Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Программа
по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»
на 2015-2020 годы
Автор: Изекеева Алина Михайловна
Паспорт программы:
Наименование программы |
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» 2015-2020 годы (далее - программа). |
Разработчики программы |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ягельная средняя общеобразовательная школа» |
Основания для разработки программы |
- Конституция Российской Федерации. - Конвенция о правах ребенка. - Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. г. № 273- ФЗ. - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № Г20-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». - Закон ЯНАО от 05.04.2010 №38-ЗАО (ред. 16.07.2013) «О профилактике правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе» (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 16.03.2010). - Постановление Администрации Муниципального образования Надымский район 29.11.2013 г. № 789 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования Надымский район «Безопасный район». |
Цель программы |
Формирование законопослушного поведения и гражданской ответственности, развитие правового самосознания и правовой культуры, уменьшение факторов риска для совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними |
Основные задачи программы |
1.Защита прав и законных интересов несовершеннолетних. 2. Снижение подростковой преступности. 3. Активизация разъяснительной работы среди несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье, социуме. 4. Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и несовершеннолетних, склонных к социально-опасному, неправомерному поведению, правонарушениям и преступления. 5.Обеспечение активной пропаганды и информационной поддержки проводимой работы по правовому воспитанию несовершеннолетних. |
Сроки и этапы реализации |
Первый этап - подготовительный (2015/2016 учебный год): - организация планомерной работы рабочей группы по координации выполнения Программы; - проведение анализа состояния профилактической работы в МБОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»; - создание рабочих групп, разработка программ формирования законопослушного поведения несовершеннолетних; - разработка технологий и методов работы по реализации программ. 2 этап - практический (2016/2017 учебный год, 2017/2018 учебный год): - реализация Программы; - отслеживание результатов реализации Программы; - корректировка Программы; - отработка технологий и методов работы. 3 этап - обобщающий (2018/2019 учебный год): - анализ и обобщение результатов реализации Программы; - соотнесение результатов реализации Программы с поставленными целями: - оформление и описание результатов реализации Программы, опыта работы по разработке и реализации программ формирования законопослушного поведения несовершеннолетних. |
Основные направления реализации мероприятий программы |
1. Создание организационно-управленческих условий, обеспечивающих реализацию Программы. 2. Создание единого методического, информационного 3. Формирование у несовершеннолетних умения реализовать 4.Обобщение и распространение эффективного опыта работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних, профилактике правонарушений и преступлений. |
Ожидаемые результаты |
1. Недопущение роста количества правонарушений и преступлений несовершеннолетних. 2. Уменьшение факторов риска для совершения преступлений 3. Сформированность у несовершеннолетних компетенций в вопросах законности и правопорядка 4. Сформированность у несовершеннолетних навыков здорового образа жизни, умений использовать спорт в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния, умений совершать правомерные действия в условиях социально-напряжённых ситуаций. 5. Сформированность модели системы профилактической |
Система организации и контроля исполнения Программы |
Контроль за выполнением Программы осуществляет Администрации МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» |
Критерии эффективности реализации Программы |
1.Внедрение в практику работы программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. 2. Снижение количества правонарушений и преступлений 3. Ежегодный прирост охвата несовершеннолетних занятиями в 4. 100 % несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета и группы риска, включены во внеурочную деятельность и освоение дополнительных образовательных программ по интересам. 5. Прирост количества обучающихся с необходимым уровнем сформированноети компетенций в вопросах законности и правопорядка. |
Пояснительная записка
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» (далее - Программа) разработана в соответствии - Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. г. № 273-ФЗ, Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних», - Закон ЯНАО от 05.04.2010 №38-ЗАО (ред. 16.07.2013) «О профилактике правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе» (принят Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 16.03.2010), Постановление Администрации Муниципального образования Надымский район 29.11.2013 г. № 789 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования Надымский район «Безопасный район».
