Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект по экологии в разновозрастной группе "Мы за чистый город"

Дата публикации: 2021-03-27 11:30:09
Статью разместил(а):
Авдеева Татьяна Анатольевна

Проект по экологии в разновозрастной группе «Мы за чистый город»

Авторы: Куркова Ирина Петровна

и Авдеева Татьяна Анатольевна

МБДОУ "Д/с 4 "Малыш", г. Красноармейск

 

Аннотация: Вся работа в этом проекте направлена на формирование у детей бережного и гуманного отношения к природе родного города, к поддержанию чистоты и порядка окружающей природной среды.

 

Вид проекта: групповой, детско-родительский. 

Тип проекта  исследовательски-познавательный.

Проблемная задача: Загрязнение улиц города.

Участники проекта: дети группы 7 «Ягодка», дети группы 8« Муравьишка», воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (10 октября 2020г - 20 января 2021г.). 

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

В. А. Сухомлинский

 

Актуальность.

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. При этом часто мы обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин. Меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.

Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Дети смогут прогнозировать негативные воздействия человека на природу, проявив чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект поможет решить задачи воспитания маленького гражданина неравнодушного к проблемам города. А природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества  выход из сложившейся ситуации. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания. 

Обоснование необходимости разработки проекта.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия, не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Город, в котором мы живем – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя чистоту и красоту.

"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Поэтому темой проекта была выбрана - «Мы за чистый город». Мы хотели показать детям, как загрязнен наш город, причины этого, пути устранений этих причин. И конечно какой вклад может привнести ребенок со своей семьей в то, чтобы наш город был чистым.

Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.

Задачи проекта:

Обучающие:

·         Обогащать представления об окружающем мире, уточняя и расширяя  представления  о том, что портит окружающую среду и  что в природе ничего не исчезает бесследно; 

·         Расширять знания детей о путях и источниках загрязнения окружающей нас среды, о методах борьбы с ними, подводя их  к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней. 

·         Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. 

·         Учить детей быть ответственными за свои поступки, формируя  культуру поведения в природе, прививая умения ребенку защищать природу, любить ее и охранять.

Развивающие:

·         Развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения;

·         Способствовать формированию навыков разумного поведения, пробуждая интерес к созданию благоприятной окружающей среды города.

·         Формировать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память, умения анализировать и обобщать; творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные: 

·         Воспитывать желание посильно восстанавливать окружающую природу, соблюдать чистоту родного города, восхищаться его красотой.

·         Воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить свой город, природу, бережно к ним относиться . 

Ожидаемые результаты проекта. 

У детей сформируются:

- экологические знания, экологическая культура;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

-  развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой  деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите  природы;

- примут активное, живое участие в жизни группы;
- проявят личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  экологического воспитания детей; 
- проявят живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры; 
- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

- приобретут дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

- внедрят новые методы и технологии в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

Этапы реализации проекта: 

1 этап - подготовительный.  

·         Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы. Изучаем уровень знаний детей по теме, определяем актуальные знания детей о деревьях.

·         Анкетирование родителей. 

·         Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; подбор материала, форм и методов работы с родителями.

·         Составление плана мероприятий с детьми и родителями для  реализации проекта.  Определение содержания деятельности всех участников проекта. 

·         Поиск различных средств достижения целей: подбор и изучение методического материала и  методической литературы, детской художественной литературы, иллюстративного материала, дидактических пособий, игр, загадок. 

·         Создание дидактического и методического материала: конспекты занятий и мероприятий. 

·         Подбор форм работы с семьей.

·         Проводим вводную беседу по теме на прогулке, знакомимся с героем проекта медвежонком Мишей.

2       этап – продуктивный.

Работа с детьми:                                                                        

Непосредственно-образовательная деятельность.                                        

1. Занятие – игра «Сортировка мусора»;                                                                                    

2.Занятие «Бумага своими руками».

Познавательное развитие.

1. Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

2. Развивающие игры экологического характера.

3. Дидактические  игры.

4. Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов.

Социально-коммуникативное развитие.

1. Беседы с детьми о том, что можно считать мусором, можно ли увидеть мусор рядом с домом, на территории детского сада, откуда он берется и куда выносится и т.д.      

2. Сюжетно-ролевые игры;

3. Решение проблемных ситуаций.

4. Трудовая деятельность: поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада.

Речевое развитие.

1. Чтение литературных произведений: И. Набатова «Мой Карасук», «Город «Да» и город «Нет», Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», «Приключение Стобеда», «Хорошо –плохо» и другие.

2.Заучивание стихотворений.

3.Сочинение экологических сказок.

Художественно-эстетическое развитие.                                                                              

1.Выставки рисунков и поделок.                                                                                     

2. Рассматривание фотографий города ,красивых мест в других уголках нашей Родины.                 

3.Посещение спектакля «Встреча с Лесовичком».                                                                                      

4. Игры-упражнения с конструктором.

Работа с родителями:

·         Анкетирование.

·         Проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края».

·          Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающий мир».  

·          Консультация «Мусор - проблема №1».  

·         Информационная страничка: «Вода-источник жизни». 

·         Привлечение к совместным действиям в уборке на участке «Детский сад – наш общий дом, пусть будет чисто и уютно в нём». 

·         Создание совместных с родителями рекламных листовок для мусорных урн. 

·         Домашнее задание : «Отходы как ресурсы»(привлечение к сбору пластиковых отходов). 

·         Мастер-класс: «Домик для кукол» из бросового материала. 

·         Субботник «Экологический десант». 

·         Конкурс рисунков с детьми «Каким хотим  мы видеть наш город в будущем». 

·         Участие в акциях «Подарим книжке вторую жизнь - сохраним дерево», «Мой красивый, чистый город» 

·         Составление сказок с детьми о чистоте. 

3 этап – результативный. 

·         Выставка продуктивной деятельности детей «Вторая жизнь» за период проекта (аппликаций, рисунков, поделок из пластилина).

·         Мониторинг экологической воспитанности детей.

·         Круглый стол: «Наши результаты»(объявить победителей конкурсов, наградить их грамотами, показать работу по формированию знаний об экологически- чистой обстановке в городе, зачитывание сказок о чистоте, которые они сами сочинили с детьми, показать презентацию «Мы- за чистый город».)

Заключение.  

По материалам реализованного проекта была создана презентация «Мы за чистый город». Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной город Красноармейск, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание.                                         

В результате проектной работы у ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Они усовершенствовали свои знания об источниках загрязнения окружающей среды, стали бережно относятся к природным ресурсам, следят за чистотой и порядком, напоминают об их соблюдении другим детям, взрослым и родителям.

Проект подружил всех участников: совместные работы, помощь в подборе материалов для проекта, пополнение игровых зон. Он заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей,  как часть нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.

 

Литература:

1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Жерневская Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Мартынович В.А.Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей / В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2.

5. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

6. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

.  .  .