Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия "Права детей"

Дата публикации: 2017-12-11 16:50:37
Статью разместил(а):
Лялина Людмила Павловна

Конспект занятия "Права детей"

Автор: Лялина Людмила Павловна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Варгатёрская основная общеобразовательная школа»

с. Варгатёр Чаинского района Томской области

 

Пояснительная записка

 Актуальность выбранной темы определяется тем, что традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме. Опора на гражданское воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Задача школы заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения, как основу поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл.

Цели занятия: воспитывать правовую культуру; способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции; развивать аналитическое мышление, умение реализовывать полученные знания в практической деятельности.

Задачи занятия: 

         Образовательные – познакомить обучающихся с Всеобщей Декларацией прав человека, Декларацией прав ребёнка и Конвенцией о правах ребёнка);

Развивающие - развивать познавательные и творческие способности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся при сопоставлении фактов, анализе и обобщении данных. Путём организации групповой деятельности научить учащихся доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы. Способствовать созданию собственных образовательных исследовательских продуктов.

Воспитательные - способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости; развивать умение выслушать и принять во внимание позицию других, воспитывать культуру диалога и обмена мнениями; воспитывать  культуру эмоций.

Оборудование: адаптированный текст Конвенции прав ребенка, презентация.

 

Ход мероприятия

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с очень важными документами, определяющими ваши права. Тема нашего занятия так и называется «Ваши права» (слайд 1)

1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. (слайд 2) Кто-то приехал с запада кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

1-й ученик. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто не мог наказать людей без вины.

Так появилась Международная организация – организация объединенных наций (ООН). (слайд 3)

2-й ученик. Потом они написали Закон, в котором они привели список прав, которые имеет каждый человек на Земле. (слайд 4)Так появилась Всеобщая декларация прав  человека, в которой сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признаками, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство.

1-й ученик. А потом долгое время никто не задумывался о том, что  ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет, пока  Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году  не приняла Женевскую декларацию прав ребенка, а уже после. Второй Мировой Войны, ООН в принятой Всеобщей декларацию прав человека, отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. (слайд 5) Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако, декларация (лат. Declaratia- провозглашение) -  не имеет обязательной силы, это рекомендация.

2-й ученик. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. В 1979г., в Международный год ребенка, Комиссия Организации Объединенных Наций по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка (слайд 6). Сложная работа продолжалась в течение 10 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Она содержала 54 статьи (слайд 7). Конвенция (от лат. conventio-договор, соглашение) - это международное соглашение по какому-либо специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (путем подписания, ратификации). В 1990 г. этот документ был ратифицирован нашей страной.

1-й ученик (слайд 8). Конвенция провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью. Ребенок впервые признается самостоятельным субъектом права, способным в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту, обеспечение активного участия в жизни общества.

 

Литературно-правовая викторина.

Учитель. А теперь перейдем к ознакомлению с основными статьями Конвенции. Для этого нам потребуются листочки с выдержками из текста документа. Прочитай их. (Дается время 5 минуты)

Я думаю, что теперь вы справитесь со всеми заданиями. (слайд 9)

Задание 1. Давайте посмотрим фрагмент фильма «Золушка». Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестер. Какая статья Конвенции была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (31 статья) 

Задание 2. Просмотр фрагмента мультфильма «Маугли». Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права с другими детьми. (Да, ст. 1)

Задание 3. Просмотр фрагмента из фильма «Гарри Поттер и тайная комната». Опекун Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?  (ст. 16)

Задание 4.   Просмотр фрагмента из фильма «Снежная королева». Снежная королева увозит Кая без согласия его родителей. Какие статьи Конвенции она нарушает? (ст. 11, ст. 16, ст.35)

Задание 5. Просмотр фрагмента из мультфильма «Чипполино». Были ли нарушены права Чипполино, когда его посадили в тюрьму. Укажите статью? (ст.37)

Учитель. (слайд 15) «Я имею на это право!» - эти слова часто произносят невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Сказать: «Я имею право …» означает:

·        ты знаешь, что такое закон и право;

·        ты знаешь, что такая возможность в законе записана;

·        ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;

·        ты знаешь, что если тебя кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.

Учитель. А теперь давайте посмотрим с вами небольшие сценки.

 

Практическое занятие.

Сценка «Чужое письмо» (слайд 16)

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их)

Нина. А ты не пойдешь на физкультуру?

Ира. Нет, я освобождена.

(Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.)

Ира. Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.

(Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.)

Нина. Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Ира. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитала письмо, посмотрела блокнот. А каково ваше мнение?

Учитель. А теперь посмотрим другую ситуацию.

Сценка «Громкая музыка». (слайд 17)

Тихим воскресным утром Степа пришел в гости к своему приятелю Коле.

Коля. Заходи! Мне папа подарил новый музыкальный диск, песни классные! Давай послушаем.

Степа. А давай лучше поставим колонки на подоконник и включим погромче – пусть все слушают!

Мальчики ставят магнитофон на подоконник и включают его громче.

Коля. Ой, я совсем забыл, ведь пап мне ещё и игру новую подарил. Пойдем в другую комнату, поиграем.

Ребята уходят, забыв выключить магнитофон.

(Изображение окон в доме: женщина с завязанной головой, женщина укладывает ребенка, мужчина работает с документами за письменным столом.)

Учитель. Я хочу услышать ваше мнение: имеет ли право Коля включать так громко музыку, даже если он считает, что таким образом он проводит свой досуг?

Подведение итогов.

Учитель.  (слайд 18) Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». (слайд 19) Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. Но, говоря о правах, нельзя забывать и об обязанностях. Ведь только зная свои права и обязанности, можно воспитать в себе подлинно свободную личность, способную, когда придет время совершеннолетия, сделать осознанный правовой выбор. И ещё помните – ваши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.

 

Использованная литература:

Учебно-методическая литература: 

1.     Великородная  В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т. М. Классные часы по гражданскому и правому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.

2.     Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков/авт.- сост. Е. А. Мавлютова. –Волгоград: Учитель, 2009.

Литература:

1.     Всеобщая Декларация прав человека.

2.     Декларация прав ребенка.

3.     Конвенция о правах ребенка ООН.

.  .  .