Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект в младшей группе "Пернатые друзья"

Дата публикации: 2022-10-19 22:29:39
Статью разместил(а):
Решетникова Ирина Юрьевна

Проект в младшей группе "Пернатые друзья"

Автор: Решетникова Ирина Юрьевна

МБОУ "Центр образования № 17"

 

Участники: дети младшей группы, родители, воспитатель.

Актуальность выбранной темы и ее практическая значимость.

В холодное время года перед зимующими птицами встают очень важные вопросы для их жизни: как прокормиться. Доступной пищи для птиц становится значительно меньше, нет насекомых, семена растений спрятаны под снегом. Птицы не могут найти корм, поэтому многие из них не могут пережить зиму и погибают. Очень важно, чтобы люди оказывали помощь птицам в холодное время года, развешивали кормушки, наполняли их кормом.

Выдвижение и решение проблемы.

Правда ли что, если мы будем заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время, мы поможем им выжить? Мы хотим узнать, какие птицы зимуют у нас в городе?

Что мы знаем про это? Название зимующих птиц, что птицы нуждаются в подкормке зимой.

Что мы хотим узнать? Какие птицы живут у нас в посёлке зимой.

Как мы узнаем? Понаблюдаем, спросим у родителей.

Что мы хотим сделать? Построить птичий город, кормить птиц каждый день зимой.

Кто нам поможет? Родители.

С чего мы начнём нашу работу? Предположения детей, высказывания своего мнения. С учетом возрастных особенностей, принятие плана действий происходит по прямому предложению педагога, но учитываются все предложения детей.

Паспорт проекта:

Тема проекта

«Покормим птиц зимой»

Тип проекта (по виду деятельности и по количеству участников)

Практикоориентированный, групповой

Длительность проекта:

Краткосрочный

Цели педагога

Создание социальной ситуации развития в процессе реализации проекта «Покормим птиц зимой», привлечение воспитанников и их родителей к практической деятельности по охране окружающей среды.

Цели детей

Оказание помощи птицам в холодное время года, наполнение кормушек кормом.

Задачи педагога

- способствовать развитию познавательной активности;

- создать условия для развития элементарных экологических умений;

- способствовать развитию речевой активности;

- обеспечить условия для развития умения детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;

- создать условия для взаимодействия со сверстниками и взрослым;

- воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Задачи детей

- узнать о птицах, зимующих в нашем городе;

- сделать кормушки с родителями;

- выяснить, какой корм нужно приносить в кормушки;

- наполнять кормушки кормом; 

- сделать плакат «Покормите птиц зимой». 

Проблемное поле проекта с точки зрения детей

Птицы не могут найти корм под снегом, им нужно помогать в холодное зимнее время, нужно каждый день приносить корм и насыпать в кормушки.

Этапы проекта

Подготовительный этап

Обсуждение темы проекта с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Планирование проекта.

Создание развивающей среды для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей.

Подбор художественной литературы для чтения.

Основной этап.

Практическая работа

Сюжетно-ролевая игра: «Птицы в зоопарке»

Дидактические игры: «Найди птицу», «Сравни птиц», «Расскажи о птицах» «Птицы на кормушке», «Собери стаю птиц»,

«Каких птиц увидишь зимой»

Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и автомобиль», «Собачка и воробьи», «Вороны и воробьи», «Воробушки и кот», «Птицы в гнёздышках».

Самостоятельная творческая деятельность детей: рисование, лепка.

НОД. Аппликация. Тема: «Зимующие птицы».

Чтение: Г.Серебрицкий «Берегите птиц», стихотворения о зимующих птицах.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Изготовление плаката «Поможем птицам»

Памятки: 

«Почему птиц называют зимующими?».

«Почему трудно птицам зимовать?».

Беседы: ежедневное наблюдение за птицами на кормушках.

Работа с родителями 

Памятки: «Как и из чего можно сделать кормушки», «Воспитание у детей любви к природе через наблюдения за птицами».

Заключительный этап.

1. Оформление результата проекта в виде фотоотчёта.

2. Выставки работ детей на темы: «Зимующие птицы», «Удивительные птички».

3. Выставка совместных работ детей и взрослых «Зимние картинки».

4. Праздник «На зимней полянке».

