Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Облачные технологии в образовании

Дата публикации: 2018-05-21 10:27:46
Статью разместил(а):
Алексеева Марина Владимировна

Облачные технологии в образовании

(Секция инновационные технологии в профессиональном образовании)

Автор: Марина Владимировна Алексеева

 

Одна из задач современного педагога в системе образования - ориентировать­ся в последних электронных разработках и направлять своих студентов на использова­ние наиболее качественных и полезных ре­сурсов.

Анализ научных публикаций за послед­ние несколько лет в области IT позволяет прийти к выводу о том, что во втором деся­тилетии XXI в. одним из основных игроков в области информационных образовательных технологий становятся облачные технологии.

Облачные технологии - технологии обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предос­тавляются пользователю как интернет-сервис.

Пользователь имеет доступ к собствен­ным данным, но не может управлять и не должен заботиться об инфраструктуре, опе­рационной системе и собственно программ­ном обеспечении, с которым он работает.

Термин «облако» используется как ме­тафора, как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические де­тали.

Достоинства использования облачных технологий в образовательном процессе несут в себе большой потенциал для модер­низации образовательных технологий, их можно перечислить уже сейчас:

-       Доступ к образовательным материалам в удобное время

-       с помощью мобильных устройств и Интернета можно работать в «личном каби­нете»;

-       есть возможность одновременного доступа к многообразным формам образова­тельной информации: аудио, видео, текстовой и т.д.;

-       быстрое обновление образовательной информации всеми участниками образовательного про­цесса;

-       помогает будущему специали­сту, формировать индивидуальный стиль профес­сиональной деятельности, развивать творче­скую инициативу;

-       развиваются способности для результативной работы в Ин­тернете при выполнении профессионально ориентированных и образовательных проек­тов;

-       организация разграничения доступа к документам в облаке позволяет без особых затрат управлять качеством и надежностью ресурсов.

Рассмотрим достоинства использования «облачных интернет-технологий» для препо­давателя:

-       Возможность легко структурировать и надежно хранить дина­мично изменяемую образовательную инфор­мацию и литературу по курсу «в интернет- облаке»;

-       Возможность хранить всю нор­мативно-организационную информацию  в облаке и online раздавать задания при необходимости;

-       Контролировать выполнение заданий студентами, добавлять комментарии, изменять и корректировать индивидуальные задания, отвечать на вопросы конкретного студента, индивидуализировать обучение, подбирая совместно со студентом его траек­торию обучения по предмету.

Достоинства использования «облачных интернет-технологий» для студентов:

-       Постоянный доступ к образователь­ным ресурсам по курсу;

-       Использование реко­мендуемых преподавателем ресурсов, про­шедших экспертизу профессиональным со­обществом;

-       отсутствие проблем программной со­вместимости;

-       отсутствие необходимости приобре­тения дорогостоящих программных продук­тов, необходимых для индивидуального обу­чения;

- постоянный доступ к своим файлам и работам.

Необходимые технические и программ­ные средства для реализации обучения с ис­пользованием «облачных интернет-техноло­гий»: веб-браузер, высокоскоростной интер­нет, компьютер, планшет или смартфон.

Таким образом, возможность примене­ния новых технологий влияет на  самообразование, саморазвитие, обес­печивает обучение в режиме дис­танционного обучения.

Но есть и НЕДОСТАТКИ:

- Необходимость постоянного высокоскоростного соединения с сетью Интернет;

- Ограничение функциональных свойств ПО в Интернете по сравнению с локальными аналогами;

- Уменьшение контроля ИТ-инфраструктуры в случае публичного облака;

Рассмотрим несколько подробнее наи­более динамичные в своем развитии облач­ные технологии, ресурсы которых могут быть достаточно эффективно уже сейчас ис­пользованы в системе высшего образования.

Одним из самых простых и в тоже время самых полезных облачных продуктов явля­ются облачные хранилища данных.

Облачное хранилище данных (англ. cloud storage) - модель онлайн-хранилища, в кото­ром данные хранятся на многочисленных распределённых в сети серверах, предостав­ляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. Дан­ные хранятся и обрабатываются в так назы­ваемом облаке, которое представляет собой, с точки зрения клиента, один большой вир­туальный сервер. Физически же такие серве­ры могут располагаться удалённо друг от друга географически, вплоть до расположе­ния на разных континентах.

В настоящее время существует множест­во «облачных хранилищ».

На базе каждого из этих сервисов без труда можно организовать свое (индивиду­альное), локальное «облачное» хранилище данных.

Облачное хранилище же дает возмож­ность обмениваться файлами как в направле­нии студент - студент, так и техникум - студент, преподаватель - студент. Появ­ление всех необходимых учебных материалов у каждого студента группы намного упрощает как учебный процесс, так и работу старосты.

