Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дидактические свойства ИКТ при обучении иностранному языку

Дата публикации: 2017-08-24 22:16:16
Статью разместил(а):
Заволочкина Надежда Олеговна

Дидактические свойства ИКТ при обучении иностранному языку 

Автор: Заволочкина Надежда Олеговна

      Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет широко использовать компьютер в образовании. Развитие информационного общества подразумевает активное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения. В этом параграфе мы хотели бы подробнее остановиться на вышеназванных технологиях и перечислить их основные свойства при обучении иностранному языку.

      Сегодня большинство педагогов так или иначе внедряют ИКТ в учебный процесс. Кто-то находится в самом начале пути, в то время как другие умело используют весь арсенал имеющихся возможностей ИКТ. Обучение с применением информационно-коммуникационных технологий помогает существенно увеличить уровень осмысленности материала. Прежде всего, это представляется возможным за счёт конкретности и чёткости постановки учебных задач. Кроме того, немаловажным является использование известных каждому учащемуся наглядных визуальных образов.

      При оптимальной организации учебного процесса с применением ИКТ:

–       основной акцент ставится на организацию разнообразных видов деятельности ученика; 

–       учитель выступает в качестве «менеджера и режиссёра» учебного процесса, умеет привлекать учащихся к познавательной деятельности;

–       учебная информация применяется как способ организации познавательной деятельности и не является  целью обучения;

–       ученик выступает как субъект деятельности наравне с учителями, индивидуальное развитие учащегося является одной из основных целей образования.

      По мнению Н.С. Нечаевой, на сегодняшний день целесообразно выделять следующие способы  применения компьютеров на уроках иностранного языка (ИЯ):

–       использование уже готовых программ по освоению ИЯ;

–       использование программных продуктов, которые создаются самими преподавателями;

–       использование  возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

      Информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогам отойти от рутинного преподавания и предоставляют им возможность использовать абсолютно новые формы работы.

      К сожалению, наравне с положительными тенденциями в построении учебного процесса на основе ИКТ, иногда приходится сталкиваться с их нецелесообразным применением в образовании. К примеру, если внедрение ИКТ в процесс обучения иностранному языку сводится к замене рабочих тетрадей флэш-картами, на которых учащиеся должны выполнять задания и после сдавать учителю, то никакой образовательной ценности в данном случае ИКТ для образовательного процесса не представляют.

      Мы разделяем точку зрения  П.В. Сысоева о том, что причина ограниченного восприятия возможностей ИКТ процессе обучения иностранному языку скрыта в узком видении дидактических свойств ИКТ. ИКТ должны обогащать образовательный процесс посредством абстрагирования от стандартных средств обучения и работой над собственными целями. Уникальные дидактические свойства ИКТ благоприятствуют этому. Применение ИКТ в обучении позволяет педагогу развивать у учащихся дополнительные умения, что не представлялось возможным на таком же уровне при использовании традиционных обучающих средств.

      В этой связи актуальным и необходимым является рассмотрение  дидактических свойств информационно-коммуникационных технологий. Умение правильным образом применять ИКТ на уроках иностранного языка педагогами способно посодействовать интенсификации учебного процесса в целом.

      Прежде всего, необходимо дать определение информационным и коммуникационным технологиям. Информационно-коммуникационные технологии – информационные каналы и программные средства создания, хранения, сбора, обработки, передачи, а также использования информации. ИКТ являются базой для создания информационно-коммуникационной среды, под которой, по определению И.В. Роберт, А.А. Кузнецова, А.Ю. Кравцовой и С.В. Панюковой, подразумеваются условия, которые обеспечивают реализацию деятельности пользователя с информационным ресурсом при помощи ИКТ и взаимодействуют с ним как с субъектом информационного общения. Информационно-коммуникационная среда охватывает большое количество информационных объектов и связей между ними, технологии и средства сбора, передачи, обработки, накопления, продуцирования и распространения информации, знания и др.

      Под информационной средой понимаются все те условия, что обеспечивают единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия.

      Как авторитетно утверждает Е.С. Полат, дидактические свойства какого-либо средства обучения – это его главные признаки, которые  отличают его от остальных средств  и являются существенными для дидактики теоретически и практически. Проводя анализ качества средств обучения, учителя стараются установить их дидактические свойства.

      Под дидактическими функциями современных ИКТ понимаются основные характеристики определённых технологий, а также внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для осуществления намеченных целей.

