Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок русского языка в 7 классе "Публицистический стиль"

Дата публикации: 2019-04-16 13:54:18
Статью разместил(а):
Суровцева Светлана Владимировна

Урок русского языка в 7 классе "Публицистический стиль"

Автор: Суровцева Светлана Владимировна

 

Предмет: русский язык.

Класс: 7.

Авторы УМК: Русский язык 7 класс. /Автор-составитель  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. рук. Н.М. Шанский. М. - Просвещение.

Тема урока: «Публицистический стиль» входит в одну большую тему – «Стили речи». Поэтому ученики к данному уроку должны повторить ранее изученные стили речи (д/з параграф 10).

Форма урока: урок развития речи.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: мультимедийный проектор, рабочие карточки. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения.

Цели урока:

Образовательная: практическое овладение навыками публицистического стиля.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для  социально-культурного развития.

Развивающая: развитие речи и развитие творческих способностей.

Задачи:

·         Вспомнить особенности публицистического стиля.

·         Уметь определять и обосновывать принадлежность текста к публицистическому стилю

·         Обогатить знания о публицистическом стиле

·         Подготовиться к созданию собственного текста публицистического стиля.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

·         эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·         понимать эмоции других людей, сопереживать.

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

·         владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Познавательные УУД;

·         находить ответы на вопросы;

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

·         умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный этап.  (3-5 мин.)

Цель этапа: активизировать внимание учащихся, настроить на работу

 Здравствуйте, ребята,  я очень рада нашей встрече! Наш урок сегодня покажется вам не совсем обычным. Я пришла к вам поделиться своей мечтой. Вы уже задумывались над своей будущей профессией? Открою вам секрет: в вашем возрасте я мечтала стать журналистом. Уже в 9 классе я стала внештатным корреспондентом районной газеты «Ленинское знамя», у меня даже был даже псевдоним Людмила Иванова. Вам интересно, почему я стала учителем, а не журналистом? Ответ прост: так сложилась жизнь. Но я не жалею, что стала учителем, наоборот, жизнь дала мне возможность передавать знания и опыт, дарить тепло самым чистым и благодарным людям – детям. Вам.

Слушают учителя, знакомятся, включаются в беседу, устанавливают эмоциональный контакт

Организация учебного сотрудничества с незнакомым учителем

II. Этап мотивации (самоопределения) к деятельности (2-3 мин.)

Цель этапа: через проблемную ситуацию создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Я  знаю, что тема стили речи вами уже изучена. А можете ли вы догадаться, чему будет посвящен сегодняшний урок, связав тему с моей мечтой?

 - Да, ребята,  публицистический стиль. К концу урока  вы в процессе совместной работы должны представить образовательный продукт.  Это будет статья в районную газету. В толковом словаре русского языка приводится следующее определение: «Продукт - это какой-либо предмет или результат труда человека или группы людей...»

Образовательным продуктом является совокупность ваших  знаний, умений и навыков, обобщенных, систематизированных и конкретизированных на данном уроке. Это ваш интеллектуальный труд. 

Предположительные ответы детей:

 - На уроке мы будем говорить о публицистическом стиле.

Личностные: осознание ценности данного урока.

Регулятивные: осознание смысла учебной задачи и принятие ее как лично значимой, внутренняя мотивация на активную деятельностную позицию.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

III. Этап актуализации опорных знаний (10-13 мин.)

Цель этапа: воспроизведение ранее полученных опорных знаний для активного усвоения учебного материала на основе технологии коммуникативно-диалоговой деятельности.

- Ребята, я знаю, что вы составляли опорную таблицу по стилям речи. Это основные вопросы §10 с предыдущего урока.

  - Запишите на доске

·         основные функции П.С.(анализ видеосюжетов) выбор функционального поля деятельности*,

·         лексические особенности,

·         грамматические особенности,

·         жанры,

·         общие черты П.С.

* Функции публицистического стиля:

Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях. Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы.

Составление кластера «Публицистический стиль». Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

- просмотр видеороликов

 «Спаси человека в себе»

«Новости Бурятии»

Познавательные: умение структурировать знания по теме, осознанно и произвольно строить речевые высказывания; определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные: прогнозирование, контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным эталоном.

 

IV. Этап фиксирования результата  в  действии. (15-18 мин.)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к собственной деятельности

- А теперь, ребята, немного отдохнем. Скажите, какой важный и добрый праздник ожидает весь мир на следующей неделе?

- Предлагаю вам посмотреть видеосюжет, который поможет определить еще одно событие, кроме Дня учителя.

- Всемирный день защиты животных, или просто День животных  — международный день, призванный обратить внимание человечества на проблемы остальных обитателей планеты Земля. Эта дата отмечается ежегодно 4 октября.

- Именно к этому празднику мы приурочим статью. На ваших столах лежат рабочие листы с названием микротемы текста. Ваша задача за определенное время  составить от 3-5 предложений. 5 микротем – 5 групп.

Во время работы проверяйте себя по смысловым блокам кластера.

Этапы:

1. Формулировка проблемы (тезис),

2. Красная книга – это список всех редчайших видов живых организмов нашей планеты.
3. Влияние животных на здоровье человека.

4. Милосердие – замечательное качество человека.

5. Обращение к обществу.

(При работе с тестом разрешается пользоваться гаджетами для поиска информации)          

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ППРОДУКТА

Предположительные ответы детей:

 - На следующей неделе будет отмечаться День учителя.

- просмотр видеоролика «Всемирный день защиты животных»

- записи в тетради:

Всемирный день защиты животных отмечается 4 октября.

Самостоятельная работа в группах.

Именно гаджеты могут стать хорошим средством мотивации к учебе.         

Учащиеся самостоятельно подходят к открытию нового знания

Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами, таблицами, средствами коммуникации; умение структурировать полученные знания.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия.

Умение анализировать языковой материал.

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника.

Умение осуществлять  проверку знаний; коррекция.

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель:  самооценка результатов своей деятельности.

При проведении рефлексии учитель предлагает  воспользоваться приемом 

«Для меня сегодняшний урок …»

Учащимся дается возможность оценить свою работу по критериям:

·         на уроке мне было комфортно/дискомфортно

·         теперь я могу…, потому что узнал…

·         этот урок стал полезным/бесполезным

Личностный результат УУД:

- способность к самооценке.

Регулятивные: волевая саморегуляция

VI. Домашнее задание

Цель: мотивация учащихся, стремящихся решить задачи повышенного уровня.  

1.      Составить синквейн «Публицистический стиль»

Для выполнения задания детям предлагается инструкция и образец выполнения задания. 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. 

Познавательные: создание письменного монологического высказывания.

.  .  .