Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Интегрированный урок: геометрия и информатика в 11 классе

Дата публикации: 2019-02-25 20:09:22
Статью разместил(а):
Лысенко Татьяна Сергеевна

Интегрированный урок: геометрия и информатика в 11 классе

«Решение задач из открытого банка подготовки к ЕГЭ. Построение тел вращения» 

Авторы: Лысенко Татьяна Сергеевна

и Наськина Лариса Александровна

 

Тема урока: Вычисление объема тел вращения.

Цель урока: Повторить и обобщить знания по темам: «Объемы многогранников и тел вращения», «Электронные таблицы Excel», "Компас". Видеть связь изучаемого материала с другими предметами и использовать имеющиеся знания. Формировать мировоззрение, эстетическую культуру, организованность в труде.

ПЛАН УРОКА:

1.     Актуализация знаний по геометрии.

2.      Построение простейших тел вращения  в трехмерном пространстве и решение задачи по данному телу

3.     Проверка выполнения заданий.

4.     Построение усложненных тел вращения и решения задач из открытого банка.

5.     Самостоятельная работа с самопроверкой

6.     Итог урока.

7.     Домашнее задание.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, программное обеспечение.

ХОД УРОКА:

I.  Оргмомент.

II. На доске записаны окончание формул, записать начало по одному чел к доске. Около формулы буквы. Заполнить таблицу и из полученных букв составить слово, связанное с нашим уроком

Sб.п.ц =2ПRH  (о)  Sб.п.к.=ПRl   (е)  Sб.п.пир=1/2Pоснl  (а)  Vц=ПR2H  (с) Vк=1/3 ПR2H (л)

Sсф= 4 ПR2  (к)    Vш= 4/3ПR3H (н)   Vпир= 1/3SоснH (у)   Vпр= SоснH (л)

4 ПR2   

Sб.п.ц 

4/3ПR3H 

1/3SоснH 

Vц 

 

 

 

 

 

 

Действительно сегодня наш урок посвящен построению тел вращения с использованием знаний по информатике.

Уч. информатики. Сегодня на уроке, используя программу «КОМПАС» мы будем строить тела вращения.

Первоначальные сведения о свойствах геометрических тел люди нашли, наблюдая окружающий мир и в результате практической деятельности. Еще за тысячи лет до наших времен земледельцы пытались хотя бы приблизительно узнать о собранном урожае, вычисляя размеры куч зерна и тех емкостей, где зерно сохраняли. На что похожи кучи зерна? Конус –втулка, сосновая шишка.

Конус - это тело вращения (продолжить)

Ученик - тело вращения, которое получается в результате вращения прямоугольного треугольника вокруг его катета.

Ученики строят, учитель информатики помогает.

1. Плоскость ХУ.

2. Эскиз.

3. Отрезок, стиль осевой (катет - ось вращения).

4. Отрезок, стиль основной (гипотенуза и катет прямоугольного треугольника).

5. Отключить эскиз.

6. Операция вращения.

Получили тело вращения конус.

Уч.математики. После построения возьмите листочек с цифрой 1 и решите задачу. Кто решит поднимает руку.

В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 1/2 высоты. Объём жидкости равен 70 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы полностью наполнить сосуд?  (490)

Ученик, который решил объясняет решение задачи. Все проверяют.

Уч. информатики. Переходим ко второму построению. Когда начали строить здания  из камня, то пришлось перетаскивать тяжелые каменные глыбы. Для этого применяли катки. Было замечено, что перекатка тяжелого камня становилась легче, если для катка взято прямое дерево и от него отрезан кусок с почти одинаковой толщиной в начале и конце. Так люди познакомились с цилиндром. В переводе на русский язык цилиндр – валик, каток;

Цилиндр.

Ученик: Цилиндр - может быть получен вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.  

Построение.

1. Плоскость ХУ.

2. Эскиз.

3. Отрезок, стиль осевой (сторона прямоугольника - ось вращения).

4. Отрезок, стиль основной (достроили прямоугольник).

5. Отключить эскиз.

6. Операция вращения.

Получили тело вращения цилиндр.

Уч. математики. Решите задачу под цифрой 2. И прокомментируйте.

В цилиндрический сосуд налили 2000 см3 воды. Уровень воды при этом достигает высоты 12 см. В жидкость полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 9 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в см3.(1500)

Уч. информатики. Продолжаем построения. В связи с развитием мореплавании были нужны астрономические наблюдения, что заставляло человека изучать свойства шара и его частей. Шар и сфера – происходят от одного и того же греческого слова «сфайра» - мяч. Аристотель считал, что шарообразная форма, как наиболее совершенная, свойственна Солнцу, Земле, Луне и всем мировым телам. 

Ученик: Шар - образуется вращением полукруга около его неподвижного диаметра.  

Построение.

1. Плоскость ХУ.

2. Эскиз.

3. Отрезок, стиль осевой (неподвижный диаметр - ось вращения).

4. Дуга по двум точкам, стиль основной.

5. Отключить эскиз.

6. Операция вращения.

Получили тело вращения шар.

Уч. математики. Как вы думаете с каким телом будет связана следующая задача?

Идет решение и комментирование

Радиусы трех шаров равны 6, 8 и 10. Найдите радиус шара, объем которого равен сумме их объемов. (12)

ФИЗМИНУТКА Упражнение для глаз.

Уч. математики. Решим необычную, но и очень легкую задачу. Кто первый догадается?

Середина ребра куба со стороной 1,9 является центром шара радиуса 0,95. Найдите площадь части поверхности шара, лежащей внутри куба. В ответе запишите (0,9025)

Уч. Математики. Вспомнили формулы, решили задачи, а сейчас проверим на сколько мы готовы к выполнению заданий В8 егэ. Самостоятельная работа с самопроверкой. Решают 5 задач и записывают в таблицу, если ячейка таблицы окрашивается в зеленый цвет - ответ правильный, если в красный - неправильный.

Опросить учащихся через 7 мин. Кто сколько заданий решил? (5 заданий -"5", 4-"4", 3-"3", 1-2-"2").

Уч.информатики: Построим следующие тела вращения.

Итог урока: Сегодня на уроке мы строили конус, шар, цилиндр. Как получаются эти тела? Ученики проговаривают. Вычисляли объемы тел вращения, а где в жизни мы встречаемся с телами вращения? (Презентация)

.  .  .