Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Педагогические условия формирования гражданской идентичности у младших подростков

Дата публикации: 2018-09-23 17:48:30
Статью разместил(а):
Абросимова Кристина Александровна

Педагогические условия формирования гражданской идентичности у младших подростков

Автор: Абросимова Кристина Александровна

 

В рамках формирующего эксперимента, направленного на формирование гражданской идентичности у младших подростков на уроках истории, были определены следующие конкретные условия: 

1.     Изменение содержания образования. 

Использование учебно-методического комплекса, включающего систему дополнительных материалов и заданий, обеспечивающих формирование гражданской идентичности личности, что реализовано в конспектах уроков.

2.     Применение современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование гражданской идентичности: 

Технология организации исследовательской деятельности;

Технология организации проектной деятельности;

Технология проблемного обучения;

Технология развития критического мышления;

Технология диалогового взаимодействия;

Технология «Педагогическая мастерская»;

Технология кейсов.

3.     Обеспечение интегративных связей с предметами гуманитарного цикла (литература, обществознание, изобразительное искусство, география). 

4.      Совершенствование учебно-материальной базы процесса преподавания: 

Обеспечение кабинета истории информационно-методическими пособиями (карты, иллюстрации, линия времени, памятки устного ответа и характеристик какого-либо исторического явления); использование в учебно-воспитательном процессе разработок электронных образовательных ресурсов для учителей и учащихся (презентации к урокам, видео и медиафайлы).

Необходимость решения поставленных в исследовании задач в рамках уроков истории  потребовала формировать  преимущественно когнитивный и мотивационно-ценностный компоненты гражданской идентичности, так как формирование деятельностного компонента требовало выхода за рамки урока. На протяжении всего периода проведения формирующего эксперимента ученикам на уроках предлагались различные формы и технологии для получения знания и опыта переживания по отношению к базовой ценности «Отечество».

Так как в 5 классе учащиеся  знакомятся только с историей Древнего мира, для них специально проводился цикл уроков, посвященный различным датам и событиям российской истории. Проиллюстрируем, как это реализовывалось на практике более подробно.

Так, например, 5 февраля 2015 г., в школе проходил День единого текста. В этот день ученики ходят на уроки с одним и тем же текстом (в нашем случае еще и с картой) на все предметы. В этом году текст был выбран неслучайно. Он был приурочен к дате 70-летия победы в Великой Отечественной войне, а именно: посвящен битве на Курской дуге, как переломному моменту во всей войне.

На этом уроке использовалась технология развития критического мышления учащихся, поскольку в ходе применения данной технологии у школьников развиваются интеллектуальные способности, позволяющие учиться самостоятельно, и вырабатывать своем собственное критическое отношение к какому-либо объекту. Технология состоит из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова, то есть мотивации, ученикам предлагалось ознакомиться с письмом, написанным фронтовиком своей матери. Ученикам предлагалась только та часть письма, которая описывала подготовку к сражению, но не ее исход. Определить исход битвы и ее значение и стало целью урока. На этапе осмысления использовался прием «Стражи». Всем ученикам, внимательно прочитавшим текст, предлагалось переместиться в прошлое и стать участником Курской битвы. Для этого ученики составляли как можно большее количество вопросов к тексту (за определенное время). На тех двух учеников, которые сформулировали быстрее всех и больше всех вопросов, возлагалась роль командиров, которые набирали «солдат для отправки на фронт». Командиры по очереди задавали вопросы учащимся, желающим попасть на фронт, те, кто отвечал верно, попадали на фронт, другим давалось время подумать. Далее все «солдаты» оценивали стражей и их вопросы. На стадии рефлексии ученики вспоминали содержание письма, о котором говорилось в начале урока, и предполагали варианты его окончания. Для оценки значения Курской битвы в ходе Великой Отечественной войны использовался прием «Синквейн».

Попутно заметим, что в рамках данного урока ученики самостоятельно определяли цель урока, работали  с информацией и размышляли о том, что они узнали. Тематика этого урока непосредственно направлена на развитие патриотических чувств у школьников.

Далее рассмотрим урок, проведённый  в 6 классе на тему «Натиск с Запада» (6 марта 2015 г.). Урок был построен по технологии проблемного обучения. Перед учениками была поставлена проблема: русским воинам удалось остановить крестоносцев и шведов, но не удалось остановить войска Батыя. Почему? Для решения проблемы учащиеся работали в группах по новой теме, каждой группе необходимо было по определенному алгоритму (разработанному самостоятельно) охарактеризовать Невскую битву и Ледовое побоище. В ходе изучения темы учащиеся определили значение побед над шведами и крестоносцами и смогли справиться с проблемной задачей.

