Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие познавательной деятельности через экспериментирование «Воздух – наш помощник»

Дата публикации: 2017-11-23 22:27:13
Статью разместил(а):
Черных Ольга Александровна

Развитие познавательной деятельности через экспериментирование

«Воздух – наш помощник»

Подготовительная группа «Земляничка»

Автор: Черных Ольга Александровна

 

Цель: развивать познавательные способности детей посредством экспериментирования (на прогулке).

Задачи:

Образовательные:

Способствовать расширению представлений о свойствах и роли воздуха в окружающем мире.

Создавать условия для самостоятельного экспериментирования и дальнейшего исследования.

Развивающие:

Развивать мышление, умение анализировать, делать выводы.

Развивать интерес интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в команде.

 

Предварительная работа: проект «Музей воздуха», наблюдение за воздушным змеем, ветром, заучивание загадок и стихов, чтение художественной литературы, изготовление дидактической игры «Ветер и безветрие» (родители), беседы о роли воздуха в жизни человека.

Методы и приемы: игровая, практическая деятельность детей, словесная игра, дидактическая игра, вопросы, проблемные ситуации, домашние заготовки.

Материалы и оборудование: мольберты, воздушные шары, пластиковые контейнеры, вода, пустые бутылочки, музыкальные инструменты, коробочки с запахом, бумага, апельсины, рюкзаки, цветные мелки.

Вводная часть-5 мин.

Выход детей на улицу.

Сюрпризный момент-появление героев щенячьего патруля;

Беседа о ветре.

Дидактическая игра «Ветер и безветрие»

Основная часть-20 мин.

Проблемная ситуация- как увидеть воздух?

Опыт «Обнаружение воздуха при помощи зрения»

Проблемная ситуация- услышать воздух?

Опыт «Обнаружение воздуха при помощи слуха»

Игра малой подвижности «Ныряльщики»

Игра на музыкальных инструментах

Проблемная ситуация – как потрогать воздух?

Опыт «Обнаружение воздуха осязанием»

Проблемная ситуация – как можно почувствовать воздух носом?

Опыт «Обнаружение воздуха обонянием»

Дидактическая игра «Лаборатория запахов»

Заключительная часть- 5 мин

Рефлексия

Переход в продуктивную деятельность ( рисунки детей, где и как используются свойства воздуха).

 

Ход занятия

Вводная часть

Дети выходят на улицу.

Сюрпризный момент – там встречают собачек из щенячьего патруля Крепыша и Маршала.

Крепыш: «Здравствуйте, ребята! Мы возвращались с задания, и вдруг неизвестная сила подхватила нас и принесла сюда к вам. Вот Райдер расстроится!»

Воспитатель: «Ребята, кто же к нам попал в детский сад, вы узнали?».

Дети: «Да. Это щенки из мультфильма «Щенячий патруль Маршал и Крепыш».

В.: «Мне тоже очень интересно как они попали сюда».

Д.: «Маршала и Крепыша принес сюда сильный ветер».

В.: «: «А вы, Щенята, знаете какой бывает ветер?»

Крепыш: «Нет»

В.: «Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру. Дашина сестра Юля приготовила для вас картинки с ветром»

Благодарю, Юлю за помощь.

В.: «Предлагаю разделиться на столько команд, сколько картинок. Каждой команде я даю название ветра. Я показываю картинку, называю команду и команда придумывает одинаковые движения ветра.

Рефлексия:

В.: «Понравилась игра?»

Ответы детей

В.: «А сейчас я предлагаю похлопать в ладоши, тем ребятам чья команда лучше справилась с заданием!»

Щ.: «А давайте мы с вами создадим энциклопедию воздуха. Ее сведения помогут нам в спасательных операциях»

 

Основная часть

1) Щенята ищут что-то (ветер)

В.: «Что же вы ищите?»

Щ.: «Мы хотим найти ветер»

Д.: «Ветер вам не найти, это же воздух, мы его не видим, он повсюду»

В.: «Как же нам ребята помочь щенкам увидеть воздух»

Д.: «Мы сейчас вам покажем»

В.: «Предлагаю договориться, выйдет и поможет Маршалу и Крепышу увидеть воздух? Нам нужны 3 человека»

(Дети достают из рюкзаков контейнеры, воду, пустые бутылочки, опускают бутылочки в контейнеры с водой).

В.: «Что это за пузырьки?»

Д.: «Воздух был в бутылочке, вода вытеснила его, и он в виде пузырьков поднимется вверх, потому что воздух легче воды»

В.: «Какое интересное свойство воздух. Чтобы Маршал и Крепыш запомнили, как бы вы ребята поступили?»

Д.: «Мы можем повторить, зарисовать»

Ребята договоритесь, кто пойдет зарисовывать виден воздух или нет?»

Вывод: Воздух невидимый, он легче воды т.к. поднимается наверх»

В.: «Может быть свойство воздуха быть легким используется в жизни? »

Д.: «Свойство воздуха быть легким используется в воздушных шарах, спасательных жилетах, подводных лодках»

Рассказ о подводной лодке,

опыт с апельсинами (заготовки из дома с родителями)

В.: «Кто сможет зарисовать этот эксперимент для энциклопедии»

 

2) Щ.: «А, может, я потрогать воздух могу?»