Облачные хранилища удобны тем, что:

-       чрезвычайно просты в работе, прак­тически не требуют обучения;

-       поддерживают любой тип файлов; позволяют работать с большим коли­чеством файлов и папок одновременно;

-       поддерживают публикацию файлов в Интернет;

-       поддерживают автоматическое об­новление данных в Интернете при обновле­нии на локальном компьютере;

-       поддерживают совместную работу не­скольких пользователей. При изменении фай­лов одним пользователем, эти файлы у ос­тальных изменяются автоматически, при этом появляется сообщение об обновлении .

Google Apps для образовательных уч­реждений.

Google Apps - службы, предоставляемые компанией Google для использования своего доменного имени с некоторыми продуктами Google. Преимущества использования Google Apps в образовании:

С Google Apps для учебных заведе­ний данные автоматически сохраняются в «облаке», а вся работа ведется через Ин­тернет. Это означает, что электронные пись­ма, документы, сайты можно открывать и редактировать практически с любого мобильного устройства в любое время.

Примеры решения несложных типовых задач образовательного процесса средствами Google Apps:

Обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, сту­дентами друг с другом и с преподавателями: проверка домашней работы, консультирова­ние по проектам и рефератам. Такую воз­можность предоставляет использование электронной почты, чата и форума.

Выполнение совместных проектов в группах (одновременно всеми): подготовка текстовых файлов и презентаций, организа­ция обсуждения правок в документах в ре­жиме реального времени с другими соавто­рами, публикация результатов работы в Ин­тернете в виде общедоступных веб-страниц, выполнение практических заданий на обра­ботку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе. Такие возможности дает исполь­зование сервисов Google Docs (Документы и Презентации).

При использовании Google Apps для учебных заведений мы получаем набор из следующих инструментов:

-       Gmail (от Google Mail) - бесплатная услуга электронной почты от компании Google. Предоставляет доступ к почтовым ящикам через веб-интерфейс и по протоко­лам РОРЗ, SMTP и IMAP [13].

-       Google Календарь - сервис для пла­нирования встреч, событий, дел с привязкой к календарю. Можно задавать время встречи, повторения, напоминания, приглашать дру­гих участников (им высылается приглашение по электронной почте). Календарь умеет от­правлять напоминания о событиях по e-mail и через SMS.

-       Диск Google (англ. Google Drive) - облачное хранилище данных, принадлежа­щее компании Google Inc., позволяющее пользователям хранить свои данные на сер­верах в «облаке» и делиться ими с другими пользователями в Интернете. После актива­ции заменяет собой Документы Google [15].

-       Документы Google (англ. Google Docs) - бесплатный онлайн-офис, включаю­щий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена [16].

-       Сайты Google (англ. Google Sites) - упрощённый бесплатный хостинг на базе структурированной wiki. Может использо­ваться как часть Google Apps. Позволяет при помощи технологии wiki сделать информа­цию доступной для людей, которые нужда­ются в её быстрой подаче. Пользователи сай­та могут работать вместе, добавлять инфор­мацию из других приложений Google, на­пример Документы Google, Календарь Google, YouTube, Picasa и из других источ­ников. Создатель сайта может приглашать других пользователей для совместной работы над сайтом, контролировать их доступ к материалам.

-     Google Сейф. Предоставляет функции архивации и поиска документов в Google Apps для учебных заведений. Сейф предос­тавляется дополнительно и дает возможно­сти архивации, электронной передачи доку­ментов и управления информацией .

Для того чтобы начать работать с серви­сами Google Apps, необходимо зарегистри­ровать доменное имя. Это можно сделать на любом сервисе регистрации доменных имен, например на сайте wm-domains.ru. После по­лучения доменного имени можно приступать к регистрации аккаунта на Google Apps.

Завершив регистрацию, необходимо подтвердить права на домен. Для этого су­ществует несколько способов, в справочных материалах Google можно найти их описание и выбрать возможный или наиболее удобный вариант.

Сервисы Google Apps доступны для учебных заведе­ний (бесплатная версия). Авторы выбрали па­кет для учебных заведений. Для его использо­вания необходимо отправить заявку и полу­чить подтверждение данной возможности. После подтверждения права на домен и права на использование бесплатной версии Google Apps для учебных заведений можно добавлять пользователей.

Варианты добавления: по одному с вве­дением фамилии, имени (отчества) и адреса электронной почты каждого пользователя; по несколько пользователей сразу - с загруз­кой CSV-файла с данными. После добавле­ния для каждого пользователя можно распе­чатать инструкцию с информацией об аккаунте.

Таким образом, главным дидактиче­ским преимуществом использования об­лачных технологий в образовательном про­цессе является организация совместной ра­боты студента и преподавателя.

 

Список использованной литературы:

1.     Булусов А. ИТ-руководители пока избегают «облачных» технологий. //CNews 21 апреля 2015 г.

2.     Макаров С.В. За «Облачные вычисления» //Креативная экономика.- М:, №8, 2013

3.     Макаров С.В. Социально-экономические аспекты облачных вычислений //Монография - М.: ЦЭМИ РАН, 2016

4.     Черняк Л. Интеграция - основа облака. //Открытые системы. СУБД 16 сентября 2017 г.

.  .  .