Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Интерактивное обучение

Дата публикации: 2019-01-21 22:15:32
Статью разместил(а):
Головкина Ольга Николаевна

Интерактивное обучение

Автор: Головкина Ольга Николаевна

 

В ФГОС основного общего образования в качестве одной из важнейших задач обучения названа необходимость «формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе и приобретению опыта такой работы, практического освоения морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества». Универсальным методом обучения, соответствующим требованием ФГОС является ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Если искать сущность интерактивного обучения, то им стало бы слово «взаимодействие», точнее – Взаимо-Со-Действие.

Интерактивное обучение - это особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимодействиях субъектов, направленная на обеспечение их само - и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающихся и социально-ориентированных задач.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, по сколько обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой не возможно реализовать совместную деятельность; развивает общие умения и навыки (анализ, синтез, постановку целей  т.п.), т.е. обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.

Интерактивное обучение решает еще одну очень важную задачу - релаксацию, снятия нервной нагрузки, переключения внимания,  смене форм деятельности и т.д. В режиме занятий происходит постоянная смена режимов   деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, мини-лекции (небольшие теоретические части).

Интерактивное обучение способствует углубленному изучению той или иной темы, овладению определенной методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретению навыков подхода к решению проблем.

Коллективная взаимодействия и общения учит школьников формулировать мысли, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированного вести спор.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:

- повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;

- усиление мотивации к изучению географии;

- формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

- развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

- формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность.

Задачи интерактивного обучения:

- познавательная, связанная с учебной ситуацией и овладением содержанием образовательных программ;

- коммуникативно-развивающая, связанная с выработкой и развитием навыков общения внутри и за пределами конкретной группы;

- социально-ориентационная, связанная с воспитанием гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

Признаки интерактивного обучения:

•      Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме. деятельности

•      Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.

•      Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

•      Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.

•      Свобода выбора (форм исследования, способ представления точки зрения).

•      Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

•      Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

Интерактивное занятие (урок) можно подразделить на 4 основные этапа: подготовительный, интерактивное общение (работа в малых группах), интерактивного общение (межгрупповая работа), рефлексия.

Этап занятия

Задачи учителя

Задачи учащихся  

Результаты этапа

Подготовительный

Методическая проработка занятия; подготовка пространства, располагающему к активному диалогу; предъявление задач, побуждающих к интеграции усилий 

Принятие по форме и по содержанию ситуации обучения и предъявленной учебной задачи 

Быстрое включение в ситуацию обучения, осознание поставленной учебной задачи, готовность к ее решению

Интраактивный

Осуществление тайм-менеджмента; не доминантная коррекция коммуникативного процесса во времени групповой работы.

Поиск решения учебной задачи внутри микрогруппы; освоение правил учебного сотрудничества, включение в ролевое взаимодействие

Подготовка внутригруппового решения; выбор варианта его предъявления и защиты

Интерактивное

Организация "тендера" решений с включением всех участников в процесс поиск оптимального варианта разрешения поставленной задачи.

Предъявление групповых решений, их сравнение и оценка 

Развитие аналитического критического и креативного подходов в ситуации учебного сотрудничества

Рефлексивный

Обеспечение возможности представить мнение по поводу учебной и коммуникативной задач урока

Конструктивная актуализация мнения по поводу формы и содержания проведенного урока

Развитие групповых и личностных навыков рефлексии, формирование позитивных групповых процессов. 

 

К психолога педагогическим условиям  организации интерактивного обучения и воспитания относят доверительные, позитивные отношения между преподавателями и учащимися: демократический стиль преподавания, сотрудничество учащихся между собой  с учителем; опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности, их регулярная и целеобусловленная смена, включение внешней  внутренней мотивации деятельности, взаимомотивация учащихся.

В зависимости от форм организации интерактивного обучения и воспитания могут меняться и условия их организации. Общими условиями при объяснении нового материала могут быть следующие:

1. Педагог входит в контакт не как "законодатель" а как собеседник.

2. Преподаватель не только признает право учащихся на собственное суждение, но и заинтересован в нем.

3. Объяснение включает обсуждение различных точек зрения на решение проблем, воспроизводит логику развития понятия, показывает способы решения противоречий.

4. Общение со школьниками строиться так, чтобы подвести к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданным самим же преподавателем.

5. Преподаватель строит вопросы к материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у школьников и стимулирует их самостоятельный поиск ответов по ходу объяснения, добиваясь активной мыслительной деятельности у учащихся.

Разрешение проблемных ситуаций идет по алгоритму:

1. Формирование проблемы, ее анализ.

2. Актуализация до уровня значимости для каждого , подготовка опорных знаний.

3. Сопоставление результатов анализа интуациии с нормой.

4. Разработка механизма достижения нормы в исследуемой проблеме (построить модель, проект, разработать технологию и т.п.).

5. Сопоставление результатов  целью (несоответствие рассматривается как новая проблема).

