Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок "Вильям Шекспир - поэт эпохи Возрождения"

Дата публикации: 2018-02-09 11:00:59
Статью разместил(а):
Александрова Наталья Анатольевна

Интегрированный урок (литература и английский язык)

«Вильям Шекспир - поэт эпохи Возрождения»

Автор: Александрова Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МАОУ "СОШ №3" Малышевского г.о. Свердловской области

 

Цели урока:

1. Знакомство с биографией поэта и этапами творчества

2. Попытка  «вхождения»   в  текст,   более  объемное  осознание   поэтического  текста  через сравнение разных переводов сонета 66

 

1.  Звучит музыка Франческо де Милано «Канцона»

Вступительное слово учителя литературы. Сейчас мы слушали произведение композитора 16 века - Франческо де Милано. Удивительная музыка. Наверно, не случайно Борис Гребенщиков, написавший стихи на эту музыку, в первой же строчке своей песни употребляет эпитет «золотой». «Золотой» - пожалуй, именно это определение больше всего подходит к 16 веку - «золотому» веку человечества, эпохе Возрождения; эпохе, объявившей человека богом, «венцом творения», как скажет Гамлет в трагедии Шекспира; эпохе, выявившей величие человеческого духа и бездны человеческой низости. Именно эпоха Возрождения дала миру таких гениев, как Микеладжио, Рафаель, Петрарка. Боккаччо. Именно в эпоху Возрождения на литературном небосклоне засияла звезда Вильяма Шекспира, поэта и драматурга, которому и посвящен наш сегодняшний урок. Запишите тему урока.

 

2. Работа с портретом Шекспира.

Вглядитесь в этот портрет? Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был, если судить по портрету?

Глубокие умные глаза; высокий лоб мыслителя; чувственный рот;

бородка Дон Жуана;

страстное, вдохновенное лицо поэта, любовника, солдата.

 

3. Биографические  сведения о Шекспире немногочисленны, порой противоречивы и загадочны.

Шекспир появился на свет 23 апреля 1564 года в зажиточной семье Джона Шекспира, получил отличное образование в знаменитой на всю Англию грамматической школе Стрэдфорта. Вильям, старший сын, был надеждой семьи, но поначалу этих надежд не оправдал.

Женитьба - первое событие в жизни Шекспира, которое в последствии будет волновать его будущих биографов. Что заставило его , 18 -летнего человека, от которого ждали блестящей карьеры, жениться на женщине старше его восьмью годами?

Вторая загадка: почему Шекспир всего лишь через 3 года после женитьбы бросает жену с малолетними детьми на попечение разорившегося отца и уезжает из Стрэдфорта? Уезжает из-за ссоры с соседом или бежит вслед за актерской труппой? Вторая версия, пожалуй, достовернее, потому что очень скоро Шекспир оказывается в Лондоне, театре «Глобус». Искушение театром оказалось сильнее долга и любви. Шекспир мечтает об актерской карьере, но становится драматургом театра. Актерская карьера не удалась, даже в своих пьесах он играет роль третьего плана, например, в «Гамлете» - тень отца Гамлета. Именно пьесы приносят ему и популярность, и материальную независимость.

И в этом еще одна тайна Шекспира: как этот молодой человек, пусть и получивший великолепное образование, может так верно понимать все тайны человеческой души, так тонко чувствовать и четырнадцатилетнюю Джульетту, и старого короля Лира? Откуда он берет своих героев? Как придумывает свои сюжеты? Тайна. Может, в этом и есть тайна гениальности?

И именно эту тайну не берут в расчет биографы, заявляющие, что все произведения, дошедшие до нас под именем Шекспира, написаны не этим стрэдфортцем, а кем-то другим.

В числе авторов произведений, подписанных именем Шекспира, называли современника Шекспира - поэта Кристофера Марло и даже королеву Англии - Елизавету. Но если честно, лично мне этот вовсе не интересно. Я знаю, что есть печальная повесть о Ромео и Джульетте, гениальный «Гамлет», сонеты, отзывающиеся в моей душе и мне хочется думать, что все это написал вот этот красивый, умный Вильям Шекспир.

Еще одна тайна: в 1612 году, не достигнув пятидесятилетнего рубежа, в зените жизненного успеха и славы Шекспир возвращается в Стрэдфорт. Что его заставляет вернуться на родину? Может быть, болезнь? Вернется и не напишет больше ни строчки. Что делает он последние четыре года?

Умер Шекспир в день своего рождения в 1616 году.

Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами творчества Шекспира; попробуем «войти», вчитаться в поэтический мир его сонетов.

 

4.   Аудирование. Текст читает учитель английского языка.

