Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД «Народная кукла «Кубышка-травница»

Дата публикации: 2017-11-09 06:41:15
Статью разместил(а):
Пурина Марина Геннадьевна

Конспект НОД

«Народная кукла «Кубышка-травница»

 (подготовительной группа)

Автор: Пурина Марина Геннадьевна

МКДОУ детский сад №77 г.Новосибирск

 

Цель: познакомить детей с народной куклой «Кубышка-травница»

Задачи:

• Образовательная: сформировать знания о предназначении куклы в жизни человека;

• Развивающая: развивать познавательные, творческие способности в области традиционной народной культуры;

• Воспитывающая: способствовать воспитанию уважения к народному наследию;

• Коррекционная: развивать мелкую моторику;

• Здоровьесберегающая: профилактика простудных заболеваний школьников.

Тип занятия: изучение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, творческий.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы: образец куклы выполненный педагогом, презентация «Кубышка-травница» (предварительная работа), лоскуты тканей разных размеров и цветов, нитки, синтепон, тесьма для пояса, нитки, ножницы, душистые лекарственные травы, технологическая карта.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня мы познакомимся с народной куколкой «Кубышкой - травницей». Это необычная куколка. Она следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.

2. Актуализация знаний.

- Какое сейчас время года?

(дети отвечают) 

-Правильно, осень. Сейчас за окном светит солнышко и еще тепло, но совсем скоро наступят холода. И для нас с вами значительно повышается опасность развития простудных заболеваний. Потому что эти недуги распространяются воздушно- капельным путем. А бороться с простудой нам поможет профилактика. Кто может сказать, что значит «профилактика»?

(ответы детей) 

-Верно, это сохранение и укрепление нормального, т. е. здорового состояния.  Давайте вместе с вами назовем условия сохранения и укрепления своего здоровья:

- Есть больше фруктов и овощей. Почему? (они являются источником витаминов)

- Заниматься спортом (быстрого и ловкого болезнь не догонит)

-Одеваться по погоде

-Соблюдать режим дня

-Соблюдать правила личной гигиены (мыть руки, прежде чем отправить что-то в рот, не пользоваться чужими носовыми платками, посудой)

-Делать влажную уборку в комнате и проветривать ее.

3. Объяснение нового материала.

Все правила сохранения здоровья названы верно, но есть еще правило: наполнять помещение ароматами лечебных трав. Можно это с помощью ароматных масел, а можно сделать народную куклу и наполнить ее душистыми лечебными травами. Она так и называется «Кубышка – травница» или «Кукла-Травница». В давние времена эта куколка являлась оберегом здоровья домочадцев. Она следила, чтобы болезни не проникли в дом, а если уж и проникли, то своим ароматом прогоняла их.

В наше время кукла – это, чаще всего, детская игрушка. Но так было не всегда. В древности на Руси к куклам относились очень серьезно. Кукла была защитой человеку от болезней, несчастий, злых духов. Она  берегла человека, поэтому ее и называли: оберег или берегиня. Куклам-оберегам не рисовали лица. Считалось, что такая кукла не позволит злому духу вселиться в себя и творить вокруг себя зло.  А без лица она передаст только добро и тепло. Кукла «Кубышка-травница» - народная кукла-оберег. «Кубышкой» раньше называли широкий деревянный или глиняный сосуд. У куколки такая форма.  А наполнена она душистыми  лекарственными травами, потому и называется: «Кубышка - травница». Она следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота и аромат трав, которыми она лечит и защищает от злых духов болезни. Куколку ставят около кровати больного. А еще она утешница. Ее подвешивали над колыбелью ребенка в доме. 

4. Объяснение изготовления куклы Кубышки-Травницы.

- Нам необходимы: один квадратик (большой) из белой ткани, остальные цветные.

а) Верхнюю часть куколки – головку – делаем из большого белого квадрата ткани. Перегибаем его по диагонали и в центр кладем синтепон. Головка должна быть ровной, без морщинок на личике. Закрепляем нитью на шее. 

б) Делаем руки-ладошки. Расправляем ткань по диагонали. На концах диагонали подгибаем ткань. Кончик лоскута примерно на 2-2,5 см подгибаем внутрь. Края ткани скручиваем внутрь и, отступив от края 2-2,5 см, закрепляем. Перевязываем куколку на поясе.

в) Из маленьких квадратов изготавливаем крепкую грудь так же, как и голову. Размер каждой груди чуть меньше головы, каждую грудь отдельно привязываем к туловищу.

г) На голову повязываем ленту-полоску с рожками. Для рожек на полоске завязывают два узелка на расстоянии 1,5-2 см друг от друга.

д) Рожки прячут под платком. Платок завязывают сзади.

е) Далее приступаем к изготовлению сарафана. На большой цветной квадрат насыпаем горсть травы, кладем обрывки тряпочек для большей устойчивости куколки, насыпаем еще горсть травы. Чередуем слои ветоши и травы, пока не наберем достаточного количества. Сарафан выполняется в виде мешочка, для этого загибаем углы на ветошь с травами, по краю прошиваем крупными стежками (нить лучше выбирать очень крепкую, чтобы не порвалась) и стягиваем (пока некрепко). 

ж) Затем сажаем в центр юбки верхнюю часть куклы. Связать верх и низ куклы можно, очень крепко затянув нить, которой прошивали край юбки, и завязав её.  

з). Фартук-передник повязываем под грудью, разравниваем. Обматываем поясом. Ведем концы пояса вперед и завязываем.

и) К рукам куколки привязываем мешочки с травой. Они делаются из квадратиков ткани. В центр квадрата насыпаем траву и поднимаем края ткани, образуя мешочек. Завязываем его и привязываем к ручке кубышки. После изготовления куклы её можно помять в руках и убрать бугорки и неровности, почувствовать аромат трав.  

5. Практическая работа.

-Ребята, скажите, в каком порядке мы будем делать нашу куколку? Что в начале, что потом и что в завершении работы? (дети отвечают с опорой на технологическую карту). Педагог выполняет куколку вместе с детьми, контролирует работу детей, оказывает помощь.

6. Подведение итогов.

-С каким настроением вы заканчиваете занятие?

-Какую народную куклу вы изготовили на занятии?

-Какое предназначение имела «Кукла – Кубышка» в жизни человека? Демонстрация готовых кукол.

-Мне очень понравились все куколки, и теперь ваш дом будет наполнен приятным и лечебным ароматом.

.  .  .