Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Дата публикации: 2017-10-03 10:37:33
Статью разместил(а):
Изекеева Алина Михайловна

Программа

по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»

на 2015-2020 годы

Автор: Изекеева Алина Михайловна

 

 

Паспорт программы:

Наименование программы

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» 2015-2020 годы (далее - программа).

Разработчики программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ягельная средняя общеобразовательная школа»

Основания для

разработки

программы

-   Конституция Российской Федерации.

-   Конвенция о правах ребенка.

-   Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. г. № 273- ФЗ.

-   Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. №    Г20-ФЗ «Об     основах     системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

- Закон ЯНАО от 05.04.2010 №38-ЗАО (ред. 16.07.2013) «О профилактике правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе» (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 16.03.2010).

- Постановление Администрации Муниципального образования Надымский район 29.11.2013 г. № 789 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования Надымский район «Безопасный район».

Цель программы

Формирование законопослушного поведения и гражданской ответственности, развитие    правового    самосознания и правовой    культуры, уменьшение   факторов   риска для совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними

Основные задачи программы

1.Защита прав и законных интересов несовершеннолетних.

2.  Снижение подростковой преступности.

3.  Активизация разъяснительной работы среди несовершеннолетних и их родителей (законных   представителей) по правовым вопросам и  разрешению конфликтных ситуаций в семье, социуме.

4.  Социально-педагогическая      поддержка несовершеннолетних, находящихся     в     социально-опасном     положении и несовершеннолетних, склонных к социально-опасному, неправомерному       поведению, правонарушениям и преступления.

5.Обеспечение   активной   пропаганды   и информационной поддержки проводимой работы по правовому воспитанию несовершеннолетних.

Сроки и этапы реализации

Первый этап - подготовительный (2015/2016 учебный год):

-      организация   планомерной   работы   рабочей   группы по координации выполнения Программы;

-   проведение анализа состояния профилактической работы в МБОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»; 

-   создание рабочих групп, разработка программ формирования законопослушного поведения несовершеннолетних;

-   разработка технологий и методов работы по реализации программ.

2 этап -  практический (2016/2017 учебный год, 2017/2018 учебный год):

-   реализация Программы;

-   отслеживание результатов реализации Программы;

-   корректировка Программы;

-   отработка технологий и методов работы.

3 этап - обобщающий (2018/2019 учебный год):

-   анализ и обобщение результатов реализации Программы;

- соотнесение   результатов   реализации    Программы с поставленными целями:

-   оформление и описание результатов реализации Программы, опыта   работы      по   разработке   и   реализации программ формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.

Основные

направления

реализации

мероприятий

программы

1.  Создание       организационно-управленческих       условий, обеспечивающих реализацию Программы.

2.  Создание     единого     методического, информационного
пространства   по   формированию   знаний   несовершеннолетних в вопросах   законности   и   гражданской   ответственности за совершаемые неправомерные поступки.

3.  Формирование    у несовершеннолетних    умения реализовать
правовые   знания   в   процессе   правомерного социально-
активного поведения.

4.Обобщение и распространение эффективного опыта работы по       формированию законопослушного поведения несовершеннолетних,        профилактике       правонарушений и преступлений.

Ожидаемые результаты

1. Недопущение    роста    количества    правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

2.  Уменьшение факторов риска для совершения преступлений
п правонарушений в среде несовершеннолетних.

3.  Сформированность у несовершеннолетних компетенций в вопросах законности и правопорядка

4.  Сформированность   у   несовершеннолетних   навыков здорового образа жизни, умений использовать спорт в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния, умений совершать  правомерные действия  в условиях социально-напряжённых ситуаций.

5.  Сформированность   модели   системы профилактической
работы.

Система организации и контроля исполнения Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляет Администрации МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»

Критерии эффективности реализации Программы

1.Внедрение в практику работы программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

2.  Снижение количества правонарушений и преступлений
несовершеннолетних.

3.  Ежегодный прирост охвата несовершеннолетних занятиями в
спортивных секциях и кружках.

4. 100 % несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета и группы риска, включены во внеурочную деятельность и освоение дополнительных образовательных программ по интересам.