Примеры заданий интерактивного обучения

 

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации 

Методы обмена деятельностями  

Методы мыследеятельности  

Методы смыслотворчества  

Методы рефлексивной деятельности  

Интерактивные игры  

Познавательные УУД

«Дебаты»  

«Слепой капитан»  

«Четыре угла»  

«Заверши фразу»  

«Рефлексивный круг»  

«Икебана (букет)»  

«Интервьюирование»  

«Мозаика»  

«Цветные фигуры»  

«Ассоциации»  

«Рефлексивная мишень»  

«Биоценоз»  

«Неоконченные предложения»  

«Метаплан»  

«Выбор»  

«Алфавит»  

«Мини-сочинение»  

«Давай делай»  

«Деловая игра»  

«Диктант для шпиона»  

«Логическая цепочка»  

«Работа с понятиями»  

«Ключевое слово»  

«Гостиница»  

«Свободный микрофон»  

«Поединок»  

«Смена собеседника»  

«Интеллектуальные качели»  

«Анкета-газета»  

«Школа»  

«Показуха»  

«Мозговой штурм»  

«Дюжина вопросов»  

«Минута говорения»  

«Заверши фразы»  

«Инсценирование»  

«Диалогическая пара»  

«Почта»  

«Круглый стол»  

«Аллитерация понятия»  

«Острова»  

«Имитация»  

«Если бы я был…»  

«Мастерская будущего»  

«Дискуссия»  

«Сочиняем рассказ»  

«Рынок мнений»  

«Театрализация»  

«Источники информации»  

«Моделирование жизненных ситуаций»  

«Мозговой штурм»  

«Кластер»  

«Синквейн»  

«Ролевая игра»  

 

«Круглый стол»  

«Чье это?»  

«Минута творения»  

«Телеграмма»  

«Эстафета с вариациями»  

 

«Перекрестные группы»  

«Кейс-метод»  

«Древо мудрости»  

«Чемодан, корзина, мясорубка»  

«Коллективное эхо»  

 

«1х2х4»  

«Выбери из 5»  

 

«Слово-импульс»  

«Руки-ноги»  

 

«Пресс-конференция»  

«Шпаргалки»  

 

«Шипы и розы»  

«Ванька-встанька»  

 

«Аквариум»  

«Ожившие модели»  

 

«Лестница достижений»  

 
 

«На вкус и цвет»  

«Ассоциативные  схемы»  

 

«Вопросник»  

 
 

«Нормы взаимодействия»  

«Концентрация»  

 

«Выставка плаката»  

 
 

«Блиц опрос по цепочке»  

   

«Видеорепортаж»  

 
       

«Заключительная дискуссия»  

 
         

«Коллективное письмо»  

 

Коммуникативные  УУД

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации 

Методы обмена деятельностями  

Методы мыследеятельности  

Методы смыслотворчества  

Методы рефлексивной деятельности  

Интерактивные игры  

«Дебаты»  

«Слепой капитан»  

«Ожившие модели»  

«Кластер»  

«Рефлексивный круг»  

«Икебана (букет)»  

«Интервьюирование»  

«Блиц опрос по цепочке»  

«Логическая цепочка»  

«Минута творения»  

«Зарядка»  

«Биоценоз»  

«Деловая игра»  

«Моделирование жизненных ситуаций»  

«Дискуссия»  

 

«Заключительная дискуссия»  

«Давай делай»  

«Диалогическая пара»  

«Поединок»  

«Смена собеседника»  

 

«Заверши фразы»  

«Школа»  

«Щадящий опрос»  

«Мастерская будущего»  

«Круглый стол»  

 

«Острова»  

«Эстафета с вариациями»  

Регулятивные УУД

«Метаплан»  

«Чье это?»  

«Заверши фразу»  

«Рефлексивный круг»  

«Икебана (букет)»  

«Дебаты»  

«Интервьюирование»  

«Диктант для шпиона»  

«Дюжина вопросов»  

«Ассоциации»  

«Рефлексивная мишень»  

«Биоценоз»  

«Неоконченные предложения»  

«Почта»  

«Круглый стол»  

«Алфавит»  

«Чемодан, корзина, мясорубка»  

«Давай делай»  

«Деловая игра»  

«Мастерская будущего»  

«Дискуссия»  

«Работа с понятиями»  

«Ключевое слово»  

«Гостиница»  

«Свободный микрофон»  

«Картинная галерея»  

«Мозговой штурм»  

«Телеграмма»  

«Зарядка»  

«Школа»  

«Снежный ком»  

«Круглый стол»  

«Кейс-метод»  

«Минута говорения»  

«Анкета-газета»  

«Инсценирование»  

Что дает интерактивное обучение педагогу?

•      Побуждает педагога к творчеству, к самосовершенствованию, профессиональному и личностному росту.

•      Знакомясь с новым интерактивным методом, приемом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, примеряет к своей индивидуальности.

•      Эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он  осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а их использование – необходимое условие оптимального развития и тех кто учится, и тех кто учит.

Полноценное интерактивное обучение реализует и учебно – познавательную и коммуникативно – развивающую, и социально – ориентационную  задачи, позволяет сформировать у учащихся важные поведенческие ориентиры – активную и осознанную позицию в сообществе, принятий правил общежития и взаимодействия, готовность к содействию, установка по поиск конструктивных решений в ситуациях межличностных коммуникациях.  Именно такое сочетание обеспечивает оптимальную социализацию индивида в обществе, что, собственно, и является основной целью системы образования.

.  .  .