Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Форма работы с детьми – «Сюжетно-ролевые игры детей младшего дошкольного возраста»

Дата публикации: 2021-04-01 14:10:38
Статью разместил(а):
Сысоева Юлия Николаевна

Форма работы с детьми – «Сюжетно-ролевые игры детей младшего дошкольного возраста»

Авторы: Сысоева Юлия Николаевна

и Чепракова Людмила Николаевна

МАДОУ № 68 «Чебурашка», Великий Новгород

 

Основной деятельностью дошкольников, и тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время остро стоит вопрос о дошкольных игровых технологиях. Известно, что сюжетно-ролевая игра является наиболее сложной в классификации игровой деятельность детей. В настоящее время существует несколько технологий проведения сюжетно-ролевых игр: Н.Я. Михайленко, Н.Ф. Тарловской, Н.Н. Палашной, В.И. Турченко. Остановимся поподробнее на некоторых из них.

1. Технология Н.Ф. Тарловской.

Автор считает, что у ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей.

· Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша вспышку интереса, привлекают его внимание и пробуждают к похожим действиям.

· Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед взрослым.

Н.Ф.Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем является не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути нужно совершить игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки («понарошку» кормить малыша, мыть ему руки, покатать его на машинке и т.д.).

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществить те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.

Основные задачи:

· Знакомить детей с разнообразием игровых целей;

· Побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

· Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

· Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

Н.Ф. Тарловская предлагает несколько советов:

1. Не старайтесь часто вносить в группу новые игрушки, лучше показать детям, как можно использовать по-разному одни и те же игрушки.

2. Играя с детьми, нужно учитывать их интересы и предпочтения. В  игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.

3. Ребенок вас примет как партнера, если вы будете, искренне и уважительно относится к его игровым возможностям.

4. Чем богаче диапазон игровых целей, тем свободнее действует в соответствии с ними ребенок, тем интереснее будет игра для него.

 

2. Технология Н.Я. Михайленко.

Для многих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре.

Используются такие термины «руководство», «формирование», «управление» игрой.

«Руководство игрой» - тип педагогического воздействия направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

«Управление игрой» - косвенные методы воздействия на игру.

«Формирование игрой» - включение взрослого в процессе игры, участие в детском игровом творчестве.

 

3. Технология С.Л. Новоселовой.

Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей.

Компоненты комплексного метода руководства  игрой включают в себя:

· Планомерное обогащение жизненного опыта;

· Совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых методов;

· Своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающего жизненного опыта;

· Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач.

Для детей 3-4-го года жизни предлагаются следующие приемы руководства:

1. Обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности.

2. Исполнение воспитателем главной роли.

3. Организация игр по сюжету, разработанному воспитателем.

4. Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

5. Сюрпризное появление игрушки.

6. Создание воображаемой ситуации.

7. Совет, напоминание.

8. Обновление игровых уголков.

9. Введение игрового тренинга, правил поведения.

10. Разыгрывание воображаемой ситуации.

11. Внесение образных игрушек.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста.

Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры

· Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);

· Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);

· Внесение разных игрушек (Т.М. Бабунова);

· Прием параллельной игры (Н.Ф. тарловская);

· Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);

· Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (С.Л. Новоселова);

· Игра в телефон (Н. Палагина);

· Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

· Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений.

· Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н.Ф. Тарловская);

· Участие воспитателя в игре (главная роль) (Н.Я. Михайленко);

· Использование многоперсонажного сюжета («2 врача, 2 шофера») (Н.Я. Михайленко);

· Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

· Создание разновозрастных игровых триад (В.И. Турченко).

Косвенные приемы руководства

· Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т.М. Бабунова);

· Изменение игровой среды (С.Л. Новоселова);

· Наблюдение, экскурсия;

· Создание воображаемой ситуации (Т.М. Бабунова);

· Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

.  .  .