Итоги проекта: 

- дети являлись субъектом деятельности: изготовляли плакат с воспитателем, развешивали кормушки, сами кормили птиц;

- продукты проекта используются в реальной жизни: дидактические игры.

- воспитанники почувствовали важность реализации их проекта, кода увидели презентацию их деятельности в фотографиях, в видеоролике;

- в проекте принимали участие все дети, которые не имеют возможности проявить себя или отказываются из-за стеснительности, которые плохо говорят, но хорошо играют в дидактические и подвижные игры;

- родители были активными участниками образовательной деятельности с детьми.

Проектная карта:

Этап проекта

(с указанием сроков и длительности)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

Содержание деятельности родителей

Подготовительный этап

 

1-й день

Беседа с детьми на тему «Почему птиц называют зимующими?».

Обсуждение с родителями плана проекта, знакомство родителей с домашним заданием на выходные дни.

Изготовление дидактических игр.

Рассматривание иллюстраций, картинок на тему «Зимующие птицы».

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Д/ игры: «Найди птицу», «Сравни птиц».

Наблюдение за птицами.

Знакомство с темой и планом проекта.

Изучение памяток «Как и из чего можно сделать кормушки».

Знакомство с домашним заданием.

Основной этап. Практическая работа

2-й день

Совместная деятельность родителей и детей, воспитателя: организация выставки «Чудо-кормушки» (утром).

Беседа с детьми на тему «Почему трудно птицам зимовать?».

Совместная деятельность родителей и детей:

- развешивание кормушек на участке детского сада и возле дома;

- развешивание плакатов и листовок.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

- изготовление плаката «Поможем птицам»;

- аппликация на тему: «Зимующие птицы».

Подбор картинок и информации для альбома «Птицы». Знакомство с памяткой «Воспитание у детей любви к природе через наблюдения за птицами».

Изготовление театральных ободков для сюжетно-ролевой игры.

Организация подвижных игр на прогулке.

Чтение детям стихов про зимующих птиц.

Дидактические игры: «Расскажи о птицах», «Птицы на кормушке»

Игры на прогулке: «Воробушки и автомобиль», «Птицы в гнёздышках».

3-й день

Чтение детям. «Берегите птиц» Г. Серебрицкого.

 

Совместная деятельность родителей и детей:

- заучивание стихов для праздника;

- кормление птиц и наблюдение за ними на кормушках возле дома;

Совместная деятельность воспитателя и детей:

- наполнение кормушек кормом;

- наблюдение за птицами на кормушках;

- разучивание подвижной игры «Собачка и воробьи».

Фотосъёмка и видеосъёмка птиц на кормушках в детском саду.

4-й день

Подготовка предметно-развивающей для созда-ния образовательного пространства.

Создание образователь-ного пространства для продуктивной деятель-ности детей на тему «Птицы».

Совместная деятельность родителей и детей: создание совместных работ «Зимние картинки».

Дидактические игры: «Собери стаю птиц», «Каких птиц увидишь зимой».

Самостоятельная продуктивная деятельность: лепка, рисование.

Создание альбома «Птицы».

Создание видео-ролика о птицах, посетивших кормушки на участке.

 

Совместная деятельность воспитателя и детей:

- сюжетно-ролевая игра: «Птицы в зоопарке»;

- наблюдение за птицами на кормушках;

Заключительный этап

 5-й день

Организация фотоотчёта для родителей и детей (фотографии в форме коллажей)

Рассматривание фотовыставки, альбома, выставок творческих работ по проекту

Презентация видеоролика «Весёлый птицеград»

6-й день

Праздник, посвящённый Дню зимующих птиц «На зимней полянке».

Эффективность данного проекта несомненна, так как дети реально видели, что птицы ждут от них помощи, прилетают каждый день к их кормушкам.

Проект позволил заниматься совместной практической деятельностью взрослых и детей по охране окружающей среды.

Дети узнали, какие птицы зимуют в городе Ногинске.

Ценность проекта заключается в значимости практической деятельности:

- дети и родители приносили корм в кормушки и наблюдали за птицами;

- видеоролик был просмотрен не один раз детьми и родителями, передавался по электронной почте в каждую семью;

Впечатления детей от проекта:

- Мы с мамой красивых снегирей наклеили.

- Мы сорок сделали.

- Сороки некрасивые.

