Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сетевые проекты как средство формирования ИКТ-компетенций в рамках внеурочной деятельности

Дата публикации: 2017-09-07 20:27:25
Статью разместил(а):
Сергеева Татьяна Юрьевна

Сетевые проекты как средство формирования ИКТ-компетенций в рамках внеурочной деятельности по информатики и ИКТ

Автор: Сергеева Татьяна Юрьевна

МБОУ "СОШ № 30", г. Шахты

 

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Информационная компетентность по Г.К.Селевко – это "владение информационными технологиями - умение работать со всеми видами информации". Таким образом, информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в его деятельности.

Граждане должны развивать свои информационные компетенции в течение всей жизни, особенно в годы учебы. Обучение в значительной степени строится на работе с информацией. Обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности.

Сегодня проблему формирования ИКТ-компетентности обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по информатике решаю, используя специальные методы и приемы: изменение дидактических целей типовых заданий; использование технологий проблемного и проектного обучения; тприем решения ситуационных задач; самостоятельная работа с текстом с дальнейшим групповым обсуждением; активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Кроме этого творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию).

Одним из эффективных способов обеспечения серьёзной и продуктивной работы по развитию личности школьников является нацеленность педагогов на применение тех средств работы с информацией, которые популярны в детской и молодёжной среде. В связи с этим в данной статье хочется сделать акцент на таком современном и актуальном направлении, формирующим нравственные, общекультурные, гражданские и профессиональные качества личности, как медиаобразование.

Считаю, что особую роль в медиаобразовании  играет участие в сетевых проектах.  

"Сетевой проект - это совместная познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности" (Е.С. Полат).

Метод сетевых проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности, но, самое главное, на мой взгляд, - это отличный способ психолого-педагогического сопровождения детей «особого внимания». Основной задачей метода сетевых проектов является использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире.    

Масштабы сетевого проекта безграничны, он дает возможность увидеть результаты любому пользователю сети, количество участников возможно любое, из разных уголков планеты, отличный вариант использования интернет технологий для воплощения любых идей (в частности, использование технологий web 2.0, работа в режиме он-лайн);  общение на форуме, в чате, переписка по электронной почте; создание продукта проекта, который является результатом сетевого взаимодействия всех участников проекта за определённый отрезок времени. Участники имеют возможность привлечения в качестве экспетров, соавторов людей профессионально ориентированных на цели и задачи проекта. Это, несомненно, приводит проект на новый уровень. В сетевом проекте вся суть как раз и заключается во взаимодействии многих участников или, по крайне мере, в параллельном прохождении ими этапов.

Сетевой проект сложнее и более трудоемок, чем локальный, требует большего объема знаний и умений, т.к. само сетевое взимодействие подразумевает владение ИКТ на достаточно высоком уровне (это и основны работы в интернете, и работа с google-документами и создание wiki-статей, создание и редактирование сайта и т.д.). Средства организации такой совместной деятельности включают: электронную почту, списки рассылок, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.  Как и для любого учебного проекта, сетевой проект предусматривает наличие основополагающего вопроса, ответ на который учащиеся находят посредством самостоятельной исследовательской деятельности и совместной деятельности посредством компьютерной телекоммуникации. 

Команда моих учащихся принимала участие в III Международном квесте по цифровой грамотности "Сетевичок". В рамках участия обучающиеся изучали размещенный на сайте квеста материал и участвовали в викторинах, содержащих вопросы по технической, коммуникационной, потребительской, информационной грамотности. Для тех, кто предпочитает проявлять себя в более творческом русле, размещали работы в конкурсах рисунков "Мои кибер-недруги" и "Мой цифровой мир". Из освоенного материала в будущем пригодится практически все, ведь знания ИТ нужны как сейчас, для плодотворной учебы, так, на наш взгляд, и в будущей профессии, то есть это вклад знаний в профессиональное будущее. 

По результатам все участники квеста получили Паспорта цифрового гражданина, что является доказательством знаний правил и навыков в цифровом мире. Победители квеста по цифровой грамотности "Сетевичок" вошли в состав Национальный рейтинг детей и молодежи "Страна молодых", в который включают детей со склонностями к компетенциям будущего. 

Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. Кроме этого, школьник овладевает еще и дистанционными компетенциями. У школьника формируются такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.  

Сетевые проекты в школе необходимы. В сетевых проектах создается сетевая среда, которая дает возможность каждому ученику продвигаться в определенном им самим темпе, находить и размещать информацию в оптимальном объеме, участвовать в коммуникации с участниками проекта в реальном и отсроченном времени, взаимодействовать с учениками других школ, городов, стран. При этом все участники имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат, каждый может стать лидером готовым к использованию своего ресурса для достижения общих целей проекта.

 

.  .  .