      Согласно классификации П.В. Сысоева существует 8 дидактических свойств современных ИКТ,  оказывающих положительное влияние на процесс изучения иностранного языка:

1) Многоязычие и поликультурность информационных ресурсов. В сети Интернет несложно найти информацию на различных языках. Большая часть ресурсов – это сайты на английском языке. Сеть Интернет обладает богатым запасом информации о культуре стран изучаемого языка. Изучение этой информации представляет возможным реализацию принципа диалога культур и  создание у учащихся понятия о языковом и культурном многообразии страны изучаемого языка.

2) Многоуровневость информационных ресурсов. В Интернете имеются материалы, созданные как детьми, так и взрослыми, как для учёбы,  так и для носителей языка. Различная степень сложности позволяет использовать ресурсы сети Интернет на разных этапах обучения. При отборе материала для занятий учитель  должен быть предельно внимателен, в чём ему помогут следующие критерии отбора: надёжный источник информации, её языковая и культурная сложность, актуальность, объективность.

3) Разнообразие функциональных типов ресурсов. Вновь обращаясь к  сети Интернет, несложно подметить, что существующие в ней материалы являются абсолютно разными по своему характеру: это и  аудиовизуальные, и графические, и текстовые материалы. Применение в процессе учёбы ресурсов всевозможных типов позволяет  формировать умения обучающихся работать с различными источниками, извлекая при этом необходимую информацию.

4) Мультимедийность. Применение в образовательном процессе различных возможностей мультимедийных ресурсов способно приблизить процесс изучения иностранного языка к культуре страны изучаемого языка и привнести в обучение её языковую среду.

5) Гипертекстовая структура документов. Под гипертекстовой структурой документов понимаются иерархические отношения между частями информации, которые создают дополнительные возможности для свободной навигации по документу в сети Интернет. При помощи гипертекстовой структуры документов возможна быстрая навигация по ресурсам Интернета, что, несомненно, способствует обогащению социокультурной и языковой практики учащихся.

6) Возможность создания личной зоны пользователя. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность любому создать личное пространство в сети Интернет. Там можно размещать различный контент любого формата для всеобщего доступа, распространения и хранения. Это свойство информационно-коммуникационных технологий способствует развитию у учащихся умения представлять себя, а также выступать в роли члена социальной группы.

7) Возможность организации синхронного и асинхронного общения. ИКТ позволяет организовать синхронное (чат, программа Skype) и асинхронное (блог, электронная почта) общение между учащимися. Это дидактическое свойство можно использовать для осуществления международных проектов во внеурочное время.

8) Возможность автоматизации информационно-методических процессов,  организации управления учебным процессом и  его контроля. Прежде всего необходимо отметить, что под информационно-методическим обеспечением образовательного процесса подразумевается система информации, которая обладает методическими свойствами и необходима для обеспечения учебного предмета. Учебные ресурсы Интернета вместе с информационно-справочными ресурсами способны быть основой информационно-методического обеспечения процесса учёбы.

      Проанализировав вышеперечисленные дидактические свойства ИКТ, можно сделать вывод о том, что информационно-коммуникационные технологии благоприятствуют созданию информационной образовательной среды, которая может стать базой формирования языковых навыков, развития речевых умений. Сегодня обучение иностранному языку с применением информационно-коммуникационных технологий должно восприниматься как альтернативный вариант обучения. ИКТ могут существенно разнообразить культурную и языковую практику учащихся.

      Наравне с функциями, присущими и традиционному процессу обучения, ИКТ обладают рядом дополнительных дидактических свойств, позволяющих существенно интенсифицировать процесс обучения иностранному языку. Как авторитетно заявляет П.В. Сысоев,  к таким дидактическим функциям можно причислить: а) выстраивание индивидуальной образовательной траектории; б) реализацию педагогической технологии обучения в сотрудничестве; в) развитие умений самостоятельной учебной деятельности. Рассмотрим детальнее каждую из перечисленных функций.

а) Выстраивание учащимися индивидуальной траектории учёбы. В наши дни проблема построения личностной образовательной траектории учащихся особо актуальна. Индивидуально-ориентированный подход к процессу обучения подразумевает выстраивание образовательной модели, направленной на конкретного ученика с его персональными особенностями восприятия, овладения материалом, психологическими и эмоциональными потребностями.

      Информационно-коммуникационные технологии способны создать дидактически уникальные условия для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Способов выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучения с применением информационно-коммуникационных технологий существует немало. ИКТ существенно увеличивают образовательные возможности.

