Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Среда "Фиолетовый лес" как средство формирования речевых умений у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-04-09 18:57:32
Статью разместил(а):
Латышева Людмила Павловна

Среда "Фиолетовый лес" как средство формирования речевых умений у детей дошкольного возраста

Автор: Латышева Людмила Павловна

МБДОУ ЦРР "Детский сад № 8", пгт. Лучегорск

 

Игровая технология «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича помогает реализовать задачи по речевому развитию детей:

1. Содействует появлению и развитию потребности в речевом общении.

2. Формирует условия для восприятия на слух художественного слова (авторских и народных сказок).

3. Создает возможность для формирования и развития звуковой и смысловой сторон устной речи.

4. Развивает умение логично и связно выражать свои мысли.

5. Развивает монологическую речь.

В основе игровой технологии «Фиолетовый лес» лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком. Ребенок погружается в непринужденную, творческую атмосферу, которая дает чувство внешней безопасности, ведь он получает возможность творить согласно своим задумкам, не подчиняясь образцу. Также приведены примеры игр, которые можно использовать в собственной работе.

Важнейшая характеристика созревания человека – формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Речь – не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речи действия (словообразование, словоизменение, синтаксическая структура предложения).

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средстве общения.

С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Путешествие по Фиолетовому лесу происходит в реальном времени, т.к. в нем есть Полянка Золотых плодов, озеро Айс, Чудо-острова, страна Муравия и еще много всего интересного. Ребенок может путешествовать, перемещаться в этой среде, участвовать в создании сказочного пространства, тем самым поддерживая свой познавательный интерес, выполняя увлекательные задания жителей Фиолетового леса, эмоционально откликаясь на происходящее.

Одним из немаловажных аспектов использование среды «Фиолетовый лес» является возможность использования ее в разных видах детской деятельности, в частности:

• игровой деятельности;

• познавательно-исследовательской деятельности;

• коммуникативной деятельности;

• конструировании;

• двигательной деятельности;

Среду «Фиолетовый лес» можно использовать в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка, в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного восприятия, а именно развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтоб через игру научить детей правильно образовывать слова, 

Например:

Игра «Назови ласково». Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Мяч – мячик, кукла -, мишка - , матрешка - , Петрушка - ... и т.д.

Игра «Подбери признак». Цель: учить согласовывать прилагательное с существительным. Кукла (какая) -, мяч (какой) - … и т. д.

Составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых понятий, например:

Игра «Назови одним словом». Цель: учит классифицировать предметы, пополнять словарный запас, развивает кругозор.

Игра «Назови три предмета». Цель: развивать умения классифицировать, расширять активный словарь, воспитывать терпеливость и выдержку.

Во время игры пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря. Например:

Игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Игра «Ладушки», «Коза рогатая» приучают детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопрос, заканчивать фразу.

Игра «Закончи предложение». Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для, чтобы. Развивать воображение. Мама достала коробку с елочными игрушками для того, чтобы … Девочки надели костюм снежинок для того что, чтобы …

Дидактическая игра с использование среды «Фиолетовый лес» должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересным персонажем или игрой. В начале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т.д.

Во второй младшей группе, я предлагала детям обследовать развивающее пространство «Фиолетовый лес», и начать игру с простого манипулирования предметами. Строила педагогический процесс, способствующий интеллектуально-творческому развитию детей в игре, усложняла приемы подачи материала за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений: «Осеннее дерево», «Разложи воздушные шарики», «Поможем ёжикам», «Найди лишние яблоки», «Кто быстрее», «У кого выше?», «Кто больше собрал снежинок», «Узор», «К нам весна шагает быстрыми шагами», «Следы на песке». Эти упражнения всесторонне развивают детей и помогают решать большое количество развивающих и образовательных задач.

Использование игровой технологии, разработанной В.В. Воскобовичем, является важной и интересной для детей, разнообразной по содержанию, очень динамичной. Технология включает излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, которые способны удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогают детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролируют правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет использовать их для решения речевых задач.

 

Литература:

1. Волчина В. В. Учимся играя. – М., 2010.

2. Воскобович В. В. Предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» в рамках ФГОС ДО.

3. Дыбина О. В. Моделирование предметно-пространственной среды в детском саду. М: ТЦ Сфера, 2017.

 

.  .  .