Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС

Дата публикации: 2022-12-01 10:49:27
Статью разместил(а):
Прохорова Элла Валентиновна

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС

Автор: Прохорова Элла Валентиновна

МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Врачовская начальная школа – детский сад », г.о. Луховицы Московской области

 

Эпоха научно-технического прогресса, которая существует на данный момент, все больше усложняется. Шаблонные и привычные для человека действия уже не актуальны. Новая эпоха требует быстроты ориентации, гибкости и подвижности мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению возникающих проблем. Творческий процесс постепенно замещает информационно-репродуктивный. Именно в творческой деятельности развиваются творческие способности. Это и является предпосылкой для активизирования творческой деятельности детей, как познавательной, так и практической.

Формирование творческой личности представляет собой одну из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе, которая решается, начиная с дошкольного возраста. Наиболее эффективным средством формирования творческой личности ребенка является развитие детского творчества и поддержание инициативы в воспитательно-образовательном процессе. Данный аспект находит свою актуальность в реализации педагогами образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Современные условия развития образования характеризуются введением ФГОС ДО, в данном документе детское творчество представляется в качестве уникального явления. Многими современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами признаётся влияние занятий художественным творчеством на всестороннее, особенно художественно-эстетическое развитие личности ребенка.

Одним из важных условий реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» является обеспечение приоритетного внимания к организации специфических детских видов деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при правильной их организации способствуют обеспечению всестороннего развития ребенка, созданию обстановки эмоционального благополучия, наполнению жизни дошкольников интересным содержанием, предоставлении каждому ребенку переживания радости творчества и личностных инициативных решений.

В решении задач художественно-эстетического развития и, в частности, развития творчества у детей среднего дошкольного возраста, особую важность приобретает предоставление детям широких возможностей использования изобразительной деятельности при проведении режимных моментов, организации самостоятельной деятельности: в игре, при оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам. В НОД  формируются творческие умения и навыки, используемые в дальнейшем для реализации практических общественно полезных целей, что предоставляет важный аспект работы, направленный не только на повышение успешности детского-художественного творчества, поддержание детской инициативы, но и в осуществлении более широких воспитательных задач ООП ДОУ.

По мнению К.Н. Поливановой, средний дошкольный возраст – начало развития произвольного внимания, которое характеризуется сознательным удерживанием его на определенных предметах и объектах, играет ведущую роль в организации психических процессов. Существенное воздействие на развитие внимания у дошкольников оказывает применение игровых методов, способствующих развитию системы произвольности – проявлять внимательность в нужный момент, быть способным на волевые усилия, уметь сдерживать и контролировать себя самостоятельно, достигать определенных целей.

Согласно ФГОС в ДОУ должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности (развитие творческих способностей)

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (развитие инициативы).

Исходя из этого, я строю свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ребенок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому я создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываю не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и творчества в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

В своей работе активно использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста, формирования умения делать выбор. В проектной деятельности я стараюсь быть партнером, помощником ребенка. За время реализации проектов накоплен богатый практический опыт, осуществлялись разные виды проектов от краткосрочных образовательных практик до долгосрочных проектов.

Также значение придаю использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и в режимных моментах. Для этого провожу консультации с родителями  о сохранении и укреплении здоровья детей, о правилах безопасного общения с незнакомыми людьми и незнакомыми животными. С детьми беседуем о приемах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Вместе изготовили макет «Улицы нашего поселка», где закрепляем правила дорожного движения, изученные во время образовательной деятельности. Все это помогает детям  самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его.

Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации, использую потешки и напоминания, что ведет к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритм действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. Решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи помогают сюжетно – ролевые игры, атрибуты к которым мы изготовили вместе с родителями. Дети любят играть в «Скорую помощь», «Пожарных», «Полицию». 

Моя задача как воспитателя – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства. Для  этого разработана система здоровьесбережения, которая включает в себя следующие формы работы: проведение физкультминуток, комплекс упражнений после сна, самомассаж,  артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, релаксационные, расслабляющие упражнения.

Не могу не выделить особый вид детской деятельности: продуктивные работы детей. На творческих занятиях использую частично – поисковые (эвристические) и исследовательские методы. Эвристические методы  направлены на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности, поддержания инициативы и особой мотивации у детей среднего дошкольного возраста. Например, предлагаю выполнить творческое задание, самостоятельно отбирая средства и способы для достижения собственной продуктивной деятельности, направленной на получение положительного результата и эмоциональной удовлетворенности.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками, позволяет сделать вывод о существовании некой специфики детского творчества. Эта особенность объясняется тем, что детский рисунок не имеет значимости для общества в целом. Однако, для формирования творческой личности  играет большую роль в дошкольном возрасте.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в то время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребенка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает именно содержательность интересов. И все же ребенка необходимо побуждать к деятельности,  а значит важен мотив. Мотивация побуждает ребенка к деятельности, придает этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Поэтому при организации детской деятельности я всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (Петрушка забыл, как правильно надо мыть руки), при которой ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (укрыть снегом корни березки - а то им «холодно»), иногда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение или похвалу, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину), данный мотив основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим.

Мотивируя детей, я не навязываю ребенку своё видение в решении проблемы (может у ребенка будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашиваю у ребенка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю, подбадриваю ребенка, действуя совместно с детьми, знакомлю их со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, даю детям новые знания, обучаю их определенным умениям, формирую необходимые навыки.

С целью оптимизации процесса творческого развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников, мотивирует их инициативность в творческом процессе.

Таким образом, развитие творческих способностей и детской инициативы дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада – создать такую развивающую среду в которой ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.

 

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». № 1155 от 17.10.2013 г.

2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст] / Выготский Л.Н. – Спб.: Союз, 2010.- 92 с.

3. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. [Текст] / Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. – М.: Знание, 2013 – 157с.

 

.  .  .