Цель Программы - формирование законопослушного поведения и гражданской ответственности, развитие правового самосознания и правовой культуры, уменьшение факторов риска для совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними в МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа».
В соответствии с этой целью определены:
- основные задачи и этапы реализации программы на 2015 - 2020 годы;
- основные направления реализации мероприятий программы.
Стратегия реализации Программы строится на принципах:
- гуманизма и демократизма (приоритет законных интересов личности несовершеннолетних, его прав на свободу выбора дополнительных образовательных программ, забота о его здоровье):
- конструктивного сотрудничества (учёт степени мотивации несовершеннолетних и его родителей (законных представителей) к соблюдению правил законопослушного поведения, стремления к личностному росту);
- вариативности и персонифицированности учебных занятий (учёт степени мотивации и уровня готовности обучающихся к освоению основных и дополнительных образовательных программ);
- социального партнёрства (сотрудничество МОУ «Ягельная СОШ» с законными представителями и / или должностными лицами в вопросах установления надзора над несовершеннолетними, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и / или содержанию со стороны родителей (законных представителей либо должностных лиц).
Обеспечение комплексного подхода к созданию условий, обеспечивающих формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в ходе реализации Программы, позволит снизить количество правонарушений и преступлений.
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
Анализ правонарушений и преступлений на территории Надымского района и МО п. Ягельный, беседы с несовершеннолетними показывают, что преступления и правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. К данной категории обучающихся относятся несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, из семей, бюджет которых не позволяет обеспечить полноценный отдых и получение платных услуг, в результате чего несовершеннолетние предоставлены сами себе. Хотя в поселке Ягельный не зафиксированы факты увеличения количества неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью профилактической работы необходимо вести деятельность системного характера для не вовлечения несовершеннолетних в социально-опасные группы.
Для недопущения роста правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» необходима профилактическая работа системного характера, что является веским основанием для разработки и реализации Программы по формированию законопослушного поведения обучающихся. Программа ориентирована на создание условий для организации содержательного досуга, воспитание физически здоровых граждан, проведение разъяснительной работы по вопросам законности и правопорядка. правилам работы с несовершеннолетними и их семьями, формирование привычек правомерного, ответственного поведения, осознания ответственности за совершённые правонарушения и преступления. Программа направлена на организацию совместной деятельности всех участников образовательных отношений в МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» с целью решения проблем правонарушений и положительной социальной адаптации несовершеннолетних в современном обществе.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- Недопущение появления фактов и роста количества правонарушений и преступлений несовершеннолетних МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа».
- Уменьшение факторов риска для совершения преступлений и правонарушений в среде несовершеннолетних.
- Сформированность у несовершеннолетних компетенций в вопросах законности и правопорядка.
- Сформированность у несовершеннолетних навыков здорового образа жизни, умений использовать спорт в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния, умений совершать правомерные действия в условиях социально-напряжённых ситуаций.
- Сформированность системы профилактической работы, которая будет включать:
а) оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо
проблемы в обучении, при которой осуществляется:
- постановка на внутришкольный профилактический учет обучающихся, имеющих отклонения в развитии и поведении, либо отклонения в обучении;
- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции с целью дальнейшего развития данных обучающихся;
- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с данными обучающимися и их родителями (законными представителями), оказания им адресной помощи;
- разработка педагогическими работниками (профессиональными объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучающихся, имеющих отклонения в развитии или поведении;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся данной категории, посещение учебных занятий, анализ освоения образовательных программ и урегулирование ситуации в пользу обучающегося.
б) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования, что предусматривает:
- разработку системы ежедневного учета обучающихся, не пришедших на учебные занятия, выяснение причин отсутствия на учебных занятиях и принятием оперативных мер по возвращению обучающихся;
- обеспечение максимального охвата обучающихся образовательными программами дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля каждого обучающегося и его семьи, находящейся в группе риска;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»).
в) выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей, предусматривающее:
- организацию мероприятий с целью выявления несовершеннолетних, подлежащих обучению, определение условий, в которых они проживают;
- посещение семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);
- организацию работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;
- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;
- привлечение органов государственного общественного управления (Совета школы, Совета профилактики) и социальных партнеров МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» к работе с семьями, невыполняющими обязанности по воспитанию детей;
- организацию индивидуальных учебных занятий для обучающихся, долгое время не посещавших занятия;
- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.
г) обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и преступлений, предусматривающее:
- развитие системы дополнительного образования;
- разработку и реализацию программ дополнительного образования, привлечение к занятиям по этим программам обучающихся, требующих особого педагогического внимания;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время.
д) осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, предусматривающее:
- включение в учебные планы учебных предметов, образовательных модулей, направленных па формирование законопослушного поведения обучающихся;
- совершенствование воспитательной работы на основе развития воспитательных систем, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала учебных занятий;
- организацию в рамках воспитательной профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- обеспечение участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций институционального, муниципального, регионального и федерального уровней, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;
- использование педагогическими работниками современных образовательных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, совместной продуктивной деятельности и т. д.;
- сотрудничество педагогических коллективов с родительской общественностью, ведомствами, общественными организациями, учреждениями культуры, науки, спорта, здравоохранения при проведении совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основные направления реализации мероприятий программы:
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
I. Создание организационно-управленческих условий, обеспечивающих реализацию Программы |
|||
1. |
Организация планомерной работы социально-психологической службы школы по координации выполнения Программы, в том числе: - участие в совместных рейдах по проверке мест концентрации детей, - участие в совместных рейдах, но выявлению неблагополучных семей; - участие в совместных рейдах по посещению подростков, состоящих на различных видах учёта |
Постоянно Май, сентябрь |
|
2. |
Проведение заседаний Совета профилактики, в рамках реализации Программы |
По отдельному плану |
|
3. |
Подготовка методических рекомендаций для педагогических работников по внедрению методик формирования законопослушного поведения несовершеннолетних |
Постоянно |
|
|
|||
4. |
Проведение методических семинаров, круглых столов, практических занятий с педагогическими работниками, в том числе с участием представителей общественной безопасности и других ведомств по вопросам информационного, методического обеспечения и реализации мероприятий программы |
Постоянно |
|
5. |
Создание и реализация совместных проектов с привлечением общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения профилактической работы и формирования законопослушного поведения несовершеннолетних: - «Если…» (правовой клуб для старшеклассников); - «Школа ответственного родителя» (просветительские занятия для родителей); |
Постоянно |
|
6. |
Создание банка данных, о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования |
Постоянно |
|
7. |
Разработка технологий и методов работы по реализации программы |
Постоянно |
|
8. |
Участие педагогических работников, осуществляющих деятельность по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних в тематических совещаниях, семинарах, конференциях и на курсах повышения квалификации |
Постоянно |
|
9. |
Осуществление мониторинга, но вопросам: - соблюдение пропускного режима и правил поведения обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка сотрудников, повышения бдительности и ответственности по соблюдению мер антитеррористической защищённости и противодействия проявлениям экстремизма: - проведение мероприятий с детьми и их родителями (законными представителями) по предупреждению травматизма и безнадзорности детей на объектах повышенной опасности; - проведение предупредительно-профилактических мероприятий по недопущению вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую деятельность; -об итогах мероприятий, приуроченных к международным, всероссийским тематическим дням, взаимосвязанным с формированием законопослушного поведения несовершеннолетних; - о количестве обучающихся, регулярно