Профилактика и предупреждение профессиональных деформаций преподавателей образовательных организаций
Профилактика и предупреждение профессиональных деформаций преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования
Авторы: Колиушко Екатерина Геннадьевна
и Данилова Наталья Александровна
преподаватели высшей квалификационной категории
СП СПО «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта» ОмГУПС, г. Омск, Россия
Профессионализм преподавателя является многокомпонентным, динамичным образованием, включающим в себя как общие, так и профессиональные компетенции. Сложность современной педагогической деятельности обусловлена спецификой инновационного образовательного процесса, предполагающего интенсивное межличностное взаимодействие в быстроменяющихся условиях. В эпоху внедрения новых образовательных стандартов от преподавателя требуется не только хорошее знание своего предмета, основ педагогики и психологии, но и гибкость мышления, высокая адаптивность, стрессоустойчивость, социально-коммуникативная компетентность и организаторские способности. Однако интенсивность нервно-психических нагрузок преподавателя остается неизменно высокой, что является фактором риска развития профессиональных деформаций.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психо-эмоционального здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход системы образования на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в образовательном процессе. В практике образовательных организаций возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобильности и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств педагога.
В связи с этим организация профилактической работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной образовательной системы, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагогического сообщества [1].
Профессиональная деятельность преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования в психологическом плане является одним из наиболее напряженных видов социальной деятельности. Педагоги входят в группу профессий с высоким уровнем стресс-факторов, количество которых неуклонно повышается. Они довольно часто находятся в состоянии хронического напряжения и стресса.
Педагогическая деятельность в учреждении среднего профессионального образования насыщена не только учебными (аудиторными) дисциплинами, но и значительным количеством практических занятий, в связи с этим педагог своим примером демонстрирует студенту будущую профессию.
Под профессиональной деформацией личности понимают изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей.
Возникновению профессиональных деформаций могут способствовать такие факторы:
- высокий уровень ответственности за результаты профессиональной деятельности;
- увеличение объема материала, который требуется усвоить;
- перегрузки и частые непредвиденные ситуации;
- боязнь неудач и ошибок;
- трудности в семье, связанные с профессиональной деятельностью (проверка работ дома, дополнительные дела во внерабочее время и пр.);
- сужение профессиональных интересов до узкой области специализации;
- высокий темп жизни;
- аддикция, навязчивая потребность человека в работе;
- необходимость регулярных подработок;
- вечное стремление к конкуренции;
- неспособность к расслаблению;
- нехватка времени на участие в разных видах общественной деятельности [2].
Синдром эмоционального «выгорания» является ключевым примером развития профессиональной деформации личности. В общем виде «выгорание» рассматривается как стрессовая реакция и как структурное образование, которое во многом определяется индивидуальными и личностными свойствами, что позволяет одновременно рассматривать это явление в аспекте феномена профессиональной деформации [3].
Анализируя работы Роджерса Д., Добсона С.Метц, Перлмана и Хартман, Водопьяновой Н.Е. и др. считаем необходимым отметить, что к личностным факторам риска педагогического выгорания относятся:
- склонность к интроверсии;
- реактивность – характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования;
- низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
- жесткость и авторитарность по отношению к другим;
- низкий уровень самооценки и самоуважения.
Профессиональными факторами выгорания являются:
- высокая насыщенность рабочего дня общением;
- большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов;
- высокая ответственность за результат общения;
- определенная зависимость от партнеров по общению;
- конфликтные или напряженные ситуации общения;
- необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;
- высокие требования к самоконтролю.
Таким образом, можно сделать вывод, что факторов способствующих проявлению педагогического «выгорания» достаточно много, поэтому при организации профессиональной деятельности педагогов, необходимо учитывать влияние статусно-ролевых, профессионально-организационных и личностных факторов. В процессе длительной работы педагог теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение, появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, деформируется Я-концепции, утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, иногда и собственной жизни. Профилактика педагогического «выгорания» в образовательных организациях является целевой установкой для совершенствования образовательного процесса, сохранения кадрового потенциала и развития педагогического мастерства.
Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации и включает меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.
Все мероприятия, которые обычно используют в борьбе с профессиональными деформациями, можно разделить на четыре основных направления:
1. Приспособление себя к работе. Часто это называют «профессиональным ростом», подразумевая за этими словами развитие у педагога таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных взглядов, чувств, отношения и т.д., тем это будет более профессионально.
Педагог посещает различные профессионально ориентированные тренинги и семинары для обретения навыка существования в этих неестественных условиях, другими словами он «развивает» свою личность для того, чтобы она умещалась в профессиональных рамках.
2. Приспособление работы к себе. Это - противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне.
Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе. Конечно, их можно и нужно менять. Однако, эти изменения - главным образом внешние (например, изменение условий труда) и практически не касаются содержания работы: несмотря ни на какие изменения.
3. Экономичный расход «эмоционального топлива». Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной педагогической деятельностью. Среди мероприятий, направленных на поддержание устойчивого психологического состояния преподавателя можно назвать разные способы «психологической защиты», оберегающие педагога от «вовлеченности в процесс»; сюда же относятся «разделение ответственности», формализация и структурирование своей деятельности, использование « педагогических техник» и прочее. В результате чрезмерной фиксации на этом направлении в итоге получается, что работа становится стандартной, где работник уже спокойно выполняет свои обязанности.
4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, которые понес педагог, пройдя через профессиональные отношения и педагогическое «общение». Сюда также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности от руководителя, коллег, материальное вознаграждение, самопрезентация.
Существует также немало конкретных способов борьбы с профессиональными деформациями:
1. Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью. То есть у педагога, ежедневно полностью отдающего себя работе, нет шансов функционировать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с саморазвитием, учебой, исследованиями, написанием научных статей.
2. Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций.
3. Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания.
4. Удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
5. Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности.
6. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.
7. Открытость новому опыту и эмоциям.
8. Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.
9. Обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за студента, чем делает он сам).
10. Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.
11. Участие в семинарах, конференциях, форумах, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.
12. Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.
13. Участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.
14. Хобби, доставляющее удовольствие.
15. Выполнения психотехнических упражнений.
В любой профессии важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние конфликты, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Таким образом, эффективными являются следующие формы предупреждения и профилактики профессиональной деформации: профессиональные конференции, творческие мастерские, дискуссии на актуальные педагогические темы, обмен опытом, курсы повышения квалификации. Использование данных форм работы приводит к взаимному обогащению педагогов эффективными технологиями психолого-педагогической профилактики профессиональной деформации, к повышению компетентности в профессиональном взаимодействии.
Литература:
1. Васюкова А.Н., Клименко Л.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 147–151.
2. Психология профессионально обусловленных кризисов: [монография] Э. Сыманюк; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. – М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 319 с.
3. Абдалина Л.В. Психологическая компетентность как фактор профилактики профессиональных деформаций руководителя // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (270). С. 62-64.