Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проектная деятельность обучающихся в рамках реализации образовательной области «Технология»

Дата публикации: 2017-12-26 15:33:56
Статью разместил(а):
Юрьев Игорь Михайлович

Проектная деятельность обучающихся в рамках реализации образовательной области «Технология»

Автор: Юрьев Игорь Михайлович


"Образование - это индустрия, направленная в будущее". С.П. Капица.

Курс технологии по обработке древесины, как и другие, предполагает выполнение школьниками (воспитанниками) творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Соответственно основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов. Важным считаю конечный этап работы над творческими работами: это оценка, в том числе самооценка, презентация работы (способствует развитию общеучебных навыков, таких как развитие речи, умения слушать, задавать и отвечать на вопросы и др.), полезность продукта. Полезность определяется его последующим использованием в быту, участием в выставках и др.

В соответствии с имеющимися возможностями я стараюсь выбирать такой объект или тему работы для учащихся(воспитанников), чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитываю посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Меня привлекает метод проекта как наиболее универсального, интегрирующего почти все известные методики и формы обучения.    

Что же такое проект? Это и задание для учащихся, сформулированная в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право первого шага, хода и даже цели проекта. Соответственно задача учителя – помочь ему это сделать.

При использовании данного метода решается ряд исследовательских, творческих задач.  В процессе работы над проектом  учащиеся большое внимание уделяют исследовательской деятельности. 

Цели:

  • Образовательная – организовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся; выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме.
  • Воспитательная – воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы.
  • Развивающая – развивать воображение, умение самостоятельной работы с литературой, расширять кругозор, эрудицию, развивать навыки публичных выступлений.

Задачи:

1. Находить и исследовать проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу и планировать эксперимент для её проверки, делать выводы.

2. Планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность.

3. Самому добывать и обрабатывать информацию, критически осмысливать получаемую информацию.

4. Понимать необходимость и готовность учиться и переучиваться самостоятельно всю жизнь.

5. Формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.

6. Самоопределиться и самоутвердиться, найти себя.

 Учащихся должны овладеть следующими умениями:

- обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

- находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

- проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

- овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;

- осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

- экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

- давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;

- выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;

-  оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;

- сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.                 

Каждый проект включает шесть основных компонентов:

1) Определение потребностей и краткая формулировка задач

2) Набор первоначальных идей

3) Проработка одной или нескольких идей

4) Планирование и изготовление изделия

5) Испытание и оценку изделия

6) Презентация изделия

1) Определение потребностей и краткая формулировка задач.

Это исследование на тему: для кого данное изделие будет разработано и изготовлено, почему оно необходимо. Формулировка задачи начинается обычно со слов: «Разработать и изготовить ...». Например, «Разработать и изготовить «шкатулку».

2) Набор первоначальных идей.

Это размышления о вариантах выбранного изделия. Для изделий, изготовляемых из древесины, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают на бумаге в виде эскизов.

3) Проработка идеи или нескольких идей.

Обсуждение всех предложенных идей позволяет оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с другими детьми и педагогом ту идею, которая будет прорабатываться дальше.

4) Планирование и изготовление изделия.

Планирование процесса изготовления изделия предусматривает разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления в соответствии с имеющимися у учащихся знаниями изменениями, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа займет большую часть времени, отведенного на проект. Надо вести краткую запись того, как идет продвижение по пути изготовления. Возможно, придется изменить свой план. Следует записывать в тетради творческих работ все внесенные изменения и объяснять, почему они их сделали.

5) Моделирование.

Важная часть выполнения проекта. В ходе проектирования будут возникать различные идеи. С помощью эскизов можно представить эти идей себе и другим ребятам, а потом их исследовать, обсудить, сравнить с другими и принять определенные решения. Этот процесс называется моделирование.

Обсуждение идей с друзьями – тоже форма моделирования. Это словесное моделирование. Можно сделать объемную модель своей идеи, используя, например, картон или бумагу. Этот тип моделирования называется «думаю с помощью рук». Можно поэкспериментировать с материалами, чтобы добиться правильной отделки, соединения. Это тоже моделирование.

Рабочие чертежи – еще один вид моделирования. В этом случае изображают все детали изготавливаемого изделия.

Секрет хорошего проектирования состоит в том, чтобы научиться «думать вслух», используя различные виды моделей или макетов. Это поможет показать идеи миру – отразить их в явной форме, обсудить с другими или более детально продумать их самому. Таким образом, можно принять правильные решения в процессе проектирования и изготовления.

6) Испытание изделия.

Удачным ли получилось ваше изделие? Лучший способ проверки – его испытание. Дайте изделие человеку, которому оно предназначается. Попросите его воспользоваться изделием и оценить, насколько оно отвечает потребностям. Сделайте записи об изделии в тетради творческих работ.

Проанализируйте, соответствует ли изделие выбранным критериям? Приятно ли им пользоваться? ЧТО можно сделать, чтобы его улучшить?

7) Оценка своей работы (самооценка)

Для этого ответьте на следующие вопросы:

- Хорошо ли сформулирована задача?

