Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности речевого развития детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО

Дата публикации: 2017-10-11 12:35:41
Статью разместил(а):
Егорова Дарья Петровна

Особенности речевого развития детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО

Автор: Егорова Дарья Петровна

 

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

В сложной структуре нарушения письма у младших школьников преобладает дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В современной научной литературе подчеркивается, что проблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии. Сложившая же традиция – рассматривать речевые расстройства детей только как прерогативу логопедии «не способствуетпродвижению вперед в создании образовательных и коррекционных программ детей с первичным недоразвитием речи» Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного дошкольника в целом и детей с ОВЗ в частности.

Таким образом, причиной поиска новых методов и форм работы стал очевидный недостаток эффективных педагогических инструментов в современной системе образования и в коррекционной педагогике в частности. Ведь дети с речевыминарушениями разной тяжести должны не только научиться чисто и грамотно говорить, но и использовать речь, как средство общения. Правильная, логично выстроенная и содержательная речь - обязательное условие и фундамент гармоничного развития личности, ее социальной и в дальнейшем - профессиональной успешности.

Уже не вызывает сомнений, что оптимальным путем развития дидактики является не удлинение времени ученичества, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. На наш взгляд, овладение детьми с ОВЗ способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.

Коррекционно-развивающее направление включает:

Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения, подготовку к социальной адаптации.

Информационно-просветительское направление предусматривает:

1)различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ,

2)проведение тематических выступлений для педагогов и родителей.

Консультативная работа включает:

1) выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;

2)консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам;

3)консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

Обобщенные данные исследователей об особенностях психического развития этих детей необходимо знать и учитывать специалисту для разработки адекватной модели коррекционного, в том числе логопедического, воздействия. Механизмов системной работы с данным контингентом на сегодняшний день нет, а она, безусловно, отличается от работы с детьми с нормальным развитием.

Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития дошкольного образования является применение новых образовательных технологий Се годня существует множество методов, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений., Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно)решать проблемы речевого развития. Пграмма ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Практическая значимость заключается в том, что в игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - Синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитиювысших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Эта технология универсальна.

Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

5. Вода. Для составления каждой строки детям предлагались слова (начало синквейна)и знаки-опоры:

- Кто? Что?

- Какой? Какая? Какое?

- Что делает? Что может делать? Что с ним делать?

- Личное отношение автора к предмету или явлению.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детейдошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Для составления каждой строки детям предлагались слова (начало синквейна) и знаки-опоры:

- Кто? Что?

- Какой? Какая? Какое?

- Что делает? Что может делать? Что с ним делать?

- Личное отношение автора к предмету или явлению.

Технология интеллектуальная карта уникальный и простой метод запоминания информации с помощью которого развиваются как творческие так и речевые способности детей и активизируется мышление Применение интеллектуальных карт способствует закреплению и обобщению материала

(по лексико-грамматическим темам, звукопроизношению, развитию связной речи.

Новые образовательные технологии привносят в логокоррекционную работу, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей; оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия; служат для создания благоприятного эмоционального фона; способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, физинструктором, воспитателем, врачами) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

.  .  .