не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия; - о количестве правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними; - о количестве обучающихся, склонных к правонарушениям и преступлениям, занимающихся в спортивных секциях и творческих объединениях; - о трудоустройстве обучающихся, находящихся в критической ситуации, из семей, нуждающихся в материальной поддержке; - о проведении реабилитационных мероприятий с семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями «группы риска», поставленными на учёт; - о методическом сопровождении деятельности педагогов (участии в методических мероприятиях) по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних; - о работе комиссий по урегулированию споров между участниками образовательного процесса |
Постоянно Ежедневно
Постоянно
Постоянно
В течение года
В течение года
В течение года В течение года В течение года
В течение года
В течение года
1 раз в четверть
Постоянно |
|
II. Создание единого методического, информационного пространства по формированию знаний несовершеннолетних в вопросах законности и гражданской ответственности за совершаемые неправомерные поступки |
|||
1. |
Включение в программы, акции, коллективные социальные проекты, досуговые мероприятия, дискуссии, встречи с представителями правоохранительных органов, органов юстиции в целях самореализации обучающихся в сфере досуга и творчества, и формирования законопослушного поведения несовершеннолетних |
До января 2016 года |
|
3. |
Внедрение в учебный процесс современных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д. |
Постоянно |
|
4. |
Использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журнaлов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов и мероприятий |
Постоянно |
|
5. |
Ведение на сайте муниципальной образовательной организаций специальной рубрики по вопросам правового просвещения, профилактики противоправного поведения и безнадзорности несовершеннолетних, выпуск школьных газет, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних |
До января 2016 года Постоянно |
|
6. |
Проведение информационной акции по работе единого телефона доверия для детей, подростков и их родителей (законных представителей) |
сентябрь, май\ежегодно |
|
7. |
Проведение лекций, бесед, консультаций, информaционных мероприятий, родительских собраний с участием специалистов в области правового воспитания в целях недопущения экстремистских действий и профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних |
Постоянно |
|
8. |
Проведение в школе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учёта, психологического тренинга, направленного на формирование навыков здорового образа жизни, отказа от алкоголя и наркотиков, токсических веществ |
По необходимости |
|
9. |
Проведение опросов, анкетирования обучающихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения с целью выявления уровня правовой культуры |
По необходимости |
|
10. |
Представление отчётов о результатах работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних |
Раз в год |
|
11. |
Подготовка aаналитической информации о реализации мероприятий Программы
|
По итогам проведения мероприятий |
|
III. Формирование у несовершеннолетних умения реализовать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения |
|||
1. |
Организация участия несовершеннолетних в социально значимых проектах, районных, региональных и всероссийских конкурсах, направленных на формирование гражданско-правового сознания |
Постоянно |
|
2 . |
Проведение Месячника правовых знаний |
Ежегодно в октябре, апреле |
|
3. |
Проведение классного часа «Конституция РФ - основной закон государства». |
Декабрь ежегодно |
|
4. |
Проведение мероприятий в рамках Дня правовой помощи детям |
Ноябрь, ежегодно |
|
5. |
Проведение мероприятий в рамках Дня толерантности |
Ноябрь ежегодно |
|
6. |
Проведение Недели здорового образа жизни, ГТО |
Ежегодно |
|
7. |
Проведение тематического урока «Урок безопасности в сети Интернет» |
Ежегодно |
|
8. |
Проведение Парламентского урока |
Декабрь (ежегодно) |
|
9. |
Проведение Дня борьбы со СПИДом |
Декабрь (ежегодно) |
|
10. |
Проведение месячника профилактики правонарушений |
Ежегодно в октябре, апреле |
|
11. |
Проведение Всемирного дня здоровья |
Ежегодно 7 апреля |
|
12. |
Проведение конкурса наглядной агитации антинаркотической направленности |
Апрель, май (ежегодно) |
|
IV. Обобщение и распространение эффективного опыта работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних, профилактике правонарушений и преступлений |
|||
1. |
Анализ и обобщение деятельности педагогических работников по реализации программ формирования законопослушного поведения несовершеннолетних |
Ежегодно |
|
2. |
Подготовка информационных справок, публикаций статей, сборников методических материалов, разработок занятий, отражающих опыт работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних |
Ежегодно |
|
3. |
Участие в конкурсе полиграфической продукции «Альтернатива», организованного Департаментом образования Администрации МО Надымский район |
Ежегодно |
|