Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»

Дата публикации: 2018-04-04 20:47:23
Статью разместил(а):
Шакирова Рафиса Халимовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Чтение с увлечением»

Автор: Шакирова Рафиса Халимовна

МБОУ «СОШ № 6 имени А.Н. Сабурова»

г. Можга Удмуртской Республики

Нормативная база преподавания данного предмета

     Программа предмета «Чтение с увлечением » составлена на основе:

1.      Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2.      Приказа Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 №17785) с изменениями, внесёнными приказами Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241,от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060; от 29.12. 2014 № 1643.

3.      Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4.      Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2017 года № ТС-945/ 

5.      ООП НОО МБОУ СОШ № 6.

Место курса в учебном плане: В учебном плане МБОУ СОШ №6 на изучение «Чтение с увлечением» в 1, 2, 3, 4 классах отводиться 17 часов(0,5 часа в неделю).

I  Планируемые результаты освоения учебного предмета.

1) Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2) Осознание значимости чтения на родном языке для личного развития, формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира, обеспечение культурной самоидентификации.

3) Использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

4) Достижение необходимого для продолжения образования читательской компетентности, общего речевого развития то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными элементами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

5) Осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения  выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 

II  Содержание учебного предмета.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания.

Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.   

 

Рекомендуемая литература:

1 класс:  Рассказы  Л.Н. Толстого «Два товарища»  «Кто прав?» К. Д. Ушинского «Бишка» «Жалобы зайки» В.Сутеев « Ёлка» В.А. Осеева «Волшебное слово» С.Михалков «Быль для детей» В.Голявкин. «Как я помогал маме мыть пол»Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» М.Дружинина «Дразнительное имя» В.П. Катаев «Цветик-семицветик» С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете».

2 класс : Бытовые сказки. «Мужик и медведь». «Колосок». Волшебные сказки. «По щучьему веленью». «Баба Яга и Жихарь». Сказки о животных. «Лиса и журавль». «Как лиса шила волку шубу». К.Чуковский «Мойдодыр» Г. Остер «Вредные советы » Н. Носов «Заплатка» С. Баруздин «Как Алешке надоело уиться» В. Голявкин «Разрешите пройти». «Пару пустяков» Е. Чарушин «Моя первая зоология» Б. Житков «Беспризорная кошка» О.Ф. Кургузов «По следам Почемучки» В. Чаплина «Фомка – белый медвежонок».

3 класс: Сказки Л Толстого «Липунюшка» , «Царь и избушка» ,«Три вора» .Стихи  В.А. Жуковского. Стихи Ф.Тютчева,  Е. Пермяк «Для чего руки нужны?» ,«Как Маша стала большой», «Как Миша хотел маму перехитрить»,  Г. Снегирёв «Чембулак», И. Акимушкин «Природа чудесница»,  Ю. Дмитриев «Кто без крыльев летает?» Г. Скребицкий «Следопыты», «Лесной разбойник», Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» , В.Железников «В старом танке», А.Платонов «Маленький солдат», Л.Кассиль. Рассказы о войне.

4 класс: А.Гайдар «Тимур и его команда», В.Крапивин «Штурман Коноплев», Л.Воронкова «Девочка из города», «Алтайская повесть», В. Бианки «Лесная газета»,  Н.Сладков «Загадочный зверь», «На неведомой дорожке», сказки «Кривая уточка», «Волшебная дудочка», В Сухомлинский «Каждый человек должен», «Правильно думай о труде», П.П.Бажов «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Горный мастер»

 

III  Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 

1 класс

№ п/п

Раздел. Тема. Тема урока.

Кол-во часов

Дата

проведения

Корректировка

1

 Загадки, небылицы 

1

 

 

2

Русские народные сказки.

1

 

 

3

Стихи русских поэтов об осени.

1

 

 

4

Жили-были буквы   

1

 

 

5

 Из старинных книг.

Рассказы  Л.Н. Толстого и  К. Д. Ушинского 

1

 

 

6

Стихи о детях и для детей А. Барто.

1

 

 

8

Стихи русских поэтов о зиме.

1

 

 

9

 Сказки В.Сутеева

1

 

 

10

 Ложь дружбу губит. Рассказы  В.А. Осеевой  

1

 

 

11

Мои защитники .  Стихи  о войне

1

 

 

12

Мама - главное слово.

1

 

 

13

Хочу прыгать, поиграть: рассказы об играх и игрушках.

1

 

 

14

Апрель, апрель! Звенит капель!

 Стихи  о русской природе

1

 

 

13

Я и мои друзья . Рассказы М Дружининой    

1

 

 

14

«Тайное всегда становится явным»

. Рассказы В. Драгунского о детях

1

 

 

15

Богатырские сказки. Былины.

