Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность

Дата публикации: 2019-01-27 16:44:37
Статью разместил(а):
Широкова Елена Александровна

Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность

Автор: Широкова Елена Александровна

 

Учитель живёт до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться,

в нём умирает учитель

(К.Д. Ушинский)

 

Учитель учится всю жизнь - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с горем пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое.

Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

В образовательном процессе можно выделить  три стороны: ученик, учитель и родители. И у всех одна цель - качественное образование. Только взгляды и понятия  отличаются.

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

·         с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

·         с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

·         с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

Для родителей:

·         с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

·         со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

·         с умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для учителей:

·         с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);

·         с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

·         со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

·         с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

1) образовательных результатов;

2) организации образовательного процесса;

3) профессионального мастерства педагога.

Таким образом, совершенствование педагогического мастерства учителя  играет немалую роль в качестве образования.

Совершенствовать педагогическое мастерство возможно по направлениям, которые тесно взаимосвязаны: это организация методических объединений и курсы повышения квалификации, самообразование (приобретение знаний, умений, навыков), самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности) и саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей), изучение передового педагогического опыта и взаимопосещение уроков. 

Попробуем выявить, каким образом самообразование влияет на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителей.

Попробуем:

 – Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию;

– Показать необходимость самообразовательной деятельности  в процессе совершенствования педагогического мастерства учителя;

– Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога;

– Наметить анализ профессионального  роста  учителей школы;

Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Адольф Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете - способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Если процесс образования:

- осуществляется добровольно,

- осуществляется сознательно,

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании.

Давайте попробуем раскрыть сущность педагогического мастерства. 

Мастерство педагогическое - высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определёнными видами деятельности, и формирование мастерства - задача первостепенной важности в любой области человеческой деятельности. Для мастерства в любой сфере деятельности характерна высокая пластичность, т.е. способность переключаться с одних условий на другие, приспосабливаться к новым требованиям.  

 А какие же мотивы побуждают учителя к самообразованию?  

• Ежедневная работа с информацией.

• Желание творчества.

• Стремительный рост современной науки.

• Изменения, происходящие в жизни общества.

• Конкуренция.

• Общественное мнение.

• Материальное стимулирование.

• Интерес.

При выборе темы самообразования следует исходить из следующего:

•         единой методической темы школы; 

•         актуальности  и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, 

•         затруднений педагогов; 

•         педагогического стажа; 

•         уровня профессиональной компетентности педагога; 

Выделим основные этапы организации самообразования педагога:  

1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу;  

2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;  

3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ;  

4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов;  

5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.  

Результат самообразования подразумевает следующее:  

•         повышение качества преподавания предмета;

•         разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

•         разработка новых форм, методов и приемов обучения;

•         доклады, выступления;

•         разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

•         создание комплектов педагогических разработок;

•         проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Факторы, препятствующие и способствующие саморазвитию педагога. Согласитесь, что все-таки больше стимулирующих факторов, чем препятствующих, и они более весомые.

Факторы, препятствующие саморазвитию педагога в школе:

1. Собственная инерция.  

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач. 

3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей. 

4. Враждебность окружающих. 

5. Отсутствие объективной информации о себе. 

6. Состояние здоровья.  

7. Недостаток времени.  

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства. 

Стимулирующие факторы:

1. Школьная методическая работа. 
2. Обучение на курсах. 
3. Пример и влияние коллег. 
4. Пример и влияние руководителей. 
5. Организация труда в школе. 
6. Внимание к этой проблеме руководителей. 
7. Доверие. 
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования. 
9. Занятия самообразованием. 
10. Интерес к работе. 
11. Возрастающая ответственность. 
12. Возможность получения признания в коллективе.  

Автор многих методических пособий для педагогов В.М. Лизинский высказал истину: "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить".

 Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. 

.  .  .