Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Роль семьи в коррекционной работе старшей группы детей с ОНР

Дата публикации: 2017-10-22 12:28:26
Статью разместил(а):
Груздева Наталья Ивановна

Роль семьи в коррекционной работе в старшей группы для детей с ОНР

Автор: Груздева Наталья Ивановна

 

Основная цель коррекционной работы воспитателей, специалистов, учителей –логопедов нашего  МДОУ -это развитие правильной , грамотной речи при подготовке к обучению грамоте. Но нельзя не отметить, что неизменным элементом любой развивающей программы является сотрудничество с семьей. Особую значимость приобретает сотрудничество с семьей в логопедических группах.

Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателя, педагога-психолога и родителей дошкольника. Если родители сами не в состоянии правильно оценивать ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку и его дефекту, от его жизненных принципов, моральных норм, уровня знаний, житейского опыта, педагогической наблюдательности и пр. Поэтому работе с родителями необходимо уделять одно из центральных мест .Важно, чтобы сотрудничество началось как можно на более ранних этапах, тогда успехи детей будут более значимыми.

Работа с родителями представляет собой отдельный блок  моделей взаимодействия:

педагогическое просвещение родителей;

информирование родителей о состоянии и перспективах работы ДОУ в целом и группы;

включение родителей в коррекционно-образовательный процесс;

сближение родителей и детей

работа с семьями "трудных" детей. Под "трудными" детьми подразумеваются дети, у которых имеются личностные особенности, мешающие коррекционной работе как с отдельным ребенком, так и со всей группой. Это дети, у которых:

выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);

агрессивность, драчливость, конфликтность;

повышенная впечатлительность;

чувство угнетенности, состояние дискомфорта;

повышенная обидчивость, ранимость;

быстрая утомляемость, истощаемость;

двигательные беспокойства и другие.

Чтобы правильно построить работу с родителями, необходимо знать родителей, поэтому нужно: изучить родителей воспитанников логопедической группы, их педагогической наблюдательности; привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе логопедической группы.

Для изучения родителей были использованы: Беседы с родителями. Целью бесед является вступление в контакт с родителями, выявление уровня наблюдательности родителей, степени познания ребенка. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском саду, дома, со сверстниками.

Анкетирование. Анкеты используются в целях изучения уровня педагогической наблюдательности, выявления преобладающей формы общения ребенка со взрослыми Родителей  привлекаем к активному участию в обучение их детей с первых месяцев пребывания в логопедической группе. Из анкет узнаём,  какое участие родители могут принять в организации жизни группы. Даже минимальная помощь, оказанная родителями, дает им возможность почувствовать свою причастность к общим забота. Важным элементом стратегии общения с семьей являются родительские собрания.

Традиционные родительские собрания и консультации не давали нужного эффекта. Родители принимали в них лишь формальное участие. Получалось, что семья и педагоги, воспитывая и обучая одного и того же ребенка, были изолированы друг от друга. Современный родитель не может уже слушать долгих и назидательных докладов педагога. Необходимо строить так свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными участниками, а по возможности привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух сотрудничества.

Мы решили искать новые формы работы с родителями. Было проведено анкетирование. Из анкет узнали, что интересно мамам и папам, как они представляют себе процесс обучения и воспитания, в каких консультациях нуждаются. На основе этих ответов был составлен план работы с родителями на весь год, с которым родителей познакомили на 1 родительском собрании и этот план утвердили. В начале сентября традиционно проводится родительское собрание, посвященное разъяснению целей и задач логопедической группы, ознакомлению с программой, со всеми педагогами, работающими с детьми. Основная задача, которая стоит перед логопедом на начальных этапах работы с родителями - формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

В этих целях использовались следующие приемы работы: разъяснение необходимости логопедической работы (рассказ о возможных последствиях нарушений речи при отсутствии коррекции); рассказ об итогах работы логопедической группы в предыдущие годы. На первых этапах, когда родители не имеют представления о том, как нужно работать с детьми, лучшим средством знакомства с особенностями работы в специальной группе являются дни открытых дверей, открытые занятия и индивидуальные консультации. Перед занятием воспитатель, логопед обращает внимание родителей на используемые методы и приемы.

