в 11 классе

«Обучение написанию сочинений»

Автор: Черникова Екатерина Вячеславовна

МБОУ "Гимназия № 1",  г. Артем Приморского края

 

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ, а в мае, сдавая ЕГЭ по русскому языку, в задании 27 (часть 2) экзаменационного теста дать развернутый  ответ в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Каждая работа имеет свою специфику, но в целом сводится к написанию сочинению. 

Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования. Данный вид работы предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие учащихся.

В сочинении на литературную тему ярко проявляется творческий компонент, заключающийся в первую очередь в осознанной деятельности по анализу литературного материала. В этой деятельности пишущий сочинение имеет безусловное право на предъявление собственной трактовки темы, на личностную позицию по отношению к произведению и его автору и т.д. Однако учебный компонент, содержащийся в сочинении наряду с творческим, выдвигает серьезное требование к предъявлению собственной интерпретации литературного материала. Обосновать личную позицию автор сочинения может только после выполнения значительной работы на уровне осведомленности. Это предполагает эрудированность, начитанность в области художественной литературы, глубину освоения идейно-художественного своеобразия содержания произведений, достаточный уровень владения литературоведческими понятиями.

В целом письменная работа по литературе (сочинение) позволяет выявить и оценить не только уровень литературной компетенции, но также определить уровень речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость. Все это объясняет, почему сочинение по литературе остается одним из сложных учебных заданий, почему многие учащиеся испытывают значительные затруднения при самостоятельной работе над текстом творческой работы.                   

На итоговом сочинении обучающиеся должны продемонстрировать умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных  тематических направлений.  Для этого им необходимо:

• выбрать одну тему;

• выбрать литературный материал (одно или несколько произведений - важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;

• сформулировать свою точку зрения;

• аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по выбору);

• продумать композицию сочинения;

•грамотно оформить его (разрешается пользоваться орфографическим словарём).

Работа оценивается по 5 критериям: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция; качество письменной речи; грамотность. Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачёт» помимо них нужно выполнить ещё как минимум один критерий. 

 

Задание 27 (часть 2)  по русскому языку проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.

Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части 2 и критериях оценивания.

Программа предлагает для работы материалы, которые  позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ помогает научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.

 

Цели элективного курса:

· помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по вопросу написания сочинения на литературную тему; завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям;

· научить выполнять задание 27 открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.

 

Задачи  элективного  курса:

·           помочь учащимся эффективно подготовиться к написанию итогового сочинения по литературе и русскому языку;

·           расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте;

·           совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей и типологической принадлежности;

·           совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения в соответствии с коммуникативной задачей;

·           формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;

·           развивать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

·           владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности и в соответствии нормами современного русского литературного языка. 

 

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)  

Программа базируется на учебно-методических и нормативных материалах по литературе,  русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущих лет.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе, направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения элективного предмета совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки.

Контроль знаний и умений осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.

Категория учащихся, на которую рассчитан курс

Данная программа разработана  для обучающихся 11 класса

В результате изучения курса обучающиеся должны:

- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- знать определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания; виды текста; определение понятий «вступление» и «заключение»; «проблема», «комментарий», «позиция автора»; 

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- уметь правильно понимать исходный текст; «расшифровывать» информацию текста; составлять вступление и заключение; формулировать  и комментировать поставленную проблему текста; выявлять позицию автора и способы её выражения; определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

 

Предполагаемые результаты:

Ученик научится:

- знать теоретико-литературные понятия;

- классифицировать  сочинений по проблематике, тематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа;

- анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;

- создавать сочинения определённой тематики в соответствии с  требованиями;

- аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;

- осуществлять речевое оформления собственных работ;

- уместно употреблять средства художественной выразительности;

- редактировать собственные сочинения. 

 

Календарно-тематическое планирование:

п/п

Кол-во часов

Тема занятия

1

1

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания итогового сочинения 

2

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Соразмерность частей работы, соответствие определённой стилистике. 

3

1

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. 

4

1

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. 

5

1

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением. 

6

1

Композиционная структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. Виды заключений 

7

1

Практическая работа.

8

1

Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

9

1

Практическая работа. Сочинение-рассуждение, сочинение-эссе.

10

1

Выражение собственной  позиции. Использование клише при написании сочинения.

11

1

Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

12

1

Редактирование. Практическая работа по теме «Редактирование готовых сочинений»

13,

14

2

Тематические блоки сочинений. Аргументация по различным тематическим блокам.

15,

16

2

Работа над сочинениями по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой.

17

1

Написание проверочной  работы по литературе.

 

 

 

18

1

Знакомство с требованиями к написанию и критериями оценивания части 2 (задание 27) ЕГЭ по русскому языку

19,

20

2

Как правильно понять исходный текст. Прием «расшифровки» текста

21,

22

2

Формулировка поставленной проблемы исходного текста.

23,

24

2

Комментирование  поставленной  проблемы  текста. Виды комментария. Примеры-иллюстрации и способы их «включения» в текст

25,

26,

27

3

Позиция автора и способы её выражения.

28,

29

2

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

30,

31

2

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Экспертная оценка сочинения.

32,

33

2

Написание проверочной  работы по русскому языку. 

34

1

Итоговые контрольные вопросы и задания.

 

Список литературы:

1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2010

2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. -  М.: Просвещение, 2011

3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ.- М.: Айрис Пресс, 2011

4. Егораева  Г.Т.. ЕГЭ 2017. Русский язык. Выполнение задания части 2. Практикум. - М.: Экзамен, 2017 г.

5. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. -  М.: Просвещение , 2002.

6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. -  М.: Дрофа, 2002.

7. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. -  СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 1992.

8. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. - М.: АПК и ПРО, 2000.

9. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе ответа.- М.: Просвещение, 2010 г. 

10. Пахнова Т.М. Русский язык. ЕГЭ 2017. Работа с текстом.- М.: Дрофа, 2017 г. 

11. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2017. Типовые тестовые задания. Русский язык.- М.: Экзамен, 2017 г.

12. Симакова Е.С. Русский язык. «Сочинение». Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- М.:АСТ, 2012 г.

13. Сенина Н.А.Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Легион, 2015.

 

.  .  .