- Правильно ли приняты решения, учитывая результаты своего обследования, или какая-то часть работы была пустой тратой времени?

- Правильно ли были выбраны критерии оценки?

- Разнообразны ли были идеи?

- Насколько тщательно продуманы проработка лучшей идеи, планирование и изготовление?

- Было ли испытание изделия объективным и полезным?

- Если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому?

Последний вопрос наиболее важный: анализируется и оцениваются сильные и слабые стороны работы над проектом.

К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм.

По содержанию она включает

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части:

Глава 1. Конструкция изделия.

Глава 2. Технология изготовления.

Глава 3. Экономическое обоснование проекта.

Глава 4. Экологическая оценка проекта.

5. Заключение.

6. Библиографический список использованной литературы.

7. Приложения.

Изготовить изделие несложно, зная технологию изготовления, имея опыт обращения с инструментами, оборудованием и материалами. Но вот исследовательская работа, выявление потребностей в проекте даны не каждому. Планировать свою работу столь важно и необходимо, как и само изготовление изделия. Часто мы сталкиваемся с проблемой неправильно выбранного материала, инструмента. Отсутствие того или иного компонента в технологическом процессе зачастую нас ставит просто в тупик. Начав работу, мы порой останавливаемся. Не хватает опыта в работе, нет того или иного инструмента.

Творческий проект предполагает в своей основе не только проектирование нового объекта техники, но и планирование своей работы, изучение потребностей тех людей, для которых это изделие будет создано; будет ли оно отвечать тем параметрам, по которым сегодня этот товар является необходимым. Все изделия имеют определенную направленность, но одно можно с уверенностью сказать: что созданы они для улучшения жизни людей.

Весь процесс работы на уроке отражается в технологической карте.

 

Технологическая карта урока технологии

Этапы работы

Выполненная работа

Результат

Исполнители, роли

1.      Поисковый

1. Определение проблемы.

 Учитель напоминает о приближающемся празднике 8 марта. Дети обдумывают варианты подарка, чтоб он был и красивый и полезный в быту, и обсуждают Обзор проблем.

1) Групповая работа.

2) Выбор проблемы.

Определена проблема: «сделать разделочную доску».

Учитель предлагает выполнить задание.

Учащиеся-руководители представляют результаты работы групп.

Учитель фиксирует проблему в центре доски.

Учитель просит назвать всевозможные причины и следствия.

Учащиеся называют и обсуждают всевозможные причины и следствия. 

2. Исследование проблемы. 

Исследование проблемы «сделать разделочные доски».

1) Обсуждение и запись всевозможных причин и следствий в группах.

- зачем делать?

- как сделать?

 - какие материалы потребуются?

- какие инструменты понадобятся?

2) Составление «дерева проблем».

Причины и следствия записаны на отдельных листах

Учитель фиксирует их с краю доски.

Учитель организует фронтальную работу,  объединяет все причины и следствия в «дерево проблем», составляет на доске.

Учащиеся под руководством учителя устанавливают причинно-следственные связи. 

 

3) Представление «дерева проблем».

4) Составление и представление  «дерева целей».

«Дерево проблем» записано на доске

«Дерево проблем».

«Дерево целей».

Учитель составляет макет дерева проблем заранее в печатной форме, или показывает на доске

Учитель организует фронтальную работу, составляет дерево целей.

Учащиеся под руководством учителя «превращают» «дерево проблем» в «дерево целей».

3. Определение темы проекта

Выбор темы проекта.

Предложенные темы (на отдельных листах для каждой группы):

- «Сюрприз для мамы»

- «Мой подарок»

- «С праздником!»

1) Групповая работа.

2) Выбор общей темы проекта.

Тема проекта «Сюрприз для мамы» 

Учитель предлагает выбрать  тему проекта  из предложенных тем, учащиеся могут предложить свои варианты.

Учащиеся обсуждают, какую выбрать тему проекта и называют выбранную тему.

Учитель организует обсуждение, выбор общей темы.

4. Выбор формы продукта, названия 

1. Выбор формы продукта.

- Какой продукт хотим получить?

- Какое его назначение?

Предложенные формы продукта:

- поделка

- подарок

- игрушка

а) Групповая работа.

 

Учитель предлагает выбрать  форму продукта из предложенных.

Учащиеся обсуждают, какую выбрать форму продукта и представляют результаты работы групп

II. Аналитический

1. Планирование работы 

Планирование работы по созданию подарка-разделочной доски

План работы:

1. Выбрать материал

2. Нарисовать эскиз на бумаге.

3. Вырезать форму доски

4. Обработать

5. Нанести узоры

6. Покрыть лаком

Учитель организует обсуждение плана.

Учащиеся высказывают свои предложения. 

III. Практический.

1. Реализация плана 

1) Проведение инструктажа по ТБ

2) Составление плана работы.

3) Индивидуальная работа.

Работа по плану. При выборе материала необходимо учитывать ГОСТ

Все учащиеся делают поделку ромашку.

Учитель выполняет роль консультанта.

IV. Презентационный.

1.Подготовка презентации.

