Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока «Художественная обработка древесины. Выпиливание лобзиком»

Дата публикации: 2018-05-07 16:08:38
Статью разместил(а):
Юрьев Игорь Михайлович

Конспект урока

«Художественная обработка древесины. Выпиливание лобзиком»

Автор: Юрьев Игорь Михайлович

 

Предмет: технология.

Класс: 5.

Тема урока: «Художественная обработка древесины. Выпиливание лобзиком». 

Базовый учебник: Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Дополнительная литература:

- Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. М.: Легпромбытиздат, 1992.

- Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию М.: Экология, 1992.

- Рыженко В.И. Работы по дереву. От резьбы до паркета М.: Риполклассик, 2003. 

Тип урока: урок «открытия» нового знания; комбинированный.

Деятельностная цель:

Формирование способности обучающихся к новому способу действия – художественной обработки древесины через выпиливание лобзиком; формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному  с построением структуры изученных понятий и алгоритмов; формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов; проявление интереса к художественной обработке древесины

Формирование УУД:

Личностные действия: Осознание значимости, ценности и необходимости бережного обращения с материалом и инструментом; формирование и развитие терпения, аккуратности, внимания, глазомера; формирование нравственно-этической ориентации в творчестве.

Регулятивные действия: Формирование своей оценки и отношения к проблеме; осознание своего непосредственного участия в решении данной проблемы через постановку целей, личного плана действий. развитие художественного вкуса и художественного творчества.

Познавательные действия: Ознакомление учащихся с художественной обработкой древесины через вовлечение их в процесс выпиливания лобзиком, метапредметные связи. Ознакомление с работой резчика по дереву.

Коммуникативные действия: Формирование умений и навыков определять проблему, организовать совместный поиск решений проблемы; формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

Формы работы учащихся: индивидуальная,  фронтальная).

Интерактивная форма обучения:

Обучающие технологии:  Лекция – устная и с применением презентации;

Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков

Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – Существительное (название темы)

2 строка – Два прилагательных (определение темы)

3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи

Необходимое  оборудование: доска, компьютер, плакаты, шаблоны, раздаточный материал, инструменты и приспособления для выпиливания, поделки и изделия: заготовки фанеры толщиной 3-5 мм или дощечки из мягких пород древесины, копировальная бумага, шаблоны изделий, выпиловочный столик, верстак, лобзик, шило, набор надфилей, наждачная бумага, чертёжные принадлежности, морилка, клей, лак, кисть или тампоны.

Время: 90 минут (2 часа)

 

ХОД УРОКА

1.     Организационный момент

2.     Актуализация знаний (мотивация)

3.     Постановка учебной задачи

4.     Объяснение нового материала; «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

5.    Практическая работа 

6.    Закрепление пройденного материала 

7.     Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

8.     Включение нового знания в систему знаний и повторение.

9.     Рефлексия деятельности.

10.   Итог урока.

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости и готовности к уроку,

2. Актуализация знаний (мотивация)

1)  Повторение пройденного материала, как ступенька к определению новой темы (проблемная постановка вопроса):

Ответьте на вопросы предложенного технического кроссворда (повторение понятийного аппарата предыдущих кроков)

Вопросы:

1.      Рабочий стол столяра.

2.      Лиственное дерево с твердой древесиной.

3.      Вид пиломатериала.

4.      Конструкционный материал из нескольких слоев шпона.

5.      Изображение детали, выполненное чертежным инструментом.

6.      Ручная пила.

7.      Инструмент для строгания древесины.      *

8.      Инструмент для разметки прямых углов.

9.      Инструмент для забивания гвоздей.

10.    Приспособление для сверления.

Ответы:

1.      Верстак.

2.      Береза.

3.      Доска.

4.      Фанера.

5.      Чертёж.

6.      Ножовка.

7.      Рубанок.

8.      Угольник.

9.      Молоток.

10.    Коловорот

Четыре из слов-отгадок имеют непосредственное отношение к нашей новой теме: верстак, фанера, чертёж, ножовка. Сможете определить тему по ним? Если затрудняетесь, то найдете ответ в ключевых словах, попытавшись их расшифровать. Вам могут помочь и рисунки, которые можете открыть, если будете испытывать затруднения:

л-ф-д-ь-а-н-и   (надфиль)   

о-ш-и-л            (шило)

л-и-о-б-к-з        (лобзик)

3.  Постановка учебной задачи.

Исходя из ключевых слов учащиеся определяют тему – «Выпиливание лобзиком» и задачи: научиться выпиливать лобзиком и создавать художественные изделия из древесины. Учитель: а развитию каких качеств может послужить это занятие – выпиливание?

