Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок: "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Дата публикации: 2017-09-28 18:32:07
Статью разместил(а):
Ковалёва Галина Николаевна

Урок: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»

Автор: Ковалёва Галина Николаевна

(МОБУ СОШ с.Амзя городской округ г.Нефтекамск, РБ)

 

ЦЕЛИ:     1. Ознакомление обучающихся с правильным написанием Н-НН  в суффиксах                        

                   страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных       

                   прилагательных.

                 2. Формирование практических умений и навыков семиклассников по

                  осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.

 

ЗАДАЧИ.

Образовательные:

-знать причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условия выбора Н-НН в суффиксах причастий;

-знать слова-исключения;

-уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных.

 

Развивающие:

-работать над навыками грамотного письма;

-развивать умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы;

-развивать  интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом.

Воспитательные:

-воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища;

-воспитывать умение работы в коллективе.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор.

 

                                 Ход урока

1.      Приветствие:

                  Да будут ясны ваши дни,

                  Как милый взор ваш ныне ясен!

                   Меж лучших жребиев Земли

                  Да будет жребий ваш прекрасен!

 

    2.   Создание проблемной ситуации.

Принесла с собой коробку, из которой достаю разные вещи: книгу, кошелёк, шапку и т.п.

- Ребята, каждый день теряются тысячи предметов, очень нужных и не очень, ценных, дорогих для человека и безделушек.  Что можно сделать, чтобы помочь хозяевам обрести свою «потеряшку»?

Дети дают ответы, в которых чаще всего звучит- дать объявление .Нужно подвести ребят(если это  не прозвучало в ответах) к тому, что каждый день давать объявление неудобно,не каждый может его прочитать,даже если объявление в интернете,а можно открыть магазин, куда будут приносить найденные вещи, и если люди будут знать о таком магазине,  то они, скорее всего, заглянут туда.

-Как можно назвать магазин, чтобы сразу было понятно, что находится в нём?

(«Магазин потерянных вещей».)

СЛАЙД:  МАГАЗИН  ПОТЕРЯ(Н-НН)ЫХ  ВЕЩЕЙ

-Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (дети формулируют тему на своём уровне). Уточнить, если не прозвучало, что это Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

СЛАЙД:  ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ.

 

          3.       Работа с учебником.

-Изучим правило в учебнике ( стр.50, параграф 25).

Обучающиеся  самостоятельно изучают правило, т.к. оно написано понятно.

 

           4.     Работа в группах.

           -Ребята, как вы поняли правило? А условия, при которых мы пишем Н-НН?

В этом правиле много слов-исключений, написание которых нужно запомнить. Они даны вам на листах с алгоритмом. Эти листы лежат перед вами. Возьмите их и обсудите в группах ,как работать с алгоритмом. Выберите для себя более доступный и понятный способ запоминания (правило, алгоритм).

Где информация представлена более полно? (алгоритм, больше слов-исключений, есть дополнения к правилу). Обратить внимание обучающихся на те слова, где после приставки НЕ следует другая приставка, которая и является определяющей написание НН.

 

           (АЛГОРИТМ ПРИЛАГАЕТСЯ)

После работы с алгоритмом семиклассникам предлагается ЗАДАНИЕ:

Распределить слова в две колонки в зависимости  от написания Н-НН и обозначить орфограмму.( работают в группах)

Печё.ые яблоки, кваше.ая капуста, поджаре.ое мясо, вскипячё.ое молоко, замаскирова.ый дом, нечая.ая встреча, гружё.ая повозка, груже.ая кирпичом машина, изране.ый солдат, неглаже.ая рубашка, назва.ый брат, хоже.ые тропы, неезже.ые дороги, моче.ый в молоке хлеб.

 

-Проверяем правильность задания.

СЛАЙД:

                  НН                                                                         Н

 

ПОДЖАРЕННОЕ МЯСО                                            ПЕЧЁНЫЕ ЯБЛОКИ

ВСКИПЯЧЁННОЕ МОЛОКО                                    КВАШЕНАЯ КАПУСТА

ЗАМАСКИРОВАННЫЙ ДОМ                                   ХОЖЕНЫЕ ТРОПЫ

ГРУЖЕННАЯ КИРПИЧОМ МАШИНА                     ГРУЖЁНАЯ ПОВОЗКА

ИЗРАНЕННЫЙ СОЛДАТ                                            НЕГЛАЖЕНАЯ РУБАШКА

МОЧЕННЫЙ В МОЛОКЕ ХЛЕБ                                НАЗВАНЫЙ БРАТ

НЕЧАЯННАЯ ВСТРЕЧА                                             НЕЕЗЖЕНЫЕ ДОРОГИ

                     

                       4. САМООЦЕНИВАНИЕ

-Ребята, оцените работу вашей группы и степень трудности выполнения задания.

 

                      5. ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ.

 -Есть время бросать камни ,и есть время собирать камни.(работа на оценку)

-Ребята, на листах №2 вам даны задания разного уровня сложности.   Выберите приемлемый для себя вариант, рассмотрев все предложенные.

 

                                  ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите причастия и обозначьте орфограмму.

Подчеркните причастные обороты, обособленные и необособленные.