Д.: «Попробуйте, но Воздух мы не можем потрогать, но можем почувствовать кожей»

Щ.: «Это как?»

Д.: «Можно помахать на себя ладошками»

Д.: «Еще подуйте на ладошки и почувствуете, как воздух попадает на ладошки, если их подставить близко воздух теплый, а если далеко отставить, воздух остывает становиться прохладным»

В.: «Значит, что воздух еще умеет делать?»

Д.: «Воздух может нагреваться и остывать»

В.: «Как же нам это свойство воздуха зарисовать?»

(Зарисовывают)

Щ.: «Для чего нужен теплый воздух?»

Рассказ о воздушном шаре (заготовка из дома)

В.: «Ребята, что можно сказать о горячем воздухе?»

Д.: «Горячий воздух легче, чем холодный»

В.: «Т.е воздух имеет разную температуру. Как бы нам зарисовать свойство горячего воздуха?»

(Зарисовывают)

М.: «Как жарко мне стало, как бы мне охладиться?»

Д.: «Для этого нужен вентилятор или веер»

В.: «А как можно определить, когда ветер слабый или сильный, не выходя из дома?»

Д.: «Посмотреть в окно, понаблюдать за деревьями если есть ветер, то деревья качаются , поднимается пыль»

В.: «А что придумал человек для определения силы ветра и направления?»

Д.: «Флюгер, вертушки»

Если затрудняются, то дать задание на дом.

 

3) Щ.: «Хорошо летом можно купаться, чтобы охладиться. Ребята, а вы купаться любите?»

Д.: «Да.»

В.: «Хотите сейчас покупаться понырять в воду»

Д.: «Хотим»

Игра малой подвижности «Ныряльщики».

В.: «Предлагаю выбрать водящего. Представьте, что вы сейчас будете нырять в воду, как спортсмены. Ведущий сигналит в свисток. Вы по сигналу водящего набираете в себя воздух, приседаете. У кого заканчивается воздух, встают, выныривают. Выигрывает тот, кто дольше продержался без воздуха.

В.: «У кого лучше получилось –похлопайте в ладоши»

В.: «Хорошо свистел у нас ведущий, а ныряльщики долго держались под водой. Как вы думаете, что помогает долго держаться под водой?»

Д.: «Воздух»

В.: «А свистеть ведущему, что помогло?»

Д.: «Это тоже был воздух»

В.: «Что же мы можем сказать сейчас о свойствах воздуха?»

Д.: «Воздух мы не слышим, но он помогает нам играть на музыкальных инструментах, помогает произносить звуки»

В.: «Посмотрите, ребята, есть ли в ваших рюкзаках, то, что звучит при помощи воздуха?»

Дети достают предметы, при помощи которых можно услышать звук – муз инструменты, свистки, шарики. Играют на музыкальных инструментах.

В.: «А сейчас послушаем тишину. Уберем музыкальные инструменты в рюкзак»

Зарисовывают.

Воспитатель достает шарик из своего рюкзака.

Щ.: «А шарик зачем?»

Рассказ ребенка о реактивности воздуха (заготовка из дома)

 

4) М.: «Крепыш, чувствуешь чем- то вкусным запахло?»

К.: «У меня в рюкзаке лаборатория запахов, я ее для Райдера собирал».

В.: «Нам очень интересно посмотреть на вашу лабораторию».

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

В.: «Ребята, почему сначала воздухе присутствовал запах, а потом исчез?»

Д.: «Воздух не имеет запаха, но может его приобретать, если в нем присутствуют посторонние вещества»

(зарисовывают)

В.: «А у нас здесь воздух чистый, приятный, почему?»

Д.: «Здесь много деревьев, а деревья выделяют кислород и воздух становится полезным. (рассказ о выделении кислорода деревьями)»

 

Заключительная часть

В.: «Какие вы молодцы, Маршал и Крепыш вам понравились наши опыты и рассказы?»

Щ.: «Да, нам было очень интересно и мы получили много информации для энциклопедии воздуха»

Щенки, глядя на схемы повторяют выводы.

В.: «Ребята, что вы еще знаете о воздухе, может сказки, пословицы, поговорки, загадки?

Предлагаю подумать об этом после сна»

Щ.: «Вы сегодня замечательно поработали!

Похлопайте в ладоши, т.е у кого сегодня получился эксперимент?

Похлопайте те, кто узнал, что то новое?

А сейчас, т.е у кого получилось дружно работать в команде.

В.: «Может, энциклопедию воздуха мы еще чем-нибудь дополним, не только свойствами и экспериментами с воздухом?»

Щ.: «Нарисуйте нам, где человек использует свойства воздуха!»

Д.: «Нарисуем и сфотографируем, можем написать»Щ.: «Хорошо»

Дети рисуют на асфальте, на мольберте.

Затем все фотографируют.

.  .  .