Учащиеся: (возможные ответы): формирование и развитие терпения, аккуратности, внимания, глазомера; формирование нравственно-этической ориентации в творчестве.

Учитель обращает внимание на постер, висящий на доске, как эпиграф к уроку:

«Видеть красоту не только золота, но и черного металла, не только розы, но и обыкновенной сухой травы, не только за семью морями, но и выйдя за порог собственного дома – значит уметь видеть». Писатель Н. Игрунов.

4. Объяснение нового материала; «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

Хочу предложить вам свой синквейн сегодняшней темы. А в конце урока посмотрим, насколько правдив он, а вы сможете предложить свои синквейны:

Выпиливание

Интересное, полезное

Развивает, сотворяет, радует

Выпиливание похоже на волшебство

Сделанное своими руками – лучший подарок

В форме лекции.

Виды художественного творчества.

Развитие художественной обработки древесины тесно связано с общим развитием русского искусства и архитектуры. Русское искусство художественной обработки древесины - является уникальным, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, мифологические животные.

Существуют различные способы художественной обработки древесины, такие как выжигание по дереву, резьба по дереву, роспись по дереву, мозаика. Но наиболее распространённым способом является резьба по дереву. Резьбой украшают архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.

Выпиливание лобзиком - как разновидность оформления изделий.

Выпиливание лобзиком - один из распространённых видов резьбы по дереву. Древесина - наиболее доступный материал, обработка её не требует сложного технического оснащения. Поэтому ремёсла, связанные с обработкой древесины пользуются популярностью по всей стране.

Работа лобзиком не требует ни больших материальных затрат, ни специальной мастерской. Выпиливанием можно заниматься почти в любом помещении. Поэтому можно считать, что среди всех видов художественных ремёсел выпиливание лобзиком по простоте и лёгкости исполнения является одним из самых доступных для широких масс.

Но при кажущейся простоте техники выпиливания, изделия радующие глаз очень редки. Поэтому во время занятий выпиливанием необходимо воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, внимание, развивать глазомер и чувство материала.

Виды резьбы по дереву

В художественной обработке древесины существует несколько видов резьбы по дереву:

- Плоскорельефная - вид декоративной обработки древесины, при котором рисунок углубляется в толщу доски с помощью резцов. Характеризуется она тем, что резное изображение находится в одной плоскости с фоном доски.

- Пропильная (сквозная) - вид декоративной обработки древесины, при котором заранее намеченные на плоскости узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. Этот вид резьбы является одним из самых излюбленных. Причиной распространения такой резьбы является несложный способ её выполнения и простота восприятия узора.

В пропильной резьбе декоративность достигается игрой ажурной орнаментальной сетки. Нарядное кружево воздействует на зрителя ритмичным чередованием орнаментальных мотивов, красиво развёрнутых на плоской поверхности дерева.

Особенно нарядными народные умельцы делали наличники окон, карнизы и др. детали внешнего убранства деревянной избы, украшали мебель, мелкие изделия бытового назначения: шкатулки, полочки, вешалки, подставки и т. д.

Типы изображения резьбы.

По типу изображения резьба может быть:

-        Геометрической -резьба, в которой используется геометрические формы: треугольники, квадраты, ромбы, круги, овалы, полосы, пересекающиеся дуги окружностей.

-        Растительной -резьба с использованием растительных мотивов: цветов, листьев, травы, ягод, плодов и побегов растений.

-        Животной -резьба с использованием изображения животных, птиц, рыб, сказочных и мифологических персонажей.

Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания лобзиком.

Перед тем как приступить к выпиливанию, необходимо познакомиться с материалами и инструментом.

В качестве материала для выпиливания рекомендуется использовать фанеру толгфлной 3-5 мм высокого качества (отсутствие пустот и сучков), либо дощечки из мягких пород древесины (липы, осины, сосны).

Для выпиливания необходим следующий инструменты:

 Металлический ручной лобзик - представляет собой рамку, в виде буквы П, на свободных концах которой помещены винтовые зажимы и деревянная ручка. В зажимы вставляют пилку. Обязательное условие хорошей работы лобзика -натяжение закреплённой пилки, которое достигается сдавливанием свободных концов лобзика перед закреплением. Пилку прочно закрепляют в зажимах, наклоном зубьев в сторону ручки. Для начала необходимо иметь два сорта пилок: с мелкими и крупными зубьями, для крупного и мелкого рисунка.

Отверстия в фанере можно протыкать шилом, либо просверливать тонким сверлом. Для подгонки деталей друг к другу перед сборкой, удаления излишков клея, выравнивания и исправления рисунка понадобятся надфили и наждачная бумага.

Контур орнамента выпиливают на специальном выпиловочном столике, который легко сделать самому из дощечки твёрдой породы. Во время работы столик закрепляется в боковом зажиме столярного верстака. 