На индивидуальных занятиях вопросы логопеда обращаются к ребенку и родителю это создает непринужденную обстановку на занятии и постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников коррекционного процесса. Важно помнить, что родители в коррекционной группе болезненно реагируют на замечания по поводу поведения или успехов ребенка. Поэтому, особенно в начале учебного года, отмечаем все положительное, даже мелочи, и по возможности не жаловаться на поведение ребенка. Здесь учитывается принцип "Не спешить огорчать родителей!"В коррекционной группе, где уровень развития детей может резко отличаться, а нестандартность поведения - дело обычное, важна индивидуальная работа с родителями таких детей.

Индивидуальная работа планируется и тщательно продумывается. Почти на каждом родительском собрании стараемся сблизить родителей и детей, сформировать положительный эмоциональный фон, чтобы родители как можно больше узнали своего ребенка. Это: открытые занятия, совместное изготовление поделок, совместное чаепитие, ответы на одни и те же вопросы, совместные спортивные занятия и др. Стараемся привлекать и пап, так как роль отца в воспитании детей очень важна. Такая работа дала хорошие результаты.

Родители отмечали (в анкетах, высказываниях), что совместные занятия способствовали значительному улучшению их отношений с ребенком, вели к возникновению большего доверия и взаимопонимания между взрослым и ребенком. После нескольких месяцев такой работы большинство родителей стали очень ответственно относиться к выполнению рекомендаций воспитателей и логопеда. Возросла посещаемость родителями родительских собраний, дней открытых дверей.

Родители стали более активными на родительских собраниях, они стали высказываться по обсуждаемой теме, проблеме. Постепенно из пассивных наблюдателей родители становились активными участниками коррекционно-педагогической работы. Небольшая часть родителей шла на сотрудничество с большим трудом, ссылаясь на загруженность. Старались пригласить таких родителей на занятия вместе с наиболее деятельно настроенными родителями. Наблюдая активную работу взрослых с детьми, эти пассивные зрители сами начинали принимать участие в занятиях, постепенно включаясь в учебный процесс группы.

При работе с родителями придерживаемся следующих правил : не прибегаем к назидательному тону, рекомендации даём в форме пожеланий ;в беседе о ребенке сначала обязательно сообщаем о его успехах, в любом случае - что-либо положительное, о трудностях говорим в мягком, сочувственном тоне. У родителей должно оставаться благоприятное впечатление о возможностях ребенка в преодолении дефекта. Не подчеркиваем особенностей дефекта того или иного ребенка, если разговор шел в присутствии нескольких родителей.

Доброжелательный, доверительный тон вызывает расположение и симпатию родителей, они с готовностью выполняют рекомендации логопеда, помогая ребенку преодолеть имеющиеся трудности. Сотрудничество логопеда + воспитателя и  родителей заключается и в выполнении родителями домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Например, в теме "овощи-фрукты" было домашнее задание: взрослый должен нарисовать контур фрукта или овоща, а ребенок заштриховать. К вспомогательным формам работы можно отнести наглядные средства: стенды, витрины, папки-передвижки, домашние игротеки. Их содержание как правило, посвящено ознакомлению с задачами текущего периода обучения, они содержат описание методов, приемов работы с детьми, рекомендации родителям. к вспомогательным средствам можно отнести: оформление зала, где проводится собрание, кукольный спектакль для родителей перед родительским собранием, оформление приглашений для родителей и др.

Участие родителей в жизни дошкольника не только дома, но и в детском саду, помогло:

преодолеть авторитаризм и видеть мир с позиции ребенка;

относиться к ребенку как к равному;

понять его индивидуальность, радоваться его личному росту;

установить хорошие, доверительные отношения с ребенком, эмоционально его поддержать;

сформировать положительную мотивацию к коррекционным занятиям;

повысить эффективность коррекционной работы;

повысить самооценку ребенка.

 

Все это способствовало развитию личности ребенка, его социальной значимости.

.  .  .