б) Осуществление педагогической технологии «обучение в сотрудничестве». Сущность этой педагогической технологии содержится в организации условий для коллективной учебно-познавательной работы школьников в различных учебных ситуациях. В такой деятельности должны принимать участие и ученики, и учитель.

      Педагогическая технология «обучение в сотрудничестве» отличается от традиционных форм коллективной работы и обладает следующими характеристиками:

– взаимозависимость членов группы;

– ответственность каждого учащегося за свои и чужие успехи;

– коллективная деятельность школьников в группе;

– социализация коллективной деятельности членов группы;

– единое оценивание участников.

      Во внеклассное время можно развивать любые речевые умения. Совершенствуя их во внеаудиторное время с применением педагогической технологии на основе информационно-коммуникационных технологий, учащиеся вырабатывают необходимые в наши дни умения работы в команде для осуществления совместной деятельности.

в) Развитие умений работать самостоятельно. Одна из особых черт компетентностного подхода, стремительно ворвавшегося в нашу образовательную систему – это  переход на обучение на протяжении всей жизни. Бесспорным является тот факт, что в условиях информатизации общества сегодня весьма важно уметь самостоятельно извлекать, получать и анализировать, производить распространять информацию. Уже с начальной школы необходимо развивать у учащихся навыки самостоятельной работы. Под такой работой понимается познавательная деятельность, управляемая обучающимся как её субъектом и обращённая к освоению предметных знаний и  культурно-исторического опыта.

      Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе существенно увеличивает объём самостоятельной работы учащихся. Наравне с построением индивидуальной образовательной траектории, это действительно готовит ребят к самостоятельной деятельности в окружающем мире.

      Вышеперечисленные дидактические свойства ИКТ устанавливают специальные требования к роли преподавателя в образовательном процессе. Учитель иностранного языка должен не только знать, как выстраивать сам учебный процесс и учебное взаимодействие учащихся при помощи информационно-коммуникационных технологий, но и уметь координировать и моделировать процесс обучения. Целью педагога должна быть не подача готовых знаний, а создание педагогических и методических условий для того, чтобы учащиеся научились:

– получать, извлекать, систематизировать, анализировать, создавать, обобщать информацию;

– устанавливать проблему, обозначать цель обучения;

– находить наиболее подходящий вариант решения проблемы;

– работать над проблемой и её решением, поровну разделяя обязанности между собой;

– работать сообща;

– работать самостоятельно;

– использовать иностранный язык как средство общения посредством применения информационно-коммуникационных технологий;

– анализировать собственную учебную деятельность и её результаты (заниматься саморефлексией).

      Несмотря на значительность всех вышеперечисленных дидактических свойств ИКТ, в нашей работе мы остановимся только на некоторых из них. Так, внедрение дистанционных образовательных технологий в обучение младших школьников может рассматриваться лишь как факультативное и применяться фрагментарно. В начальной школе педагог может ограничиться использованием компьютера и различных упражнений с ним. В этой связи в нашей работе мы хотели бы выделить важность следующих дидактических возможностей ИКТ: разнообразие функциональных типов ресурсов (использование аудиовизуальных, графических и текстовых материалов при работе с компьютером на начальном этапе изучения иностранного языка позволит научить школьников работать с материалами разного типа), мультимедийность (данное свойство ИКТ способствует поддержанию интереса у младших школьников), возможность автоматизации информационно-методических процессов,  организации управления учебным процессом и  его контроля (это, прежде всего, поможет учителю), выстраивание учащимися индивидуальной траектории учёбы (реализация личностно-ориентированного подхода важна с самого начала обучения), а также развитие умений работать самостоятельно (это является крайне важным на любом этапе обучения вне зависимости от учебной дисциплины по причине существования компетентностного подхода к образованию в России как его основы).

      Итак, информационно-коммуникационные технологии сегодня располагают дидактическими свойствами и функциями, являющимися залогом успеха при обучении иностранному языку с применением  ИКТ. С одной стороны, при помощи информационных и коммуникационных технологий представляется возможным совершенствование не только различных языковых навыков и речевых умений, вырабатывание составляющих компонентов иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций, но и значительное обогащение языковой и социокультурной практики учащихся. С другой стороны, ИКТ располагают тремя дидактическими функциями, реализовать которые непросто при обучении иностранному языку согласно традициям: это реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве», развитие умений самостоятельной учебной деятельности, а также возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Однако не каждая дидактическая функция важна на любом из этапов изучения иностранного языка.

.  .  .