1

 

 

16

 «Вам, дети, про все на свете» 

Стихи С.Я. Маршака

1

 

 

17

Игра «Умники и умницы». Обобщающий урок по прочитанным произведениям.

1

 

 

 

2 класс

№ п/п

Раздел. Тема. Тема урока.

Кол-во часов

Дата

проведения

Корректировка

1

Приметы осени в русском фольклоре.

1

 

 

2

Бытовые сказки.

1

 

 

3

Волшебные сказки.

1

 

 

4

Сказки о животных

1

 

 

5

Сказочный марафон. Обобщающий урок по сказкам.

1

 

 

6

Читаю стихотворение и слышу сказку Литературные стихи,  сказки К Чуковского.

1

 

 

7

«Все наоборот».

Веселые стихи  Г. Остера , Ю. Владимирова,  В. Берестова

1

 

 

8

Рассказы и сказки Н. Носова

1

 

 

9

С. Баруздин   «Как Алешке надоело

учиться»

С. Баруздин   «Как Алешке надоело

учиться»

Настоящий друг детей. Творчество С. Баруздина

1

 

 

10

Вот что интересно.

Рассказы В. Голявкина

1

 

 

11

Рассказы о детях. Обобщающий урок.

1

 

 

12

 Моя первая зоология .

1

 

 

13

 Рассказы о природе  Б. Житкова

1

 

 

14

 По следам Почемучки.

1

 

 

15

Необычное рядом .  

Рассказы о животных Г. Скребицкого, К Ушинского

1

 

 

16

Рассказы о животных. Обобщающий урок.

1

 

 

17

Игра «Умники и умницы». Обобщающий урок по прочитанным произведениям.

1

 

 

 

3 класс

№ п/п

Раздел. Тема. Тема урока.

Кол-во

час.

Дата

Корректировка

1

Русские народные сказки

1

 

 

2

Иван – герой русских народных сказок

1

 

 

3

КВН по русским народным сказкам

1

 

 

4

Весёлые произведения Бориса Заходера.

1

 

 

5

Что говорят стихи?  Поэзия С.Я Маршака

1

 

 

6

Короткие рассказы и сказки

Е. Пермяка

1

 

 

7

Литературные сказки  Л.Толстого

1

 

 

8

Урок – игра по теме «Литературные герои»

1

 

 

9

Стихи поэтов –классиков XIX- начала XX века для детей

1

 

 

10

Знай и люби родную природу.   

Рассказы  Г. Снегирёв, И. Акимушкин 

1

 

 

11

 Рассказы загадки про зверей и птиц.

1

 

 

12

О братьях наших меньших

 Творчество Ю.Д. Дмитриева . Д.Н.Мамина-Сибиряка   Г. А. Скребицкова

1

 

 

13

Урок- викторина по теме «Знай и люби родную природу»

1

 

 

14

Нам дороги эти позабыть нельзя .

В.Железников  А.Платонов  Л.Кассиль.

1

 

 

15

Поэты  о войне

1

 

 

16

Никто не забыт и ничто не забыто . Обобщающий урок .

1

 

 

17

Игра «Умники и умницы». Обобщающий урок по прочитанным произведениям.

1

 

 

 

4 класс

№ п/п

Раздел. Тема. Тема урока.

Кол-во часов

Дата

Корректировка

1

Герои русских былин.

1

 

 

2

 Творчество  А.Гайдара для детей  

1

 

 

3

Капитаны не смотрят назад . Рассказы В. Крапивина

1

 

 

4

Рассказы Л. Воронковой для детей.

1

 

 

5

 Одна у человека мать; одна и Родина. 

1

 

 

6

«С чего начинается Родина». Обобщающий урок.

1

 

 

7

«Необычный календарь»  Времена года в стихах.

1

 

 

8

Лес не школа, а всему учит. Рассказы Н.Сладкова

1

 

 

9

Рассказы К.Паустовского о природе.

1

 

 

10

Книги о путешествиях и путешественниках.

1

 

 

11

Стихи русских поэтов о природе России.

 

 

 

12

«Природа России». Обобщающий урок.

1

 

 

13

Скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается.  Сказки о труде

1

 

 

14

Уральские сказы П.П. Бажова

1

 

 

15

 «Как рубашка в поле  выросла». Рассказы  и стихи о труде.

1

 

 

16

Путешествие по дорогам любимых книг.

1

 

 

17

Читательская конференция.

1

 

 

IVПриложение с контрольно-измерительными материалами.

 Тексты для проверки техники чтения 1 класс.