5. Прирост количества обучающихся с необходимым уровнем сформированноети компетенций в вопросах законности и правопорядка.

Пояснительная записка

     Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних  МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» (далее - Программа) разработана в соответствии - Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. г. № 273-ФЗ, Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних», - Закон ЯНАО от 05.04.2010 №38-ЗАО (ред. 16.07.2013) «О профилактике правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе» (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 16.03.2010),  Постановление Администрации Муниципального образования Надымский район 29.11.2013 г. № 789 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования Надымский район «Безопасный район».

      Цель Программы - формирование законопослушного поведения и гражданской ответственности, развитие правового самосознания и правовой культуры, уменьшение факторов риска для совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними в МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа».

В соответствии с этой целью определены:

  • основные задачи и этапы реализации программы на 2015 - 2020 годы;
  • основные направления реализации мероприятий программы.

Стратегия реализации Программы строится на принципах:

 

  • гуманизма и демократизма (приоритет законных интересов личности несовершеннолетних, его прав на свободу выбора дополнительных образовательных программ, забота о его здоровье):

      - конструктивного сотрудничества (учёт степени мотивации несовершеннолетних и его родителей (законных представителей) к соблюдению правил законопослушного поведения, стремления к личностному росту);

  • вариативности и персонифицированности учебных занятий (учёт степени мотивации и уровня готовности обучающихся к освоению основных и дополнительных образовательных программ);
  • социального партнёрства (сотрудничество МОУ «Ягельная СОШ» с законными представителями и / или должностными лицами в вопросах установления надзора над несовершеннолетними, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и / или содержанию со стороны родителей (законных представителей либо должностных лиц).

Обеспечение комплексного подхода к созданию условий, обеспечивающих формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в ходе реализации Программы, позволит снизить количество правонарушений и преступлений.

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения

Анализ правонарушений и преступлений на территории Надымского района и МО п. Ягельный, беседы с несовершеннолетними показывают, что преступления и правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. К данной категории обучающихся относятся несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, из семей, бюджет которых не позволяет обеспечить полноценный отдых и получение платных услуг, в результате чего несовершеннолетние предоставлены сами себе. Хотя в поселке Ягельный не зафиксированы факты увеличения количества неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью профилактической работы необходимо вести деятельность системного характера для не вовлечения несовершеннолетних в социально-опасные группы.

 Для недопущения роста правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» необходима профилактическая работа системного характера, что является веским основанием для разработки и реализации Программы по формированию законопослушного поведения обучающихся. Программа ориентирована на создание условий для организации содержательного досуга, воспитание физически здоровых граждан, проведение разъяснительной работы по вопросам законности и правопорядка. правилам работы с несовершеннолетними и их семьями, формирование привычек правомерного, ответственного поведения, осознания ответственности за совершённые правонарушения и преступления. Программа направлена на организацию совместной деятельности всех участников образовательных отношений в МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» с целью решения проблем правонарушений и положительной социальной адаптации несовершеннолетних в современном обществе.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  1. Недопущение появления фактов и роста количества правонарушений и преступлений несовершеннолетних МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа».
  2. Уменьшение факторов риска для совершения преступлений и правонарушений в среде несовершеннолетних.
  3. Сформированность у несовершеннолетних компетенций в вопросах законности и правопорядка.
  4. Сформированность у несовершеннолетних навыков здорового образа жизни, умений использовать спорт в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния, умений совершать правомерные действия в условиях социально-напряжённых ситуаций.
  5. Сформированность системы профилактической работы, которая будет включать:

а) оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо
проблемы в обучении, при которой осуществляется:

- постановка на внутришкольный профилактический учет обучающихся, имеющих отклонения в развитии и поведении, либо отклонения в обучении;

- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции с целью дальнейшего развития данных обучающихся;

- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с данными обучающимися и их родителями (законными представителями), оказания им адресной помощи;

- разработка педагогическими работниками (профессиональными объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучающихся, имеющих отклонения в развитии или поведении;

- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся данной категории, посещение учебных занятий, анализ освоения образовательных программ и урегулирование ситуации в пользу обучающегося.

б) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования, что предусматривает:

- разработку системы ежедневного учета обучающихся, не пришедших на учебные занятия, выяснение причин отсутствия на учебных занятиях и принятием оперативных мер по возвращению обучающихся;

- обеспечение максимального охвата обучающихся образовательными программами дополнительного образования;

- разработку мер поддержки и контроля каждого обучающегося и его семьи, находящейся в группе риска;

- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»).

в) выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей, предусматривающее:

- организацию мероприятий с целью выявления несовершеннолетних, подлежащих обучению, определение условий, в которых они проживают;

- посещение семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);

- организацию работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;

- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;

- привлечение органов государственного общественного управления (Совета школы, Совета профилактики) и социальных партнеров МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» к работе с семьями, не­выполняющими обязанности по воспитанию детей;

- организацию индивидуальных учебных занятий для обучающихся, долгое время не посещавших занятия;

- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;

- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.

г) обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и преступлений, предусматривающее:

- развитие системы дополнительного образования;

- разработку и реализацию программ дополнительного образования, привлечение к занятиям по этим программам обучающихся, требующих особого педагогического внимания;

- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время.

д) осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, предусматривающее:

- включение в учебные планы учебных предметов, образовательных модулей, направленных па формирование законопослушного поведения обучающихся;

- совершенствование воспитательной работы на основе развития воспитательных систем, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала учебных занятий;

- организацию в рамках воспитательной профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

- обеспечение участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций институционального, муниципального, регионального и федерального уровней, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

- использование педагогическими работниками современных образовательных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, совместной продуктивной деятельности и т. д.;

- сотрудничество педагогических коллективов с родительской общественностью, ведомствами, общественными организациями, учреждениями культуры, науки, спорта, здравоохранения при проведении совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Основные направления реализации мероприятий программы:

 № п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I. Создание организационно-управленческих условий, обеспечивающих

реализацию Программы

1.

Организация планомерной работы социально-психологической службы школы по координации выполнения Программы, в том числе:

-   участие в совместных рейдах по проверке мест концентрации детей,

-   участие в совместных рейдах, но выявлению неблагополучных семей;

- участие в совместных рейдах по посещению подростков, состоящих на различных видах учёта

Постоянно

Май, сентябрь

 

2.

Проведение заседаний Совета профилактики, в рамках реализации Программы

По отдельному плану

 

3.

Подготовка          методических рекомендаций для педагогических работников по внедрению методик формирования законопослушного поведения несовершеннолетних

Постоянно

 

 

 

4.

Проведение методических семинаров, круглых столов, практических занятий с педагогическими работниками, в том числе с участием представителей общественной безопасности и других ведомств по вопросам информационного, методического обеспечения и реализации мероприятий программы

Постоянно

 

5.

Создание и реализация совместных проектов с привлечением общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения профилактической работы и формирования законопослушного поведения несовершеннолетних:

- «Если…» (правовой клуб для старшеклассников);

- «Школа ответственного родителя» (просветительские занятия для родителей);

Постоянно

 

6.

Создание банка данных, о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования

Постоянно

 

7.

Разработка технологий и методов работы по реализации программы

Постоянно

 

8.

Участие педагогических работников, осуществляющих деятельность по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних в тематических совещаниях, семинарах, конференциях и на курсах повышения квалификации

Постоянно

 

9.

Осуществление мониторинга, но вопросам:

-  соблюдение пропускного режима и правил поведения обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка сотрудников, повышения бдительности и ответственности по соблюдению мер

антитеррористической защищённости и противодействия проявлениям экстремизма:

-  проведение мероприятий с детьми и их родителями (законными представителями) по предупреждению травматизма и безнадзорности детей на объектах повышенной опасности;

- проведение предупредительно-профилактических мероприятий по недопущению вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую деятельность;

-об итогах мероприятий, приуроченных к международным, всероссийским тематическим дням, взаимосвязанным с формированием

законопослушного поведения несовершеннолетних;

- о количестве обучающихся, регулярно не посещающих или систематически пропускающих по

неуважительным причинам учебные занятия;

- о количестве правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними;

- о количестве обучающихся, склонных к правонарушениям и преступлениям, занимающихся в спортивных секциях и творческих объединениях;