Перевод рисунка на фанеру и другой материал

Рисунок на материал можно переводить двумя основными способами:

1. Перевод рисунка из специального альбома на прозрачную кальку, а затем через копировальную бумагу на фанеру.

2. Перевод рисунка по шаблону (эскизу детали, выполненному на картоне в натуральную величину).

В том или ином случае располагать рисунок нужно компактнее, чтобы отходов было как можно меньше. Обводить рисунок можно как карандашом, так и шариковой ручкой, стараясь точно придерживаться линий рисунка. При копировании рисунка нужно укрепить его кнопками, во избежание случайного смещения. Закончив копирование, обязательно проверить, нет ли пропусков в мелких контурах рисунка. Места рисунка, которые будут выпадать при выпиливании, желательно помечать лёгкими штрихами.

Сборка и отделка изделий.

Когда все детали изделия выпилены, их необходимо тщательно осмотреть для выявления неточностей выпиливания. Детали подгоняют друг к другу стамеской, надфилем или наждачной бумагой. Ширину прорезей паза проверяют кусочком той же фанеры, правильность подгонки контролируют угольником. После подгонки детали шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой.

Выпиленные и зачищенные детали нужно собрать без клея для проверки правильности изготовления, после чего детали разъединить и, смазав клеем шипы, собрать.

Среди клеев самым распространённым является клей ПВА (поливинилацетатный), время схватывания которого 1-2 часа. Очень удобный в применении универсальный клей «Момент-1» и полимерный клей «ЭКО-НАСЕТ», но так как эти клеи являются сильно-токсичными, работать нужно в хорошо проветриваемых помещениях. Правила применения клеев приведены на упаковках. Наносить клей лучше всего кисточкой. Работать нужно аккуратно, чтобы клей не попал в глаза или рот.

После высыхания собранного изделия по желанию исполнителя изделие можно лакировать и красить. Естественный вид поверхности можно получить, покрыв её прозрачными нитролаками холодного нанесения типа НЦ-221. Часто исполнитель желает изменить цвет изделия. Это достигается нанесением на него морилки на спиртовой основе. Цвет морилки выбирается по желанию. Наносят её тампоном или кистью. После высыхания морилки, изделие покрывают лаком.

5. Практическая работа

Прежде чем мы начнем с вами работу, необходимо выполнить одну обязанность. Какую?

Учащиеся: ознакомиться с правилами по технике безопасности.

Учитель знакомит через прочтение самим, привлечения учащихся(для отработки навыков осмысленного) чтения:

Техника безопасности при выпиливании.

При выполнении работ связанных с художественным выпиливанием лобзиком необходимо соблюдать следующие правила безопасной работы:

-        Работать исправными лобзиком и шилом, с хорошо насаженными ручками.

-        Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.

-        Надёжно закреплять пилку в рамке лобзика.

-        Не делать резких движений лобзиком.

-        Зачищать изделие надфилем с исправной и хорошо насаженной ручкой.

-        Не захватывать носок надфиля пальцами левой руки.

-        Не сдувать опилки и пыль с изделия, пользоваться щёткой.

-        При отделке изделия проветривать помещение.

-        Не лакировать и не морить поверхности вблизи нагревательных приборов.

-        Не нюхать лак и морилку во избежание отравления.

-        Избегать попадания лака и морилки на открытые поверхности тела.

-        После работы тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом.

Учитель объясняет процесс и последовательность работы, сопровождая показом и отработкой учащимися каждого этапа деятельности:

Последовательность выполнения задания.

1. Выбор изделия и обоснование.

В моду возвращается старинная традиция не прятать фотографии в альбомы, а вставлять в рамочки. В магазинах существует огромный выбор рамок. Но можно сделать ее самим и неповторимой.

Рамка под фотографию – прекрасный подарок, причем универсальный, ее можно подарить как взрослым, так и детям, родителям и друзьям.

Выбрав объект, необходимо определить требования к проектированию и изготовлению рамки:

1)    Простота в изготовлении

2)    Наличие оборудования

3)    Оригинальный дизайн

4)    Доступность материалов

5)    Безопасность изготовления

6)    Экономичность

Итак, цель – изготовить рамку для фотографий. Изделие должно быть несложным в изготовлении экономичным, оригинальным и главное востребованным.

2. Цели и задачи

Целью является создание оригинального подарка, выполненого с помощью выпиливания лобзиком.

