Урок информатики "Метод координат"
Урок по информатике в 5 классе (ФГОС)
Автор: Усикова Елена Васильевна
учитель информатики
МБОУ "Зареченская классическая гимназия"
Тоцкое Второе, Тоцкий район, Оренбургская область
Тема: Метод координат.
Форма проведения: опрос, беседа, практическая работа.
Цели и задачи:
· систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;
· объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования информации;
· закрепить знания учащихся о методе координат;
· подчеркнуть, что за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Предметные результаты:
· формирование информационной и алгоритмической культуры;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Познавательный блок УУД:
· знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель)
· знаково-символические действия выполняют функции:
o отображение учебного материала;
o выделение существенного;
o отрыва от конкретных ситуативных значений;
o формирования обобщенных знаний;
o виды знаково-символических действий;
o кодирование/декодирование;
o моделирование.
· умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин)
2. Визуальная проверка домашнего задания: §7 (вопрос 11) (1 мин): попросить учащихся поднять открытые тетради вверх и показать, у кого что получилось.
3. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний. (Презентация «Формы представления информации. Метод координат», (Слайд 2) (3 мин): фронтальный опрос по ключевым словам §7.
- Код.
- Кодирование.
- Способы кодирования информации.
4. Закрепление темы «Метод координат». (8 мин)
- Где применяется метод координат? (Слайд 3-6).
- В математике вы познакомились с координатным лучом ОХ. Сколько координат имеет точка на луче?
- На окружающем мире в начальной школе вас познакомили с географическими координатами. Сколько координат имеет точка на карте или глобусе?
- Какая координата находится первой? (параллель)
- Найдем координаты нашего поселка Тоцкое Второе на карте Оренбургской области.
- Вы пришли в кинотеатр. Сколько координат имеет ваше место?
- Где еще встречаетесь с координатами?
- Почему систему координат называют Декартовой?
- Можно ли решенную задачу на предыдущем уроке (использовали координатный луч) передать по телефону.
- (Слайд 7) А если требуется передать информацию о геометрической фигуре, достаточно ли нам будет одной координаты?
- Какую координату записывать первой?
- Давайте выясним, что такое координата: 2 ученика работают в поисковой системе yandex.ru, остальные с электронным толковым словарем, затем озвучивают и сравнивают найденный материал. (Слайд 8)
5. Физминутка (3 мин). (Слайд 9; музыкальная физминутка)
6. Инструктаж домашнего задания. § 7 (вопрос 12, 10* -домашний проект) + РТ стр. 69 № 99 вариант 1 (слайд 10) (2 мин)
7. Практическая работа. Работа по индивидуальным карточкам (два варианта) в программе «Координатная плоскость» (слайд 11) (15-18 мин)
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок по итогам практической работы. (2 мин)
9. Рефлексия. Какая координата на плоскости записывается первой? Какой способ для запоминания вам понравился больше? Закончите предложения:
1. Я доволен (-льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)…
2. Я не доволен(-льна) тем, что сегодня… (слайд 12) (2 мин)
Технические средства обучения:
· магнитная доска
· физическая карта Оренбургской области;
· рабочее место учителя;
· проектор;
· интерактивная доска;
· рабочие места ученика с подключением к сети Интернет.
Методическая литература:
· «Информатика. ФГОС», Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы», Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
· Газета «Лаборатория знаний», выпуск 9, сентябрь 2012. http://gazeta.lbz.ru
Интернет-ресурсы:
· Поисковая система Yandex.ru
· Электронный Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова Д.Н., (Р)2002, IDDK, © 2003 ЭТС, © 2002 Мультимедиа-издательство "Адепт"