2. Презентация готового продукта

1) Составление плана презентации продукта.

 

Учитель объясняет цель презентации, организует групповую работу.

Учащиеся составляют план презентации изделия

V. Контрольный 

Оценивание.

 

 

 

Учащиеся заполняют технологическую карту проекта по технологии.

Примерные вопросы и задания к защите проекта (могут быть ознакомлены заранее, вывешены в мастерской:

  • Как называется ваш проект?
  • Как возник ваш проект и почему вы выбрали это изделие для выполнения?
  • Какова конструкция выбранного изделия?
  • Какова последовательнсть выполнения задания?
  • Какие трудности при выполнении работы над изделием у вас возникли?
  • Как вы их преодолели?
  • Какие инструменты и приспособления вы использовали в работе?
  • Какие правила работы понадобилось вспомнить?
  • Как можно использовать получившееся у вас изделие?
  • Соответствует ли результат той цели. Которая была заявлена в начале работы над проектом?

В процессе выполнения проекта разрабатывается я и изготовляется свое уникальное изделие. Это изделие может быть сделано для себя, для подарка родным или близким, и, наконец, для реализации как товара. Это одно из основных различий между проектами и упражнениями.

Исследовательская часть работы в творческом проекте дает учащимся новые знания о человеке, природе, вещах, технике, историческом событии, расширяет  и углубляет  эти знания, обосновывает известные положения и утверждает новые. Если учащиеся достаточно свободно  владеют исследовательскими, проблемными методами, умением вести статистику, обрабатывают полученные данные, владеют различными видами творческой деятельности, можно считать организацию проектной деятельности учащихся успешной.

ВЫВОД: Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский утверждал: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно…»  Основываясь на этом утверждении, можно с уверенностью сказать, что проектная и научно-исследовательская деятельность определяет развитие завтрашнего дня.

 

Список литературы:

1. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.

2. Милосавлевич Р. Азбука современной квартиры. – М.: Стройиздат, 1980, - 128 с.

3. Полат Е.С. Метод проектов.

4. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – Саратов: Научная книга, 2007. - 20 с.

5. В.П.Боровых Технология. 5-9 классы: художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву – Волгоград: Учитель, 2009. – 187с.

6. Дементьев А.А. Художественная резьба по дереву / С.В. Дементьев. – М.: Издательский дом МСП, 2000

7. Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий: практич. Пособие/Н.И.Прозоровский. – М.: Высшая школа, 1991. – 272с.

8. Технология. Учебник для 5-7 кл./под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2001

9. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы. М.Б.Романовская Москва 2004г.

10. Начальное техническое моделирование «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» - Техническое творчество 1988г.

 

 Приложение №1

Варианты технологических карт проектов учащихся:

  1. Младших классов (5,6 кл.)

Последовательность работы

Приемы, способы выполнения

Материалы, инструменты, приспособления

Оценка качества выполнения работы

Эскиз

Выполняется на чертежном или альбомном листе бумаги

Альбом, чертежные листы, карандаш, стиральная резинка, линейка

Хорошо

Разметка (по шаблону, чертеж и т.д.)

Выбор материала (дерева), нанесение эскиза на выбранный кусок

Дерево, карандаш, линейка

Хорошо

Сборка

Вырезать изделие

 

Отлично

отделка

Обработка изделия

Наждачные  материалы

Отлично

Дизайн

Нанесение узора (выжигание, вырезание, простой рисунок), раскраска при необходимости;

Покрытие лаком

Приборы для выжигания, резьбы по дереву, краски, кисточки, лак

отлично

Итоговая оценка работы: отлично

Примерная стоимость изделия: 150 руб.(стоимость лака, красок)

 

Технологическая карта проекта «Изготовление скалки» для старших классов (7-9 кл.)

п/п

Последовательность

выполнения работы

Графическое

изображение

Инструменты,

приспособления

2

3

4

5

1

Выбрать заготовку с

учетом припусков на

обработку(40х40х280)

и опилить ее по длине


Верстак,

линейка,

карандаш,

угольник,

ножовка,

стусло

2

Разметить центры на

  торцах заготовки и

засверлить их диаметром 8 мм на глубину 8 мм


Верстак, линейка. карандаш, шило, сверло, коловорот

3

Разметить заготовку и

сострогать грани восьмигранника


Линейка, карандаш, рейсмус, рубанок, верстак

4

Сделать пропил на торце заготовки для трезубца


Верстак, ножовка

5

Установить заготовку   на токарном станке и проточить до диаметра 35 мм на длину  240 мм


Токарный станок, кронциркуль, линейка,  полукруглая и косая стамеска

6

Разметить заготовку по длине


Линейка, карандаш

7

Проточить диаметр 25 мм  на длину 65 мм


Токарный станок, кронциркуль, линейка,  полукруглая и косая стамеска

8

Надрезать торцы и срезать фаски


Токарный станок, линейка, косая стамеска

9

Отшлифовать заготовку

 

Токарный станок, шлифовальная шкурка

10

Снять деталь, отпилить и зачистить торцы 

 

Пила с мелкими зубьями, шлифовальная шкурка

.  .  .