Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Работа социального педагога по профилактике социально опасного поведения несовершеннолетних

Дата публикации: 2018-02-23 12:12:29
Статью разместил(а):
Кузнецова Ольга Анатольевна

Работа социального педагога по профилактике социально опасного поведения несовершеннолетних

Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна

В соответствии с п.2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» социальным педагогом в школе проводятся следующие мероприятия:

1) оказывается социально-психологическая и педагогическая помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и  отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении. Так, в школе обучается 16 детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, которым созданы необходимые условия (подготовлена материально-техническая база, педагогический состав прошел курсовую подготовку).

2) учителя школы и работники социально-психологической службы производят ежедневный контроль посещения учениками  занятий, выявляют обучающихся,  не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, своевременно информируют родителей о  пропусках уроков их детьми, проводят разъяснительную и профилактическую индивидуальную и групповую работу с обучающимися. В случае систематических пропусков уроков без уважительных причин образовательное учреждение направляет материал в КДН И ЗП. Так, в 2017 году были направлены материалы о систематических пропусках уроков  3 обучающимися 7-9 классов,  в 2018 – 2 обучающимися (1, 5 классов).

4) в школе организована внеурочная занятость обучающихся в  системе дополнительного образования, в т. ч. в спортивных секциях легкой атлетики, игры в русскую лапту, стрельбы из пневматической винтовки,   туристическом клубе «Альтаир», военно-патриотическом клубе «Витязи», ШСК «Молния». Классными руководителями, учителями-предметниками, социальным педагогом и психологом проводится активная работа по вовлечению к в них несовершеннолетних. В 2017 году внеурочной занятостью  было охвачено 87% (1 – 9 классы) обучающихся, в 2018 – 95% (1 – 10 классы) обучающихся. В связи с тем, что школа с 2012 года в экспериментальном режиме вводит ФГОС 2 поколения в среднее, а с 2017-2018 – и в старшее звено, обучающиеся имеют возможность выбора объединений внеурочной деятельности в различных направлениях (спортивно-оздоровительное, творческое, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное,  социальное).

5) С целью профилактики правонарушений среди обучающихся и формирования законопослушного поведения несовершеннолетних составлены планы по программам, предложенным Центром психолого-педагогической поддержки детей, план профилактической работы социально-психологической службы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек на 2016-2017 и 2017-2018 учебный год; программа по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»; план мероприятий по профилактике  экстремизма с учащимися и педагогами. Продолжает свою работу школьный наркопост и школьная служба медиации и др.

В работе с обучающимися используются различные формы и методы профилактической работы:

- Сбор и накопление информации о детях, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении.

- Профилактические беседы и консультации с несовершеннолетними и их родителями.

- Организация  и проведение бесед с участием инспектора ОДН Отдела МВД России по Калачеевскому району, сотрудников правоохранительных органов, медработников БУЗ ВО «Калачеевская РБ».

- Осуществление социальной защиты детей из «группы риска», многодетных, опекаемых, малообеспеченных и неполных семей.

- Работа по профилактике негативных привычек и правонарушений несовершеннолетних.

- Пропаганда здорового образа жизни обучающихся.

- Пропаганда правовых знаний обучающихся.

- Проведение индивидуальной профилактической работы с детьми «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении.

- Консультирование и совместная работа с классными руководителями, выступление на общешкольных родительских собраниях и педсоветах.

- Проведение индивидуальных и групповых бесед, консультации для обучающихся и их родителей.

- Проведение плановых обследований жилищно-бытовых условий детей, находящихся под опекой и попечительством.

- Вовлечение детей в организованную  внеурочную деятельность.

- Осуществление мероприятий по межведомственному взаимодействию и сбору документов, необходимых для трудоустройства несовершеннолетних во внеурочное время и в период летних каникул.

- Посещение семей обучающихся с целью обследования жилищно-бытовых условий семьи и беседы с родителями в более доверительной обстановке.

6) школа выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

Посещение семей в рамках профилактических межведомственных районных акций «Школа», «Каникулы», «Подросток», «Здоровье» и т.д..
Школа участвует в каждой межведомственной акции, в ходе которых работниками социально-психологической службы, классными руководителями и инспекторами ОДН ОМВД посещаются семьи обучающихся, состоящих на разных видах учета, и находящиеся в социально опасном положении с целью:
- обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних детей;

- проведения с обучающимися и их родителями представителями школы и ОДН бесед на различные темы (о текущей успеваемости и поведении во время занятий школе, о необходимости тщательного контроля поступков детей родителями, о недопущении распития спиртных напитков и правилах поведения в общественных местах, о необходимости создания благоприятных условий для воспитания и развития несовершеннолетних, поддерживания контакта с педагогическим коллективом школы по вопросам успешного овладения  учебных программ; о возможностях недопущения конфликтов и способах выхода из конфликтных ситуаций, о создании в семье ситуации успеха для ребенка; об организации досуговой занятости детей;  о правилах безопасного пользования электрическими нагревательными приборами и печным отоплением, о соблюдении детьми правил дорожного движения и безопасного поведения у воды и т.д.).;

- оказания материальной помощи нуждающимся семьям.

            В ходе индивидуальных бесед с обучающимися разъясняются их права и обязанности, даются рекомендации о   рациональном использовании свободного времени, о качественном выполнении домашних заданий и налаживании дружеских отношений с близкими людьми.

Систематически осуществляется учет и контроль успеваемости и посещаемости учебных занятий и занятости обучающихся «группы риска» и  обучающихся из семей в социально опасном положении, поддерживается тесная связь с родителями и классными руководителями для достижения максимальных положительных результатов.

Совместно с классными руководителями, педагогом-психологом и инспектором ОДН посещаются семьи, где родители ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей, а также семьи, в которых дети систематически пропускают уроки без уважительной причины. Собранные материалы о ненадлежащем воспитании несовершеннолетних детей предаются в КДН И ЗП. Осуществляется тесное взаимодействие с отделом по делам несовершеннолетних и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам проведения профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями, привлечения к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей.

Проводятся индивидуальные беседы с родителями с целью разрешения межличностных семейных конфликтов, организации просветительской работы в области семейного права и повышения статуса семьи.

Основными проблемами в профилактической работе являются следующие:

- уклонение некоторых родителей от участия в жизни детей, недостаточный контроль поступков, посещения учебных занятий, выполнения домашних заданий детьми.

- загруженность инспектора ОДН и непостоянная возможность его участия в профилактических мероприятиях, проводимых с обучающимися и их родителями (беседах, классных часах, посещение  семей).

.  .  .