Текущая проверка навыка чтения вслух (способ чтения, правильность)

 

I полугодие

При-шла Нас-тя из шко-лы. До-ма бы-ла од-на ма- мА.Нас-тя се-ла у сто-ла, взя-ла книж-ку и проч-ла ма-ме сказ-ку.Ма-ма бы-ла ра-да.

(21 слово)

Вопросы и задания

1.      О ком говорится в рассказе? Расскажи.

2.      Почему мама была рада?

3.      Что прочла девочка? Найди ответ в тексте?

 

II полугодие

Шарик

Была у Бори собака Шарик. Идёт Боря в школу, а Шарик за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик на дворе лежит, ждёт Борю.

Идут дети из школы, и Шарик бежит с ними, лает. Шарик не отстаёт от Бори.

(42 слова)

Вопросы и задания

1. О ком говорится в рассказе?

2. Чем занимался Боря?

3. Как можно назвать Борю и Шарика одним словом?

 

Проверочная работа.

1. Прочитай. Из какого стихотворения это четверостишие? Укажи

Притаились ребята, глядят,                     А.Барто « В школу»

Как играет с котятами кошка….              А.Блок « Снег да снег»

Вдруг ребята  пискливых котят               Я.Аким « Мой верный друг»

Побросали обратно в лукошко..

 

2. Кто написал рассказ «Снежная книга »?

Подчеркни фамилию автора

 В.Бианки

Л.Пантелеев

М.Пришвин

 

3. Прочитай фамилии авторов. Подчеркни фамилию сказочника.

А.Блок

В.Голявкин

К.Д.Ушинский

 

4. Кто что написал ? Укажи

Блок                                                         

Барто           стихи

Осеева        рассказы

 

4.  Вспомни фамилии сказочников. Допиши предложение.

Я люблю читать сказки Маршака, _________________

5. Подумай, о чём или о ком рассказывается в произведении. Укажи

Н.Сладков «Хитрый одуванчик»                           о детях           

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»      о природе

М.Дружинина «Дразнительное имя»                     о животных

 

6. Прочитай. Что это? Подчеркни ответ.

Щетина у чушки, чешуя у щучки

Загадка   шутка  скороговорка

  

Тест

1. Отметь произведение фольклора.

Стихотворение

Рассказ

Потешка

 

2. Отметь фамилию сказочника

А.Барто

К.Д.Ушинский

М.Пришвин

 

3. Отметь загадку.

Около колокола бьют колокола.

За блеском – треск.

За треском – плеск.

Наш городок – Москвы уголок.

 

4. Отметьте имя героя сказки В.Сутеев «Ёлка».

Дядя Миша

Лесной Колобок

Снеговик

 

5. Прочитай и допиши предложение, выбрав ответ.

Блок написал стихи, а Сутеев__________________

загадки

сказки

потешки

 

За каждое задание – 1 балл

 

Тексты для проверки техники чтения 2 класс.

1 полугодие

Текст : Куница

Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться.

(51 слово. В. Чаплина)

1.     О каком зверьке ты прочитал?

2.     Что узнал  о кунице из текста?

 

2 полугодие

Текст: Утята и стрекоза.

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

(68 слов. Е. Житков)

1.      Чем кормила хозяйка утят?

2.      Почему утята прятались в траве?

 

 Проверочная работа

 

1.  На какие виды делятся сказки:

⃝ - о цветах           - о животных            - бытовые               - добрые               - волшебные

3.     Кто в России был самым известным собирателем сказок? 

4.     Напиши название сказки и укажи, какой народ сочинил эту сказку.

- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.

5.     Сколько времени сидел волк у проруби в сказке «Лисичка сестричка и волк»?

⃝ - целую ночь                     - целый день                       - две ночи подряд

6.     Прочитай. Из какого произведения отрывок?

Домой пришёл и говорит матери:

— Я больше в школу не пойду!

— А что же ты будешь делать?

— Как что? Ну... работать буду.

— Кем же?

— Кем? Ну, как ты, например...

А мать у Алёшки врачом работала.

7.      Определи, из какого произведения отрывок. Подчеркни ответ.

           Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил её, приложил к штанам, обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

·         Е. Пермяк. «Смородинка»

·         М. Зощенко. «Самое главное»

·         Н. Носов. «Заплатка»

8.   Отметь имя героя рассказа Н. Носова «Заплатка».

□ Алёша

□ Бобка

□ Дениска

9. Кто что написал ? Укажи

Е . Чарушин              «Фомка – белый медвежонок»

Б. Житков                 «По следам почемучки»

О.Кургузов                «Беспризорная кошка»

В Чаплина                «Моя первая зоология»
 

Тексты для проверки техники чтения 3 класс.

