Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи у детей раннего возраста

Дата публикации: 2021-03-19 13:43:31
Статью разместил(а):
Ермолчева Асия Юрьевна

Развитие речи у детей раннего возраста

Автор: Ермолчева Асия Юрьевна

МДОУ «Детский сад № 24 «Золотая рыбка»

 

Особенно благоприятным для освоения речи является период раннего возраста. Бурное развитие речи в дошкольном возрасте связано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у малыша  появляется интерес ко всему окружающему: ребенок хочет все увидеть, познать, взять в свои руки. Эти желания превышают возможности ребенка, он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Имеющихся средств общения (жестов, мимики, отдельных слов) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, оно разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи у детей. Обычно это происходит в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет.

Появление самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Это переход от младенческого к раннему возрасту.

Второй год жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов).

Белорусский психолог Р.И. Водейко, доказал, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у малыша всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».

По данным В.В. Гербовой, в словаре детей трех лет больше существительных, обозначающих средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. Несмотря на это, пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза.

На протяжении всего периода раннего возраста словарь ребенка усложняется – многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.

На втором году жизни на фоне растущего словаря дети начинают усваивать грамматический строй предложений. А.Н. Гвоздев (1961) выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.

Первый период - предложений, состоящих из аморфных слов – корней, употребляющихся в одном неизменном виде.

От 1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев выделяется стадия однословного предложения и стадия двух-трехсловных предложений.

Второй период в овладении грамматикой – это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

На первом этапе развития речь детей ситуативна, так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего (80 %, по данным Т. Слава-Казаку) протекает как диалог. Чрезвычайно большое значение имеет диалог, как форма речевого общения, так как он способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога малыши  привлекают друг друга к общей игре, устанавливают контакт.

В период раннего возраста возникает и описательная речь ребенка, т.к. расширяется круг общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания , т.к. ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае малышу не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого приводит к возникновению описательной, развернутой речи.

Огромная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, стихи,рассказы). Так же дальнейшее развитие в раннем возрасте подразумевает и понимание речи ребенком.

А.А. Люблинская отмечала, что особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах.

В три года понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают и речь-инструкцию, и речь-рассказ, что является важным приобретением.

В раннем возрасте совершенствуется и звуковая сторона язык (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков. Это повышает требования к речи взрослых, она должна быть правильной. Если речь  взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться и ребенком. Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.

Характеристика речевой деятельности детей 2-го года жизни.

В 12-14 месяцев у малышей  появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «дядя», «ляля» и т.д. На  втором году жизни, если с ребенком разговаривают, расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 240 - 300 слов.

Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 13 месяцев, а значительно позднее - к двум, а иногда  даже к трем годам. Это отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с малышом или взрослые пытаются предугадать любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Так же среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу-логопеду).

Овладение речью дается малышу нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Ни в коем случае нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь малыша развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, подражая и перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.

Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни.

От года до трех лет значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет малышу активно пользоваться речью.

К трем годам малыши учатся говорить фразами, предложениями, уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

 

.  .  .