Не was the world's most famous playwright and a poet. But people don't know many details about his life. He was a mysterious and legendary person. Some specialists doubt that it was he, who wrote all these historical plays comedies and poetry. But still his name is known all over the world .Many of his plays became films and cartoons. British people are proud of this man.

 

5. Биография, рассказывается учениками на английском языке.

The great poet and playwright W. Shakespear is often called by people "Our National Bard", "The immortal Poet of nature" and "The Great Unknown".

Scientists consider that Sh. Was born on April 23,1564.Stradford-on-Avon is a small town in the centre of Great Britain, t is famous as the place where Sh .was born.

Young Sh. At the grammar school where boys studied Latin ,Greek and other languages. At that

time there were no theatres in London. Groups of actors traveled from town to town and played in different places. Sometimes they came to Stradford. Young William went to see all these shows and liked them very much. He wanted to become an actor .Sometimes he wrote little plays himself and staged them with his friends.

Life in Stradford was hard, and when he was twenty-one he went to London

The famous Globe Theatre was the centre of theatrical life in London. Shakespear

Played on its stage and wrote plays for this theatre.

He wrote 154 sonnets ,2poems,37 plays, where he showed his creative genius. The first period (1590-1600) of his creative work consists of comedies and histories. In this period  Sh.   Wrote   such histories as "King Henry IV","King Henry V", 'King  Richard II" .Here the author showed historical events and characters.

"Romeo   and Juliet" is one of the best   Sh's   works. This play is full of love, youth and humanism.

All of his famous tragedies appeared between 1600- 1608.This was the second period of his literary work .In the plays of this period the dramatist reaches his full maturity. This period began with a tragedy "Hamlet", which was a success.

The following plays belong to the second period; "King Lear", "Othello". Macbeth" and others. Shakespear's plays of the third period (1609-1611) are called Romantic Dramas; "The Tempest", The Winter's Tale".

In 1612.Shakespeare left London. He decided to live in Stratford. Since that time Shakespeare didn't act any more and since 1613 he no longer wrote plays.

Nobody knows what Shakespeare did during the last years of his live. Shakespeare died on April 23, 1616, and he was buried in this church in Stratford.

6.   Выполнение теста на английском языке. Контроль чтения.

Памятка. КАК УСПЕШНО ВЫПОЛНИТЬ ТЕСТ ПО ЧТЕНИЮ

1.         Прочтите тест, обращая внимание на установку, предваряющий вопрос, заголовок текста, выделенные слова в тексте, цифры и т.п. Это поможет определить, о чем текст, и поможет впоследствии успешно выполнить задания к тексту. Не расстраивайтесь, если в тексте встретятся незнакомые слова, о значении многих вы можете догадаться сами. Помните, общее понимание текста не всегда зависит от слов. Не забудьте также, что время ограничено.

2.         Внимательно прочитайте вопрос и постарайтесь ответить на него, затем посмотрите на ответы и определите тот, который наиболее близок вашему ответу. Напишите номер вопроса и букву выбранного вами ответа (например, 1.В).

3.         Не задерживайтесь долго на трудном для вас вопросе, оставьте его и переходите к следующему. Но после выполнения всех заданий обязательно вернитесь к нему еще раз.

4.         Просмотрите вопросы и проверьте ваши ответы еще раз.

6.         Введение понятия «сонет»

Шекспир прославился,    прежде всего, своими   драматическими произведениями, а сонеты

были для него скорей игрой. 

Сонет - новое для нас слово. Сонет (от провансальского слова - песенка) - это развивающее какой-то мотив - один мотив! - стихотворение, состоящее из четырнадцать строк.

1 строфа - задает тему; 2 и 3 строфы - развивают тему; заключительное двустишие содержит

вывод, порой противоречащий основному содержанию сонета.

Шекспир написал   154  сонета.  Сонеты Шекспира - вершина английской  поэзии эпохи

Возрождения, когда живые чувства вторглись в литературу и поэзию.   Тем не менее они не равноценны. Некоторые из них продиктованы не столько живым чувством, сколько данью традиции. Но знаменитый 66 сонет не таков. Его можно поставить эпиграфом к великим трагедиям Шекспира.

7.  Чтение сонета на английском и русском языках.

Sonnet 66

Tired all these, for restful death I cry; As to behold a begger born, And needy nothing trimmed in jollity, And purely faith unhappily forsworn, And gilded honour shamefully forsworn, And maiden virtue rudely strumpeted, And right perfection wrongfully disgraced, And strength by limping sway disabled, And art made tongue-tied by authority,

And folly doctor-like, controlling skill,

And simple truth miscalled simplicity,

And captive good attending captain ill;

Tired with all these, from these would I be gone

Save that, to die, I leave my love alone.