ДРУЗЬЯ ЖИВОТНЫХ (1 полугодие)

         В октябре Сережа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл от изумления.

        По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их от берега. Белки стали тонуть.

        Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смело сидели в лодке.

       Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес. Больше часа трудились мальчики , пока выловили из воды белок.

        Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса , где в этом году уродилось много орехов ,шишек, желудей..

(Г.Скребицкий.)

(90 слов)

Вопросы и задания:

1.      Что удивило мальчика во время рыбалки?

2.      От чего стали тонуть белки?

3.      Как мальчики помогли спасти животных?

 

ЗОЛОТОЙ ЛУГ (2 полугодие)

(отрывок)

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

(М. Пришвин)

(140 слов)

Вопросы и задания:

1. Почему луг называли золотым?

2. В какое время суток луг зеленел?

3. Почему одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветов?

 

Проверочная работа

КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ

Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница.
Барсук своё:
– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Куница своё:
– Я первая увидела!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса.
Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук. – У куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница. – Это несправедливо!
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.

Вопросы и задания:

1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?

А) На лугу; 
Б) в лесу; 
В) в поле; 
Г) в деревне.

2. Из-за чего у животных возник спор?

А) Не знали, как поделить находку; 
Б) боялись обделить друг друга; 
В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.

3. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?

А) Чуть не разорвали на части; 
Б) чуть не подрались сильно; 
В) чуть не сделали дырку.

4. Кто вершил суд в этом лесу?

А) Лиса; 
Б) медведь; 
В) волк.

5. Какое определение даётся лисе в этом тексте?

А) Хитрая; 
Б) плутовка; 
В) рыжая разбойница.

6. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?

А) Жадность; 
Б) хитрость; 
В) трусость.

 

Тексты для проверки техники чтения 4  класс.

БЕЛКА И ВОЛК (1 полугодие)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить: 
– Пусти меня. 
Волк сказал: 
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь – вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала: 
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: 
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

(Л. Толстой)

(103 слова)

Вопросы и задания:

1. Какая история приключилась с белкой?
2. Какой вопрос мучил и изводил волка?
3. Что ответила ему белочка?
4. Какие чувства испытывали лесные звери белочка и волк, когда повстречались в лесу?

 

ДЯДЮШКА АУ (2 полугодие)

История вторая "Господин Ау и больное дерево".

Утром дядюшка Ау проснулся бодрым.
Он посмотрел в окошко. Жёлтый лист пролетел мимо окна. Господин Ау вздрогнул.
"Что? Яблоня, должно быть, болеет. Каждую осень это дерево теряет листья. Я должен помочь ему".
Он разыскал в ящиках пластырь, иголку, нитку, ножницы, дедушкино лекарство от кашля и от облысения и вышел на улицу.
На улице было удивительно светло. Жёлтый лист зацепился за шип розы. Под яблоней лежали и другие жёлтые, красные листья.
Дядюшка Ау принёс лестницу и осторожно взобрался на неё. Он приклеивал листья пластырем, пришивал их к веткам, приматывал нитками и красил в зелёный цвет. Потом он вылил все лекарства на корни дерева и вернулся домой.
"Молодец я!" – хвалил себя дядюшка.
Он даже написал плакат на листе бумаги: "ДЕРЕВУ БЫТЬ ЗЕЛЁНЫМ!" – и ходил с этим плакатом вокруг яблони, пока не стемнело.
К вечеру он настолько устал, что лёг спать. Он лежал и мечтал: "Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут зимние яблоки".
Он был доволен собою, господин Ау!

(Х.Мякеля, Э.Успенский)
(160 слов)

Вопросы и задания:

1. Как ты думаешь, кто такой господин Ау, или дядюшка Ау? Опиши его.
2. Что показалось тебе забавным в его поведении?
3. Найди и прочитай лозунг дядюшки Ау. Какое благородное чувство он вложил в свой лозунг?
4. Какую закономерность в природе пытался доказать этот сказочный герой? Чем закончится его идея?
5. Советуем тебе прочитать эту интересную книгу.

 

Проверочная работа

Кнут

– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко... И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего...
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься...
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.

(В. Волков)

Вопросы и задания:

1. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.

а) В городе;
б) в селе.

2. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

а) Утром; 
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.

4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?

5. Где Вовка нашел кнут?

6. В чем была радость обладания кнутом?

а) Звучно щелкать; 
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.

7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?

8. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?

9. Какой совет дал дед внуку?

10. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?

11. Какой нравственный урок получил внук?

.  .  .