- Зато они большие и к нам прилетают.

- К нам тоже прилетают, мы их тоже сделаем.

Ксюша А. и Артем С., рассматривая картинки: 

- Ворона, какая большая!

- Она всех съест.

- Не съест, она к нам на кормушку прилетит, и мы её покормим.

Аня А. и Диана Е., раскладывая мозаику на тарелочки: 

- Это маленькие кормушки, птичек будем кормить.

- Птичка упадёт с тарелочки.

- Не упадёт, я её поддержу, пока она ест.

- А я попрошу папу, чтобы он построил большую кормушку, чтобы все птички там ели и не упали.

Маруся З. и Елисей К., рассматривая фотографии: 

- Это мы птичек кормим.

- Ты приносил зёрнышки птичкам?

- Много приносил, вот воробей много птичек позвал, один не съел.

Итоговое мероприятие "Праздник "На зимней полянке"

Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе проведения праздника «На зимней полянке»

Задачи: 

- способствовать развитию познавательной активности;

- создать условия для развития речевой активности;

- обеспечить условия для выражения своего мнения, своих мыслей;

- способствовать применению умений и навыков в совместной деятельности;

- способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

Ход мероприятия 

Воспитатель обращает внимание детей на снежинки, прилетевшие к ним в группу, предлагает поиграть со снежинками.

Проводится игра «Летят снежинки, как пушинки». Дети выбирают снежинки, дуют на них, обсуждают, у кого улетела дальше снежинка. 

Воспитатель обращает внимание на одну из снежинок.

Ребята, посмотрите, а на этой снежинке что-то написано. Прочитаем?

Воспитатель читает записку: Дорогие ребята, мы приглашаем вас на лесную полянку. 

А кто написал записку на снежинке, непонятно. Ребята, как вы думаете, кто приглашает нас в гости?

Дети высказывают свои предположения, делятся мнениями с воспитателем. 

Пойдём по тропинке в лес, и посмотрим, кто же нас в гости пригласил?

Дети идут по тропинке в лес. 

Воспитатель обращает внимание на красоту зимнего леса.

Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Всё покрыто серебристым снегом. Тишина. А что это за шум? Что за шум среди деревьев? Какие-то звуки?

Звучит запись «Голоса зимующих птиц».

Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где, же они?

Дети ищут птиц и находят их на дереве. На зимнем дереве зимующие птицы: снегирь, синица, дятел, ворона, воробей, и др. 

Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Вы знаете этих птиц? Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве:

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (Снегирь).

Непоседа невеличка.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее. (Синичка)

Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это? (Воробей)

Северные гости,
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (Свиристели)

На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!" (Ворона)

Днем молчит,
Ночью кричит. (Сова)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая! (Сорока)

Дети отгадывают загадки. 

А вы можете показать, как летают птицы?

Проводится физкультурная разминка: 

Воробышки как проснутся,
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком махнуть,
А теперь мы галки:
Галка скачет, ловко пляшет,
Галка крылышками машет,
И взлетает без оглядки -
Это Галкина зарядка.

Когда наступает зима, птицам приходится не сладко. Не все птицы могут перенести холодную зиму, как мы помогаем птицам зимой?

Дети рассказывают, что папы смастерили кормушки, на которые дети приносят корм, подкармливают птиц. 

Правильно, ребята, если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках. Очень важно не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Мы с вами каждый день подкармливаем птиц, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

За время нашего проекта «Покормим птиц зимой» мы выучили много стихов. Хотите устроить концерт, и подарить стихи нашим пернатым друзьям?

Дети принимают предложение воспитателя и читают стихи: 

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку,

И пойдет веселый стук

Тук-тук-тук!

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

А теперь пришла пора, поиграть нам детвора.

Подвижная игра «Собачка и воробьи».

Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».
Скачет, скачет воробей (дети скачут).
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: (повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!»)
Чик-чирик!
Вдруг «собачка» прибежала,

И наших птичек напугала! «Воробьи» разлетаются».

 

Литература:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.– М.: Мозаика-Синтез, 2012. 

2. Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. АРКТИ, М., 2010.

3. Зенина Т.А. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. ООО «Центр педагогического образования», М., 2008.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Творческий центр, М., 2008.

5. Ильина Т. А. «Проектная деятельность в детском саду».

.  .  .