Анализ сонета      

-           какое чувство, владеет лирическим героем? Что он заявляет в первой строфе?   

почему он не хочет жить?  

-           Чувство разочарования в жизни понятно, пожалуй. "Каждому, Хоть раз в жизни, я думаю, разочарование   испытывает каждый человек.   

-           Что же удерживает лирического героя? Почему все-таки он решает примириться с постылой жизнью?          его уходом «другу трудно будет». Преданность другому живущему - вот опора в жизни. Живите, говорит нам через века великий Шекспир, потому что наша жизнь нужна нашим близким.

Вот такая простая, но в то же время глубокая мысль лежит в основе сюжета. Почему же так много разных поэтов разных эпох снова и снова переводят произведения Шекспира?    

8. Сопоставительный анализ переводов сонета 66. (Работа творческими группами)

Сегодня вы познакомитесь с переводами 66 сонета. Ваша задача сопоставить

переводы между собой, и, в первую очередь, с оригиналом и подстрочником, оценить

достоинства и недостатки переводов, чтобы глубже понять неповторимость шекспировских строк. Пушкин: «Подстрочный перевод никогда не может быть верен».   

Подстрочник

Устав от всего, зову смерть.

Потому что вижу, как унижается достоинство,

А духовное ничтожество пребывает в веселье,

Верность же злобно предается,

Мнимое благородство бесстыдно возвышается,

Девичья честь  опозорена,

И сила в плену у неспособной власти, правда унижена ложью,

И власть давит искусство,

Глупость поучает с видом мудреца,

А простая правда выставляется как глупость.

Устав от всего, я хотел бы уйти,

Если бы не боялся оставить тебя в одиночестве.

 

Перевод Б. Пастернака

Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть как мается бедняк

И как шутя живется богачу,

И доверять, и попадать впросак.

И наблюдать, как наглость лезет в свет

И честь девичья катится ко дну,

И знать, что ходу совершенствам нет,

И видеть мощь у немощи в плену,

И вспоминать, что мысли заткнут рот,

И разум сносит глупости хулу,

И прямодушье простотой слывет,

И доброта прислуживает злу.

 

Перевод О. Румер

Я смерть зову, глядеть не в силах боле,

Как гибнет в нищете достойный муж.

И негодяй живет в красе и холе,

Как топчется доверье чистых душ,

Как целомудрию грозят позором,

Как почести мерзавцам воздают,

Как сила никнет перед наглым взором,

Как всюду в жизни торжествует плут,

Как над искусством произвол глумится,

Как правит недомыслие умом,

Как в лапах зла мучительно томится.  

Все то, что называем мы добром.

9. Передать мир образов оригинала, именно поэтому переводы Пастернака и Маршака считаются лучшими, их переводы не являются механическими слепками с подлинника. Это - творческие воссоздания. В их переводах мы видим шекспировские сонеты сквозь прозрачный кристалл, они придают подлинникам ясность и широкую доступность, сохраняя их глубину.

10.  В заключение сегодняшнего урока - предлагаю еще раз ощутить на  себе магию шекспировского стиха, почувствовать неповторимую прелесть звучания сонетов на родном 1 языке. Чтение двух сонетов на английском языке учениками.

 

Домашнее задание:

1. Выучить любой понравившийся сонет Шекспира.

2. Дифференцированное задание:

-        Создание подстрочника или художественного перевода сонета 91

-        Сопоставить подстрочник и перевод  сонета 91

-        Сочинение на английском языке «Что я узнал о Шекспире»

-        Сочинение на русском языке «Мое восприятие шекспировских сонетов»

 

READING COMPREHENSION TEST

Read about one of the most famous people of Britain. Why was he so famous?

1.   Shakespear's works are published in only one book and it is not large. Why did Shakespear become so famous?

Because it is impossible to say things in a better way. There are little songs in his plays whish are the most beautiful gems in English poetry.

2. Shakespear's plays are also wonderfully interesting. His historic works tell the stories of the English kings; of poor weak Richard II, clever Henry IV and brave Henry V. Other plays tell stories of imaginary characters: Portia, Othello, Macbeth and others.

3.Though Shakespeare wrote his plays only for amusements of people who went to see them in a theatre. There are many good morals and ethical lessons , which can help people who read them to be wiser, better and happier. Even in the last play that Shakespear wrote' 'Tempest" ends with a scene in which people forgive each other and wish good will to all.

4 .Why is Shakespear so famous according to paragraph 1 ? Shakespeare could ...

A.        find the best way to speak about things.

B.        say about complex things very shortly.

C.        write little songs and his works were few.

.  .  .