Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Классный час "Семья - маленькое государство"

Дата публикации: 2017-12-27 15:43:59
Статью разместил(а):
Незарегистрированный пользователь

Семья – маленькое государство

(Классный час для 3-4 классов)

Автор: Арсланова Рашида Абдрахимовна

МОАУ СОШ с. 2-е Иткулово Республики Башкортостан

 

 Цель. Расширить представления учащихся о роли семьи в обществе; познакомить с семейным кодексом РФ, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о бюджете семьи; воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.

Учебные материалы. Плакат «Семья – это маленькое государство»; карта путешествия:

«Состав семьи», « Отношения в семье», «Бюджет семьи»; «Семейный кодекс РФ», карточки с пословицами.

 

                                                              Ход занятия:

- Сегодня мы поговорим о семье. Есть такое высказывание: «Государство- это большая семья, а семья – это маленькое государство». Действительно, ребята, у государства и семьи очень много общего. Чем же они похожи, мы узнаем, совершив путешествие в «государство» под названием Семья.

                         Остановка первая «СОСТАВ СЕМЬИ»

- Мы начинаем свое путешествие с города «Состав семьи». Прежде чем побывать в этом городе, давайте объясним смысл пословицы: «Когда семья вместе, то и душа на месте.

  Ученики объясняют смысл пословицы.

- Ребята, давайте познакомимся с вашими семьями.

План.

1.      Какая у вас семья- большая или маленькая? Сколько человек в семье?

2.      Как зовут маму?

3.      Как зовут папу?

4.      Сколько детей в семье?

5.      Живут ли с вами бабушка и дедушка?

6.      Что общего у членов семьи?

Дети рассказывают о своих семьях по плану.

- Вы правы, у членов семьи, очень много общего: дом, вещи, мебель, посуда, праздники, интересы, заботы. Что у семьи есть ещё кое- что общее. Вы об этом узнаете, если отгадаете загадку.

     И у мамы есть, и у папы есть,

     И у меня есть, и у тебя есть.

    Чтоб тебя знать, надо вслух назвать.  / Фамилия/

- У каждой фамилии есть свое происхождение. Ребята, а как можно объяснить происхождение ваших фамилий?

 Учащиеся вместе с учителем пытаются объяснить происхождение своих фамилий.

- Ребята, попробуйте объяснить смысл пословицы: «Без корня и полынь не растет».

Ученики объясняют смысл пословицы.

- Совершенно верно, у каждого человека есть свои «корни». Есть такая наука, которая изучает родственные связи человека. Эта наука называется « генеалогия»

 Генеалогия ( от греч.слова – родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений.

Творческое задание.  Составление генеалогического дерева.

 

Остановка вторая « ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»

 - В каждом государстве есть главный человек. Кто это? (Президент.)

 - А в семье есть главный человек?

Ребята рассказывают, кто у них в семье главный – мама или папа.

 - Испокон веков считали, что главой семьи является муж и отец. Он был кормильцем, опорой семьи. А женщине отводилась роль домохозяйки, хранительницы очага. С тех пор многое изменилось. Теперь женщина не только занимается домашними делами, но ещё и работает.

    Как вы думаете, семья должна жить, как ей захочется, или по какому – то закону?

Дети. По закону.

- В любом государстве есть закон, по которому живут его граждане. Называется он Конституцией. Семья также должна жить по определенным правилам. Чтобы регулировать отношения между государством и семьей, между родителями и их детьми, существует Семейный кодекс.

Учитель показывает Семейный кодекс РВ и зачитывает из него несколько статей.

 

Остановка третья « БЮДЖЕТ СЕМЬИ»

- Ребята, в каждом государстве существует бюджет.

Бюджет ( от англ. слова – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или лица на определенный срок ( например, год)

- Бюджет государства рассчитывается на один год, а семейный бюджет рассчитывается на месяц или на год. Сейчас мы побываем в одной семье и посмотрим, как она рассчитает семейный бюджет на месяц.

Сюжетно – ролевая игра « Мы - семья»

Из числа учеников назначаются «папа», «мама», двое «детей».

«Папа» считает на калькуляторе доходы семьи.

 Заработная плата папы   -    15 000 р/ месяц

 Заработная плата мамы   -    10 000 р/ месяц

 

Итого доход семьи – 25 000 р/месяц

 

  «Мама» считает расходы семьи.

Коммунальные услуги   -   4500 р

Телефон   -  1000 р.

Питание - 2000 р/месяц на человека

Одежда  - 5000 р/ месяц

Лекарства – 1500р

Разное – 3000 р.

 Итого расход семьи  - 17 000р/ месяц

   Затем доходы и расходы семьи сверяются. В случаи если расход превышает доходы, необходимо познакомить учащихся с понятием «бюджетный дефицит».

  Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Целесообразно провести беседу о том, на чем семья может сэкономить, подвести учащихся к мысли о необходимости экономии электроэнергии и т.д.

- Ребята, вы убедились, как непросто родителям вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Объясните смысл пословицы: «По размеру ноги выбирай сапоги», « Не в деньгах счастье» ( Дети отвечают)

- Есть такое понятие – семейное счастье. Счастье для матери – это её ребёнок. Счастье для ребенка -  когда у него есть любящие и заботливые родители. Счастье отца – это дом, семья, здоровые дети. Заканчивая наше путешествие, хочу всем пожелать счастья, в том числе и семейного.

.  .  .