Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Литературное чтение во 2 классе. Н.Н.Носов "Затейники"

Дата публикации: 2018-03-14 09:33:47
Статью разместил(а):
Шабалина Наталья Алексеевна

Литературное чтение во 2 классе.

Н.Н.Носов "Затейники"

Автор: Шабалина Наталья Алексеевна

МКОУ "Тутурская СОШ"

 

Цели:

- Образовательная: На основе анализа художественного произведения провести исследование проблемы «Почему возникают страхи».

- Воспитательная: Формировать понимание необходимости делать правильный выбор в момент принятия решений.

Планируемые результаты.

Предметные:

-знать новое произведение Носова;

- знать виды текстов и части текста-повествования;

- уметь доказать принадлежность текста к определенному виду;

- уметь подтвердить свой ответ словами текста;

- уметь раскрывать обобщенный смысл пословиц;

- уметь дать определение понятия.

личностные:

- осознать значимость итогов исследования для собственной безопасности;

- возникновение потребности прийти на помощь однокласснику в случае затруднений,

- самооценка собственных действий и достижений.

Метапредметные:

- самостоятельная постановка целей урока, выдвижение гипотез и определение задач этапов урока;

- самостоятельное построение речевых высказываний по поводу самооценки, выполнения заданий, сделанных выводов;

- самостоятельное  определение способов поиска информации, выводов;

- самостоятельная работа по заданной инструкции;

- самостоятельное распределение обязанностей при работе в паре и совместное обобщение результатов.

Подготовка к уроку: попросить учеников написать 2-3 самых сильных своих страха.

 

Ход урока

1. Оргмомент, постановка темы урока.

Приветствие гостей. Поздравляю мальчиков с наступающим праздником. Спрашиваю, какие чувства они при этом испытывают? Приятное ли это  чувство?

- Сегодняшний урок посвящен одному из человеческих чувств.  Определите  его по иллюстрации  с.51 (к рассказу «Затейники») Обсуждаем, что это страх и чувство это неприятное.

2. Определение целей урока.

- Какие вопросы могут возникнуть, глядя на иллюстрацию? Сформулируйте их в виде цели урока.

( Узнать, чего испугался мальчик и почему испугался.) Фиксирую цель на доске. Таким образом, проведем небольшое исследование на тему…? «Почему возникают страхи» - добиваюсь, чтобы дети это сформулировали.

3. Мотивация.

Будет ли это исследование вам интересно, и почему? (Мы тоже чего-то боимся.)

- Вы мне писали самые сильные свои страхи. Они перед вами на доске, прочитайте их.

Страхи второклассников:

- получить двойку;

- пожар;

- высота;

-пауки;

- темнота.

- Человек может осознанно поступить так, чтобы  чувство страха вовсе не возникло в какой-то ситуации. Придумайте способы избежать их. (обсуждаем)

- Сделаем вывод, когда страх возникает, а когда - нет.  (Рассуждение примерное по  схеме, но саму схему детям не предъявлять.)

Чувство  страха не испытаем, если испытаем, если (Найдем способ его избежать.) (Не найдем способ его избежать или совсем не подумаем о последствиях.)       

- Мальчик на иллюстрации уже испуган, значит, уже что-то страшное произошло.  

4. Выдвиньте гипотезы о возможных  причинах его страха, опираясь на предыдущие выводы.

На доске фиксирую гипотезы.

Гипотезы:

1) Не нашел способа  избежать страха.

2) Что-то сделал, совсем не думая о  последствиях. 

5. Поиск путей решения проблемы, проверка гипотез.

- Где можно добыть информацию для проверки этих гипотез? (Перечисляют и приходят к выводу – в тексте произведения.)

- Проверить гипотезы и ответить на вопросы поможет рассказ Н.Н.Носова «Затейники». Писатель не зря придумал такой заголовок. Возможно, в  нем кроется какая-то разгадка.

- Какую задачу нужно перед собой поставить? ( Узнать значение слова затейники.) Как это можно сделать? (предложат варианты: интернет, словарь)

- А я предлагаю его узнать с помощью учебного задания (У.З.). Раздаю карточки с У.З.№1

- Как понимаете заголовок? (Так говорят, чтобы игра не закончилась плохо.)

Играй, да не заигрывайся. Герои  всех стихотворений считают себя затейниками.

Прочитай отрывки из стихотворений.

 

1. Малыши среди двора                            2. Ах, как занят этот Петя!

   Хоровод водили.                                        Целый час ломал часы

   В гуси-лебеди игра,                                   И на мамином портрете

   Серый волк – Василий.                             Подрисовывал усы.

 

3. - Я приехал! – крикнул Петька.

    - Стал на якорь! – крикнул Васька.