Данный урок специфичен тем, что показаны не только удачи, но и неудачные моменты российской истории. А истинный гражданин должен принимать историю своей страны со всеми ее успехами и неудачами. Также в рамках данного урока было выяснено, что только тот народ, который действует совместно и слаженно, может претендовать на независимость, разобщенность же приводит к противоположному результату, что и показала история нашей страны.

Следующий урок, направленный на формирование гражданской идентичности, был  посвящён теме «Князь Владимир и Крещение Руси» (25 декабря 2014 г.).

Урок проходил по технологии организации исследовательской деятельности. В начале урока учащиеся знакомились с точкой зрения историка Г.В. Вернадского: «Обращение в христианскую веру – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие: христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию». Учащимся следовало  согласиться или опровергнуть мнение учёного. Работая с текстом учебника, учащиеся в группах определяли причины принятия новой веры (отражали их в схеме). Далее каждая группа работала с отрывком из «Повести временных лет» и рассказывала от имени одного из послов о своей вере (по ходу работы ученики составляли сводную таблицу). Далее ученики приводили аргументы, почему Владимир остановился именно на православной вере. Факты крещения самого Владимира и всей Руси учащиеся отобразили в сюжетной таблице. В конце урока  вновь вернулись к высказыванию Г.В. Вернадского и ученики высказали свое уже вполне сформировавшееся и обоснованное мнение. Тем самым было выполнено условие применения исследовательской деятельности на уроках, которое  предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об изучаемом объекте или явлении.

Уроки истории на краеведческую тематику также важны для воспитательной деятельности педагога. В процессе изучения истории именно своего края ученики открывают для себя, насколько богата духовно история своего города, та земля, на которой они живут. Что собой представлял город во времена их дедов и прадедов, на истории своей семьи увидеть историю города, страны.

Говоря о целостности краеведческого образования, не стоит забывать о том, что материал для разных возрастных групп будет различаться по своим целям и задачам, формам и содержанию. Так, например, учащиеся 5-7 классов изучают тех личностей, которые играли более или менее заметную роль в Истории России (Степан Разин, Илья Репин и др.), но на местном уровне. Ученики 8-9 классов прослеживают связь истории России XIX-XX веков с историей своего города, события Великой Отечественной войны затронули почти каждую семью. Отдельного внимания для этой возрастной группы заслуживает изучение топонимики улиц города: как, когда и почему улица стала носить имя того или иного исторического деятеля. В 10-11 классах на уроках краеведения учащиеся могут рассматривать современное состояние Самарской области и ее в клад в экономическое развитие нашей страны. Знакомство учащихся с различными областями промышленности города поможет им не только в формировании экономико-географического образа области и города, но и в более осознанном подходе к выбору своей будущей профессии. Для достижения более высокого результата своей деятельности педагог может организовать и внеурочную деятельность, которая станет дополнением к урокам.

Рассмотрим подробнее организацию занятия в 6-м классе по краеведению на тему «Василий Никитич Татищев и основание Ставрополя-на-Волге». Имя В.Н. Татищева уже знакомо ученикам из курса истории России, поэтому основной акцент может быть сделан именно на его деятельности местного уровня. Эта личность внесла огромный вклад в историю города (Ставрополя-на-Волге), именно он положил начало истории современного Тольятти. Завершением занятия может стать посещение памятника и краеведческого музея города, где ребята непосредственно смогут «соприкоснуться» с историей.

Также же педагог не должен забывать о школьном музее, который тоже может стать своеобразным инструментом в его воспитательной деятельности.

Уроки обществознания дают возможность ученикам не только получить знания, но и участвовать в дискуссиях, диспутах, готовить проекты, так как материал уроков часто обращен на какие-либо социальные проблемы (глобальные проблемы, поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, проблема бедности и т.д.)

Говоря о формировании гражданской идентичности, педагог не должен забывать о принципе системности в своей деятельности, о том, что уроки истории будут лишь маленькими шагами на пути достижения высокого результата.

Таким образом, исследование на этапе формирующего эксперимента показало, что, применяя различные технологии, формы и приёмы работы на уроках истории, у учащихся можно развить различные навыки и умения, которые будут маленькими шагами в процессе формирования гражданской идентичности. Однако ещё раз подчеркнём, что ограничение исследования «урочным» форматом предполагает формирование преимущественно когнитивного и эмоционально-ценностного показателей гражданской идентичности. А наличие знаний о гражданине, патриоте и другим базовым понятиям, и даже высказывание или проявление эмоционально-ценностного отношения к ним, еще не есть само действие. Формирование когнитивного и эмоционального компонента служат в данном случае основой для формирования в целом гражданской идентичности.

.  .  .