- о трудоустройстве обучающихся, находящихся в критической ситуации, из семей, нуждающихся в

материальной поддержке;

- о проведении реабилитационных мероприятий с семьями, находящимися в социально опасном

положении, семьями «группы риска», поставленными на учёт;

-   о методическом сопровождении деятельности педагогов (участии в методических мероприятиях) по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних;

-  о работе комиссий по урегулированию споров между участниками образовательного процесса

Постоянно Ежедневно

 

 

 

 

 

Постоянно

 

 

 

Постоянно

 

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

В течение года

В течение года

В течение года

 

В течение года

 

В течение года

 

 

1 раз в четверть

 

 

 

Постоянно

 

II. Создание единого методического, информационного пространства по формированию знаний несовершеннолетних в вопросах законности и гражданской ответственности за совершаемые неправомерные поступки

1.

Включение в программы, акции, коллективные социальные проекты, досуговые мероприятия, дискуссии, встречи с представителями правоохранительных органов, органов юстиции в целях самореализации обучающихся в сфере досуга и творчества, и формирования законопослушного поведения несовершеннолетних

До января 2016 года

 

3.

Внедрение в учебный процесс современных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.

Постоянно

 

4.

Использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журнaлов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов и мероприятий

Постоянно

 

5.

Ведение на сайте муниципальной образовательной организаций специальной рубрики по вопросам правового просвещения, профилактики противоправного поведения и безнадзорности несовершеннолетних, выпуск школьных газет, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних

До января 2016 года Постоянно

 

6.

Проведение информационной акции по работе единого телефона доверия для детей, подростков и их родителей (законных представителей)

сентябрь, май\ежегодно

 

7.

Проведение лекций, бесед, консультаций, информaционных мероприятий, родительских

собраний с участием специалистов в области правового воспитания в целях недопущения экстремистских действий и профилактики

правонарушений и преступлений

несовершеннолетних

Постоянно

 

8.

Проведение в школе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учёта, психологического тренинга, направленного на формирование навыков здорового образа жизни, отказа от алкоголя и наркотиков, токсических веществ

По необходимости

 

9.

Проведение опросов, анкетирования обучающихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения с целью выявления уровня правовой культуры

По необходимости

 

10.

Представление отчётов о результатах работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Раз в год

 

11.

Подготовка aаналитической информации о реализации мероприятий Программы

 

По итогам проведения мероприятий

 

III. Формирование у несовершеннолетних умения реализовать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения

1.

Организация участия несовершеннолетних в социально значимых проектах, районных, региональных и всероссийских конкурсах, направленных на формирование гражданско-правового сознания

Постоянно

 

2 .

Проведение Месячника правовых знаний

Ежегодно в октябре, апреле

 

3.

Проведение классного часа «Конституция РФ - основной закон государства».

Декабрь ежегодно

 

4.

Проведение мероприятий в рамках Дня правовой помощи детям

Ноябрь, ежегодно

 

5.

Проведение мероприятий в рамках Дня толерантности

Ноябрь ежегодно

 

6.

Проведение Недели здорового образа жизни, ГТО

Ежегодно

 

7.

Проведение тематического урока «Урок безопасности в сети Интернет»

Ежегодно

 

8.

Проведение Парламентского урока

Декабрь (ежегодно)

 

9.

Проведение Дня борьбы со СПИДом

Декабрь (ежегодно)

 

10.

Проведение месячника профилактики правонарушений

Ежегодно в октябре, апреле

 

11.

Проведение Всемирного дня здоровья

Ежегодно

7 апреля

 

12.

Проведение конкурса наглядной агитации антинаркотической направленности

Апрель, май (ежегодно)

 

IV. Обобщение и распространение эффективного опыта работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних, профилактике правонарушений и преступлений

1.

Анализ и обобщение деятельности педагогических работников по реализации программ формирования законопослушного поведения несовершеннолетних

Ежегодно

 

2.

Подготовка информационных справок, публикаций статей, сборников методических материалов, разработок занятий, отражающих опыт работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Ежегодно

 

3.

Участие в конкурсе полиграфической продукции «Альтернатива», организованного Департаментом образования Администрации МО Надымский район

Ежегодно

 

.  .  .