Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Как телевидение влияет на детей

Дата публикации: 2021-03-19 13:28:15
Статью разместил(а):
Кудринская Светлана Николаевна

Как телевидение влияет на детей

Автор: Кудринская Светлана Николаевна

МДОУ «Детский сад № 24 «Золотая рыбка»

 

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь - переутомление – самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу. Телевизионная программа – это множество звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит очень много сил. Телевизионные передачи вызывают не  усталость, а перевозбуждение.

Вторая опасность телевидения в том, что у ребенка может возникнуть настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы часто включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. Но при этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?

Старайтесь не превращать телевизор в постоянного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, занимательные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, начиная борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

Еще одна опасность телевидения в пассивности предлагаемых им развлечений. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет телевизор. Ваша задача заключается  в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам  приходится делать что-то самим.

В шахматах и картах - думать, просчитывать комбинации. Когда читаем книги, мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно постоянно поддерживать беседу. Чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится прекрасный вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни с чем, так как ни на что не можете повлиять.

ЧТО И КОГДА СМОТРЕТЬ?

Телевизор стал частью нашей жизни, и даже при самом минимальном просмотре многие дети становятся его заложниками. Теле- и видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмов и фильмов для них  важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства.

0-6 МЕСЯЦЕВ: ТАМ ЧТО-ТО ДВИЖЕТСЯ.

Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. Если его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы он служит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке. В первые недели жизни тихий звук телевизора убаюкивает малыша, но уже в 2-3 месяца он поворачивает голову к экрану, а еще два месяца спустя, реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало. Исследователи показали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором - нет. И малыши были больше заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, ответить нельзя. Скорее всего, что на этом этапе развития чувственное восприятие полностью зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.

Совет: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите телепередачу, когда даете ребенку грудь или бутылочку. Вы будете увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание.

6-18 МЕСЯЦЕВ: СЛЕПОЕ ПОДРАЖАНИЕ.

В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на одном. С 6 месяцев ребенок может научиться правильно, пользоваться игрушкой, которую он увидел сутки назад по телевизору в руках у незнакомца. Эта способность к имитации появляется у людей раньше, чем предполагали ученые. Просмотр телевизора - это определенный опыт. Но до того, как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает - слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к телевизору, но они могут извлечь из просмотра не то, что планировал режиссер. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на малыша никакого влияния.

Совет: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который не овладел навыками речи, короткие программы,которые предназначенны для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь слишком сложен для детей такого возраста.

18 МЕСЯЦЕВ - 3 ГОДА: ТРЕБУЮТСЯ ОБЪЯСНЕНИЯ.

Старайтесь не оставлять ребенка одного с включенным телевизором. Существует опасность, что у него появится необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, так как в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему не хватает слов, чтобы их выразить. Выход для родителей - озвучить то, что он чувствует. «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему обязательно поможет». Ребенок подражает, показывает пальчиком,повторяет слова и запоминает их. При условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.

Совет: В идеале необходимые объяснения следует давать во время просмотра, это принесет много пользы. Тем не менее, возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился,  лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2-3-летний ребенок все понимает, только потому, что узнает персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что он делает и почему.

3-6 ЛЕТ: Ребенок ПРИМЕРЯЕТ РОЛЬ ЭКРАННОГО ГЕРОЯ.

Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и участвовать в играх. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться.Малышу важно «понарошку» переживать эмоции, с которыми он не сталкивался в  жизни.

Совет: Ограничьте покупку игрушек с символикой того или иного героя из мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, нужно привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать развивающие игрушки. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику ребенка.

НЕМНОГО О СОДЕРЖАНИИ

 Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Если школьные программы построены таким образом, чтобы ребёнок учился думать, телевидение сводит эти усилия на нет

У нас есть много прекрасных мультфильмов для детей, все, наверное, помнят "Ёжика в тумане" или русского "Винни-пуха", которого озвучивал неподражаемый Леонов, есть и художественные детские фильмы.

Я не думаю, что те, кто на телевидении определяет сетку вещания, не ведают, что они делают. А если это сознательная политика оболванивания людей, если в детях специально воспитывается аморализм и жестокость, выход только один - не включайте телевизор, оградите детей от этого монстра, пожалейте их неокрепшие души.

 

Список литературы:

1. Психология развития. Избранные работы. Выготский Л.С., М.: Юрайт, 2017.

2. Развитие личности ребенка от года до трех. Монина Г.Б., Аверин В.А, Лютова-Робертс Е.К., Смирнова Е.О., М.: Генезис, 2014.

3. Ребенок учится общаться. От рождения до 5 лет. Филиппова Ю.В., 2005.

4. Психология ребенка от 0 до 2. Как общение стимулирует развитие, Линн Мюррей, Альпина нон-фикшн, 2016.

5. В каждом ребенке-солнце. Психология ребенка от 0 до 11. Хухлаева О.В., М.: Академический проект, 2016.

6. Развитие мышления в раннем возрасте. Новоселова С.Л., М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

7. Детская психология: От рождения до школы. 4-е изд. Волков Б.С. Волкова Н.В., Спб.: Питер 1-е издание, 2009 год, 240 с.

8. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога, Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В., Дробинская А.О., М.: АРКТИ М.: АРКТИ, 2004. — 160 с. (Развитие и воспитание).

 

.  .  .