    - Сел на землю! – крикнул Мишка

      И уселись отдыхать.

Сравни поведение детей в этих отрывках.

Выбери и зачеркни лишний отрывок с точки зрения поведения детей.

По оставшимся отрывкам дай определение слова.

Затейник – это_____________________________________________

Обсуждаем выполнение задания  и данные  детьми определения. По желанию один ребенок оценивает свою работу.

Выполнение каждой задачи соотносим с проблемными вопросами и гипотезами.

- Есть ли причины для страха, судя по заголовку? Выяснили,  чего боится?

 ( Раз мальчик  затейник, значит, ничего плохого не делал, просто играл. Причин для страха,  вроде бы,  нет.)

- Какую следующую задачу поставим? ( Надо прочитать текст, возможно, он подскажет.)

- После чтения ответите, кто герои рассказа и от чьего лица он ведется.

Первичное  чтение учителем.

Анализ текста:

- Определите тип текста (текст-повествование), докажите (идет смена событий, много глаголов). Что является завязкой событий? Прочитайте её (3 первых абзаца). Есть ли здесь причина для страха? (пока нет)

Какая следующая часть в текстах-повествованиях (развитие действия)? Чем она заканчивается (кульминацией)? Найдите и прочитайте кульминацию. (Вдруг кто-то меня схватил за ногу.  До слов «и бегом из комнаты».)

-Итак, Носов показал возникновение страха. Кто из героев столкнулся с этим чувством? (оба) Отметим границы основной части  рассказа галочками и проанализируем ее.

Выполним У.З.№ 2

Как понимаете заголовок? Как будем работать? (в парах.)

Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.  

Прочитайте вопросы.

1. Чего боится?

2. В какой момент возник страх?

3. Как при этом себя повёл?

Найдите в тексте  ответы на вопросы о каждом герое рассказа. Отметьте их цифрами, как вопросы.

Сравните поведение ребят. Сделайте вывод. Кто мог сразу отказаться от такой затеи, если бы подумал о возможном страхе?

Фронтальная проверка. Каждая пара представляет свой  вывод.

- Для чего проводили эту работу? (Чтобы проверить гипотезы) Что можете об этом сказать?

(Узнали, что испугался темноты. Зная свои страхи, не подумал о последствиях. Мог бы другую игру предложить.)

- Как писатель показывает сильный страх темноты? (Многократное повторение этого слова.)

 6. Выход на идею текста.

У.З. №3

Пусть затеи приносят радость. Иногда игры заканчиваются неприятностями. Может стать страшно или стыдно. Можно рассориться или нанести вред здоровью.

Дай совет всем детям, затевающим какие-то игры. Озвучь его классу.

 

- Если ваши советы обобщим, то раскроем идею рассказа Н.Н.Носова. Идея: Затевая что-то, думай о последствиях.

- Перечитайте последнюю часть рассказа. Ответьте на вопросы, докажите словами текста:

- Почему испугалась Валя?

 Значит, какие еще бывают причины страха? («Ты меня напугал») Какую еще мысль хочет донести до нас писатель? (Страх может возникнуть независимо от человека. Сам старайся не пугать людей.)

-Была ли затея интересной? Докажите словами текста. («Хотели починить домик»)

При наличии времени выполним личностно-смысловое У.З.№4, либо сразу подведение итога урока. Иначе на следующем уроке это задание. Как понимаете заголовок? (Если всего бояться, можно многого в жизни не узнать, не добиться.) 

Волков бояться – в лес не ходить.

А можно было бы начать

С того, чтоб свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно.

И до утра при свете спать.

Но так же можно…  

Посоветуй мальчику, какое качество характера ему надо развивать, чтобы играть в «трёх поросят». Расскажи, как бы ты это делал?

 

Подведем итог урока. Сравниваем проблемные вопросы и гипотезы с тем, что удалось выяснить в ходе анализа текста.

7. Домашнее задание.

У.З.№5 и пересказ от лица Вали

Со мною такое бывало? Насколько каждый из нас способен избежать страшных ситуаций.

Прочитай ситуации.  Если с тобою такое случалось, в кружочке ставь галочку.

Мне было страшно, когда я:

- разбивал какой-то предмет во время игры

- забирался высоко и боялся спускаться

- бежал или катился на велосипеде по дороге и чуть не попал под машину

- убежал играть далеко от дома и встретил незнакомых людей

- заигрался допоздна и один возвращался домой по темноте

 Оценишь своё поведение по критериям (учитель даст их на  следующемуроке).

 

Критерии к заданию «Со мною такое бывало?»:

Нет галочек – ты играешь разумно.

1-2 галочки – ты стараешься играть разумно, но не всегда получается.

3-5 галочек – твои игры могут довести до беды.

.  .  .