Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Учебная программа по информатике "Мир логики и информатики"

Дата публикации: 2018-09-29 20:08:51
Статью разместил(а):
Петренко Тамара Борисовна

Рабочая программа

«Мир логики и информатики» (2 класс)

Автор: Петренко Тамара Борисовна

Количество часов: 34. Уровень базовый

Программа разработана на основе авторской программы "Горячева А.В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»\ под ред. А.А. Леонтьева.- М.: Баласс, 2014."

 

1. Пояснительная записка.

1.1. Характеристика и обоснование программы.

Рабочая программа курса «Мир логики и информатики» (платные дополнительные образовательные услуги) для 2 класса, предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Данный курс введет к выполнению основной цели - развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся, создание базы знаний связанной с информатикой, развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей и наклонностей детей.

1.2.  Цели и задачи курса.

Цель: развитие логического мышления и математических способностей у учащихся. Вызвать интерес к изучению информатики.

Задачи:

-  развивать навык решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

-  учить применять алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

-  развить творческие способности учащихся;

-  расширять кругозор учеников в областях знаний, тесно связанных с информатикой:

знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

При организации дополнительных занятий соблюдается личностно­-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности); культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой); деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-позновательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).

Виды учебной деятельности.

- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.

- моделирование.

- решение доступных конструкторско-технологических задач.

-  простейшее проектирование.

1.3.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или знаково-символическая);

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-  выслушивание собеседника и ведение диалога;

-  признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения информатики являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно­преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Предполагаемые результаты изучения курса:

После изучения раздела «Описание предметов» ученик должен научиться:

- определять значение признаков предмета (цвет, форма, размер, материал, и т.д.);

- выделять составные части предмета;

- описывать и определять предмет по его признакам, составу,действиям4 -строить изображения, симметричные заданным;

- определять наличие (количество) осей симметрии у фигур;

- ориентироваться на координатной сетке - записывать адрес предмета и определить положение предмета по его адресу.

После изучения раздела «Алгоритмы» ученики научатся:

- называть действия предметов, определять действия, обратные данным;

- выстраивать последовательность действий;

- составлять и записывать простые алгоритмы;

- находить и исправлять ошибки в записи алгоритмов.

 

После изучения раздела «Множества» научатся:

- объединять предметы в множестве, давать им названия;

- сравнивать множества по количеству элементов и по составу;

- рисовать схему изображения множеств;

- определять и изображать взаимное расположение множеств;

- определять элементы, принадлежащие множеству, пересечению множеств, объединению множеств.

После изучения раздела «Логика» ученики научатся:

- составлять высказывания и определять истинность высказываний;

- строить отрицание высказывания.

1.4.  Отслеживание результатов обучения

1.4.1.  Самоконтроль учителя:

- индивидуальные тесты, задания;

- регулярный просмотр материалов;

- самостоятельные проверочные работы;

- графические работы: рисунки, схемы, чертежи и т.д.

1.4.2. Контроль администрации.

-  посещения занятий курса;

-  анкетирование учащихся о мотивированности к данному курсу;

-  отслеживание отношения учащихся к данному курсу (активность, творческая деятельность учащихся, желание и готовность к занятию).

1.5. Методические рекомендации.

Курс дополнительных занятий рассчитан на учащихся 2 класса, поэтому темы и их последовательность соотносятся с «авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004)». Авторская программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета.

Авторская программа составлена на 34 учебных часов в год, что совпадает с учебным планом школы (34 часов).

Занятия курса включают в себя теоретическую и практическую части. Для поддержания постоянного интереса учащихся к курсу учитель сам должен хорошо владеть знаниями, уметь направлять учащихся в их творческом поиске, формировать у них положительную мотивацию к курсу. На уроках должна прослеживаться межпредметная связь с информатикой, математикой, окружающим миром. Работа с учащимися может быть фронтальной, индивидуальной, групповой.

2. Содержание дополнительных занятий «Мир логики и информатики»:

1. Отличительные признаки и составные части предметов (9ч)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

2. План действий и его описание (7ч).

