Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речевого дыхания в работе с детьми-логопатами

Дата публикации: 2017-11-09 16:21:23
Статью разместил(а):
Курочкина Ирина Владимировна

Развитие речевого дыхания

в коррекционной работе с детьми -логопатами

Автор: Курочкина Ирина Владимировна

 

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи. К органам дыхания относятся:

- грудная клетка;

- лёгкие;

- дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).

 Различают два вида дыхания:

- физиологическое (неречевое);

- речевое (фонационное).

 Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох.

Речевое (или фонационное) дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

 

Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями:

- малый объём лёгких;

- слабая дыхательная мускулатура;

- слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);

- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом; нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);

- неумелое распределение дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-(вдох)- дём гулять);

- торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлёбыванием"- слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Следовательно, необходимо проводить работу по формированию речевого дыхания у детей с ограниченными речевыми возможностями. Это могут быть как одно-два упражнения, так и целые комплексы дыхательной гимнастики.

 

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

- Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.

- Занятия проводить до еды. 

- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

- Выдох должен быть длительным, плавным.

-Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

- Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

- Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервинтиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение.

- Дозировать количество и темп проведения упражнений.

- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

 

Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания.

Могут выполняться в положении лежа, сидя или стоя. При вдохе живот надувается, при выдохе – опускается.

Упр-е «Рыбка».

Выполняется в положении лёжа. Логопед кладёт ребёнку на живот в области диафрагмы рыбку. Ребёнок делает вдох, в это время он следит глазами за поднятием игрушки. Затем ребёнок делает выдох и следит за опусканием игрушки вслед за расслаблением диафрагмы. Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Качаю рыбку на волне:

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывёт ко мне.

 

Дыхательные упражнения для формирования направленной воздушной струи.

Статическая дыхательная гимнастика. 

Цель: воспитание неречевого дыхания (быстрый вдох и плавный, равномерный выдох без фонации). Выдох должен дифференцироваться по силе:

·           сдуть с руки снежинку (из  бумаги);

·           сдуть ватку;

·           подуть на султанчики;

·           погреть ладошки;

·           подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;

·           задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);

·           сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);

·           подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;

·           подуть в дудочку, свирель, в трубу;

·           извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;

·           подуть в детскую игрушку «тещин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;

·           сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы (слышен свист).

 

Динамическая дыхательная гимнастика.

Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию), т. к. способствует расширению емкости легких. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.

·         Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.

·         Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.

·         Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.

·         Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.

·         Руки на поясе. Отведение локтей назад – вдох, вернуть руки в исходное положение – выдох.

 

Дифференциация носового и ротового вдоха – выдоха:

1.      вдох носом – выдох через нос;

2.      вдох носом – выдох через рот;

3.      вдох ртом – выдох через нос;

4.      вдох ртом – выдох через рот;

5.      вдох через одну ноздрю – выдох через другую;

6.      вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;

7.      вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;

8.      вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками

порционно.

 

Фонационная дыхательная гимнастика. 

Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.

Длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинать с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным. Сначала произносим один гласный на одном выдохе, затем два, и увеличивая до пяти гласных звуков.

А

А У

АУО

АУОИ

АУОИЭ             и т.д.

 

Следующим этапом можно произносить длительно согласные звуки, подражая разным предметам, насекомым и др.: ж-ж-ж -  жук жужжит; з-з-з -  комар звенит; с-с-с – насос свистит; ш-ш-ш – змея шипит. 

 

Развитие речевого дыхания.

На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания и сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.

1) Слоги на одном выдохе.

па

по

 

 

 

па

по

пу

 

 

па

по

пу

пы

 

па

по

пу

пы

пэ

Звукосочетания с правильно произносимыми звуками.

 

2) Слова на одном выдохе.

·           счет до 5, до 10.

·           дни недели

·           времена года

·           названия месяцев

·            

3) Фразы на одном выдохе.

Пословицы:

·           Береги нос в большой мороз

·           Без труда не вынешь и рыбку из пруда

·           Любишь кататься – люби и саночки возить и т. д.

Загадки:

·           Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)

·           Лежал, лежал да в реку побежал. (Снег)

·            

4) Произнесение предложений на одном выдохе.

Примечание: каждое слово предложения сопровождается ударом мяча об пол.

Меня зовут Вася. (3 удара мячом)

Я живу в Волоколамске. (4 удара мячом)

И другие предложения, в ответ на вопросы.

 

5) Чтение стихотворения, сопровождающееся ударом мяча об пол на каждое слово.

"Лошадка"

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

.  .  .