Задачи:

1.     Изготовить рамку для фотографии

2.     Освоить технологию изготовления данного изделия

3.     Закрепить культуру труда с деревом при соблюдении техники безопасности

3.     Поиск вариантов и выбор окончательного варианта

Приступая к разработке проекта были определены на основе анализа проблемы, а именно два основных параметра, которые следует учесть:

- назначение: рамка может стоять или висеть, или быть универсальной;

- размеры: рамка может быть предназначена для фотографий разных размеров.

Учащиеся выбирают  вариант рамки универсального назначения, чтобы могла и стоять и висеть, и предназначенной для фотографии размером 90 х 120 мм.

4. Материалы для изготовления.

4.1.         Возможные варианты материала

Наименование детали

материал

1.

Рамка резная

фанера

2.

Фон  под рамку

Фанера, дерево, ДВП, пластмасса

3.

Защитная рамка для фотографии

Стекло, пластмасса

4.

Ножка для рамки

Твердый картон, ДВП

4.2. Технический рисунок рамки.

4.3. Выбор материала

деталь

наименование

количество

материал

Размеры, мм

1

Рамка резная

1

фанера

Максимальный для вырезания необходимого рисунка – 190 х 255

2

Фон под рамку

1

ДВП

250 х 300

3

Защитная рамка

1

Пластмасса*

80 х 110

4

Ножка для рамки

1

ДВП

 

*Примечание. Пластмасса прозрачная может быть использована из-под упаковок одноразовой посуды, поддискетники для дисков, пр.

4.4. Необходимое оборудование: верстак, столик для выпиливания, инструменты: ножовка, лобзик, шило; шлифовальная шкурка, напильник или надфиль.

5. Технология изготовления.

Учащиеся отражают технологию изготовления рамки в технологической карте.

Технологическая карта изготовления рамки для фотографии

детали

операции

Последовательность выполнения работы (операций)

Инструменты, приспособления

1

1

Выбрать заготовку и отпилить ее по размеру

Верстак, линейка, карандаш, ножовка, фанера

 

2

Выполнить эскиз рисунка на бумаге

Лист альбомной бумаги, карандаш

 

3

Перенести эскиз рисунка на рамку с помощью копировальной бумаги

Копировальная бумага, фанера,

Карандаш 

 

4

Выпилить рамку по внешнему контуру рисунка

лобзик

 

5

Вырезать узор рисунка на заготовке

Шило, лобзик

 

6

Отшлифовать поверхность заготовки

Шлифовальная шкурка, напильник или надфиль для обработки краев

 

7

Покрыть рамку лаком или олифой

Кисть или тампон, губка

2

1

Выбрать заготовку и отпилить по размеру

ДВП , ножовка

 

2

Отшлифовать края

Шлифовальная шкурка

 

3

Покрыть лаком или олифой

кисть

3

1

Выбрать заготовку для защитной рамка для фотографии и вырезать по размеру

ножницы

4

1

Выбрать заготовку и вырезать по размеру

Ножовка,

1-4

1

Накладываем и наклеиваем клеем «Момент» или ПВА на 3 деталь (защитная рамка) на 1 деталь с внутренней стороны

кисть

 

2

Наклеиваем саму рамку на фон

кисть

 

3

К внутренней стороне фона приклеиваем ножку

кисть

 

4

Проконтролировать размеры и качество изделия.

 

После просушки изделия можно окрасить морилкой под цвет красного дерева, ореха или дуба. Морилку наносить на поверхность марлевым тампоном или кистью. Затем изделие покрыть бесцветным лаком. После нанесения лака, изделие высушить холодным способом (на открытом воздухе). 

7.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Учащиеся, представляя свои работы, рассуждают о своей работе, дают оценку ей, а также формулируют плюсы и минусы проделанной работы; выслушивают оценку своих одноклассников.

Эта рамка принесет эстетическое удовольствие  и практическую пользу.

Положительные стороны:

·        Материалы доступны;

·        Технология изготовления посильна;

·        Работа безопасна в исполнении;

·        Дизайн оригинален.

Отрицательные стороны: Быстрый износ лобзиков, отсутствие электролобзика.

8.      Рефлексия деятельности.

Учитель: Если вам понравился урок и ваша работы по выпиливанию, и вам еще раз хочется заняться выпиливанием, поставьте свои изделия на полку с красной лентой. Если считаете, что больше не захотите заниматься выпиливанием, поставьте свое изделие на полку с синей лентой. Все работы достойны выставочного показа независимо от цвета ленты.

Давайте вспомним наш Синквейн

Выпиливание

Интересное, полезное

Развивает, сотворяет, радует

Выпиливание похоже на волшебство

Сделанное своими руками – лучший подарок

Учащиеся высказывают свое мнение, предлагают свои варианты

10. Итог урока.

Учитель: вы можете показать свои изделия родителям, узнать их мнение и оценку и поделиться ими на следующем уроке.

 

.  .  .