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

3. Логические рассуждения (18ч).

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор).

 

Литература:

1.      Образовательная система «Школа 2100»: сборник программ М.: Баллас, 2013.

2.      А.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина, «Информатика в играх и задачах». 1-4 классы.  Методические рекомендации для учителя», Москва «Баласс».2013г.

3.      А.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина " Методические рекомендации для учителя по курсу информатики с элементами информатики для 2-го класса"

4.      А.В.Горячев и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» 1-4 классы. Москва «Баласс».2013-2014г.

5.      Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г.

6.      Информатика в играх и задачах для 2 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2007г..

7.    ЭОР на CD - диске к методическому пособию для учителя 2 класс, А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.

 

п/п

Тема урока

Общее

количество

часов

Количество

часов

Элементы содержания занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

Оборудование

урока

Теоретич

еские

Практиче

ские

 

план

факт

I. Отличительные признаки и составные части предметов (9 ч.)

1

Признаки

предметов.

1

1

 

Изучение признаков предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.). Обобщение и классификация предметов по какому-либо общему признаку.

Уметь находить признаки предмета, классифицировать предметы по какому-либо признаку.

 

 

ИКТ

2

Описание

предметов.

1

1

 

Описывание и определение предметов через признаки. Сравнение предметов по их признакам.

Уметь описывать предмет, сравнивать предметы по их признакам.

 

 

ИКТ

3

Состав предметов.

1

1

 

Знакомство с понятием составных частей предметов. Описывание предметов через их составные части.

Уметь описывать предмет, называя его составные части.

 

 

ИКТ

4

Действия

предметов.

1

1

 

Определение и называние действия предметов. Обобщение и классификация предметов по их действиям.

Уметь определять и называть действия предметов.

 

 

ИКТ

5

Симметрия.

1

1

 

Закрепление пространственных представлений («вверх», «вправо», «влево»). Введение понятия симметричности фигур, оси симметрии.

Уметь ориентироваться в пространстве. Знать расположение оси симметрии. Уметь отличать симметричные фигуры.

 

 

ИКТ

6

Координатная

сетка.

1

1

 

Формирование представлений о координатной сетке. Знакомство с локализацией предметов на координатной сетке.

Уметь определять координаты предметов.

 

 

ИКТ

7

Практическая работа № 1 по теме:

1

-

1

Проверка знаний учащихся по пройденным темам.

Уметь классифицировать предметы по общему

 

 

ИКТ

 

«Отличительные признаки и составные части предметов».

 

 

 

 

признаку, находить предмет по его координатам, ориентироваться в пространстве, описывать предмет.

 

 

 

8

Знакомство с компьютером.

1

1

"

Дать первое представление о компьютере и о его устройстве.

Уметь включать и выключать компьютер.

 

 

ИКТ

9

Действия

предметов.

1

1

 

Знакомство с действиями предметов и их результатами. Определение результата действия.

Уметь определять действия предметов и их результаты.

 

 

ИКТ

II. План действий и его описание (7 ч)

 

 

 

10

Обратные

действия.

1

1

 

Знакомство с понятием «обратное действие». Определение обратного действия.

Уметь определять обратное действие.

 

 

ИКТ

11

Последовательность

событий

1

1

 

Подготовка к введению понятия «алгоритм». Определение последовательности событий

Уметь определять последовательность событий.

 

 

ИКТ

12

Алгоритм.

1

1

 

Введение понятия «алгоритм». Составление и выполнение алгоритма. Поиск ошибок и исправление алгоритма.

Уметь составлять и выполнять алгоритм.

 

 

ИКТ

13

Ветвление. .

1

 

1

Знакомство с понятием «ветвление» в алгоритме. Составление алгоритма с ветвлением (условием).

Уметь составлять алгоритм с ветвлением.

 

 

ИКТ

14

Практическая работа № 2 по теме: «План действий и его описание».

1

 

1

Проверка знаний по пройденным темам.

Уметь определять действия предметов и обратные им, последовательность событий.

Уметь составлять алгоритм и алгоритм с ветвлением.