 

       Стира(н-нн)ое много раз ситц.вое платье едва прикрывало до к.лен худенькие, заг.релые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забр.(н-нн)ые в кружевную к.сынку, .бились, к.саясь плеч.Каждая черта Ассоль была выразительно ле.ка и чиста, как полёт ласточ?ки. Тёмные, с оттенком грус?ного вопроса глаза к.зались несколько старше лица; его (не)правильный мя.кий овал был овеян того рода прелес?ным з.гаром, какой присущ здоровой бел.зне.

 

   ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Составьте с данными словами словосочетания, чтобы в первом случае писалось -Н, а во втором-НН. Обозначьте орфограмму.

Крашеный, копчёный, варёное, тушёное, нежареное, стриженый, кованые, кошеный, чеканный  ( значение этого слова может вызвать вопрос, поэтому на уроке должен быть словарь или ученик использует интернет,даже если это сотовый телефон)

 

                            УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Составьте с предложенными словосочетаниями СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ. Обозначьте орфограмму.

Резан.ая дольками, сорван.ая с куста, подан.ая  на блюдце, заправлен.ая маслом, съеден.ая  за столом.

 

                                   6.    ПРОВЕРКА РАБОТ.

Ребята зачитывают творческие работы (2-3), другие работы (2-3) проверяет учитель по ходу выполнения.

 

                                    7. РЕФЛЕКСИЯ.

-Ребята, вернёмся к началу урока.

СЛАЙД №1

 

Теперь вы можете с уверенностью сказать, сколько Н нужно написать в слове ПОТЕРЯННЫХ?

         Ответы ребят.

-Скажите, где  в жизни могут пригодиться добытые сегодня на уроке знания? (экзамены, дать объявление, оформить вывеску и другое).

-Что делать, если вы забыли правило, а грамотно написать нужно? ( посмотреть в словаре, заменить слово синонимом и другое).

-Давайте подберём синоним к слову ПОТЕРЯННЫХ, но без орфограммы (ЗАБЫТЫХ)

-Как вам материал урока? Всё ли было легко? Нужно ли ещё время на этот материал?

 

8.      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить правило п.25, упр.102 по заданию  или

Составить и записать рецепт приготовления блюда, используя причастия по теме.

УРОК ОКОНЧЕН. ВСЕМ СПАСИБО. ДО СВИДАНИЯ.             

 

 

                                     АЛГОРИТМ

ПАВОПИСАНИЕ  Н-НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

  1. Посмотри, от какого глагола образовано причастие?

                                       СОВ.вид-----НН

                                       НЕСОВ.вид—Н  ( решёННый, !- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)

 

                                          СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

 

                            НН                                                                       Н

                                                                                                                            /

даННый          обещаННый                                                                      назваНый (брат)

делаННый       чваННый                                                                          посажёНый (отец)

желаННый      штукатуреННый                                                               кончеНый

медлеННый     считаННый                                                                       придаНое (невесты)                                                                   

чекаННый       жемаННый

свящеННый     обещаННый

 

  1.  Посмотри, есть ли –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

 

                                ДА-------НН    (балОВАННый, асфальтИРОваННый)

Искл.  Кованый, жёваный  ( Н входит в состав корня)

 

  1.  Посмотри, есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-

 

                                       ДА-------НН   ( РАЗжёваННый,  !-неПРОжёваННый)

 

                                        НЕТ-----Н, если это не слова:  невидаННый, неслыхаННый,

                                                                                            неждаННый, негадаННый,

                                                                                             неожидаННый, нечаяННый

 

  1. Приставки нет, а есть ли зависимое слово?                                                

                                                                          *        ( в чём?)                        *     (кем?)

                                         ДА-------НН    ( жаренные в сметане грибы, кованный мастером сундук )

ВОСПОЛЬЗУЙСЯ:  жареНые  (несов.в.) грибы- зажареННые  ( сов.в., есть приставка) грибы- жареННые в сметане грибы (несов.в., но есть зависимое слово-в сметане)

                  ? Распредели слова в две колонки. Обозначь орфограмму.

Печё.ые яблоки, кваше.ая капуста, поджаре.ое мясо, вскипячё.ое молоко, замаскирова.ый дом, нечая.ая встреча, гружё.ая повозка, груже.ая кирпичом машина, изране.ый солдат, неглаже.ая рубашка, назва.ый брат, хоже.ые тропы, неезже.ые дороги, моче.ый в молоке хлеб.

 

                                        УРОВЕНЬ 1

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите причастия и обозначьте орфограмму.

Подчеркните причастные обороты, обособленные и необособленные.

       Стира(н-нн)ое много раз ситц.вое платье едва прикрывало до к.лен худенькие, заг.релые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забр.(н-нн)ые в кружевную к.сынку, .бились, к.саясь плеч.Каждая черта Ассоль была выразительно ле.ка и чиста, как полёт ласточ?ки. Тёмные, с оттенком грус?ного вопроса глаза к.зались несколько старше лица; его (не)правильный мя.кий овал был овеян того рода прелес?ным з.гаром, какой присущ здоровой бел.зн. кож..

 

                                   УРОВЕНЬ 2

Составьте с данными словами словосочетания, чтобы в первом случае писалосьН, а во втором-НН. Обозначьте орфограмму.

Крашеный, копчёный, варёное, тушёное, нежареное, стриженый, кованые, кошеный, чеканный

                      

                                      УРОВЕНЬ  3

Составьте с предложенными словосочетаниями связный текст. Обозначьте орфограмму.

Резан.ая дольками, сорван.ая с куста, подан.ая  на блюдце, заправлен.ая маслом, съеден.ая  за столом.

.  .  .