 

 

ИКТ

15

Работа с мышью

1

0,5

0,5

Познакомить с устройством ввода - мышь. Назначением мыши. Курсор мыши.

Уметь управлять «мышью»

 

 

ИКТ

16

Работа с мышью

1

0,5

0,5

Познакомить с устройством ввода - мышь.

Уметь управлять «мышью».

 

 

ИКТ

17

Множество.

Элементы

множеств.

1

1

 

Знакомство с понятием «множество», «элементы множества». Нахождение множества предметов.

Уметь находить пересечение, объединение, включение множеств; называть множество, элементы множества, сравнивать множества.

 

 

ИКТ

18

Способы задания множеств.

1

1

 

Упражнение в задавании множества путем перечисления элементов. Выделение и называние общего свойства элементов множества. Составление множества.

Уметь решать задачи путем отображения множеств.

 

 

ИКТ

19

Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество.

1

1

 

Сравнение множеств. Знакомство с понятиями «равенство множеств», «пустое множество».

Уметь сравнивать множества, определять «равные» множества, «пустое множество».

 

 

ИКТ

20

Отображение

множеств.

1

1

 

Сопоставление элементов двух множеств. Решение задач путем отображения множеств.

Уметь решать задачи путем отображения множества.

 

 

ИКТ

21

Кодирование.

1

1

 

Знакомство с понятием «кодирование». Упражнение в кодировании слов разными способами.

Уметь кодировать слова, уметь декодировать слова.

 

 

ИКТ

22

Вложенность

(включение)

множеств.

1

1

 

Знакомство с понятием «включение множеств». Упражнение в составлении множества.

Уметь составлять множества с «включением»

 

 

ИКТ

23

Пересечение

множеств.

1

1

 

Понятие «пересечение множеств». Упражнение в нахождении пересечения множеств.

Уметь находить пересечение множеств, уметь показывать пересечение на кругах.

 

 

ИКТ

24

Объединение

множеств.

1

1

 

Понятие «объединение множеств». Упражнение в нахождении и обозначении объединения

Уметь находить объединение множеств, уметь показывать объединение на

 

 

ИКТ

 

 

 

 

 

 

множеств.

кругах.

 

 

 

25

Практическая работа № 3 по теме: «Множества. Операции над множествами».

1

 

1

Повторение пройденного материала. Проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам.

 

 

 

ИКТ

26

Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажер

1

0,5

0,5

Познакомить с клавиатурой, основными клавишами.

Уметь работать с клавиатурным тренажером.

 

 

ИКТ

27

Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажер

1

0,5

0,5

Познакомить с клавиатурой, основными клавишами.

Уметь работать с клавиатурным тренажером.

 

 

ИКТ

28

Понятия «истина», «ложь».

1

1

 

Понятия «ложь» и «истина». Упражнение в определении истинных и ложных высказываний.

Уметь определять истинность и ложность высказываний.

 

 

ИКТ

29

Отрицание.

1

1

 

Понятие «отрицание». Получение отрицания из исходных высказываний путем прибавления частицы «не» и подбора антонимов.

Уметь определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий с частицей «не»

 

 

ИКТ

30

Логические операции «и», «или».

1

1

 

Понятия «и», «или». Упражнение в нахождении ответа по данным характеристикам.

Уметь определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или».

 

 

ИКТ

31

Графы, деревья.

1

1

 

Уточнение представлений о графе. Обучение черчению деревьев. Смысл графов и деревьев.

Уметь чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи.

 

 

ИКТ

32

Комбинаторика.

1

1

 

Упражнение в решении задач с помощью приемов комбинаторики.

Уметь решать задачи с помощью приемов комбинаторики.

 

 

ИКТ

33

Практическая работа № 4 по теме: «Высказывания. Комбинаторика».

1

 

1

Повторение пройденного материала. Проверка знаний и умений учащихся по пройденным гемам.

Уметь чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. Уметь определять истинные и

 

 

ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или».

 

 

 

34

Работа с клавиатурой

1

0,5

0,5

Закрепление навыка работы с клавиатурой.

Уметь работать с клавиатурным тренажером.

 

 

ИКТ

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.  .  .