Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект "Бережливые технологии в ДОУ"

Дата публикации: 2021-02-24 22:13:54
Статью разместил(а):
Смирнова Любовь Михайловна

Проект «Бережливые технологии в ДОУ»

Автор: Смирнова Любовь Михайловна

МБДОУ "Детский сад № 2 "Светлячок", с.Таремское

 

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. 

Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Суть проекта - внедрение принципов БП в деятельность детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества предоставляемых услуг. Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».

Актуальность.

Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДОУ. 

Большинство представителей современных дошколят проявляют индивидуальность и уникальность, охотно овладевают современными навыками и умениями.   

С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива в образовательный и воспитательный процесс, включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых ДОУ. 

В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий: 

- применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников (в детском саду появятся разметки, указатели, надписи на шкафах и т.д.);

- разместить цветовые кодировки на траекторию открывания дверей в коридоре; 

- вывесить указатели на входные двери ДОУ, групп; указатели местонахождения того или иного объекта в ДОУ (например, кабинет педагога-психолога или музыкальный зал);

- обеспечить наличие визуализированных инструкций и разметки;

- повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий; 

- стандартизация ежедневных операций; 

- организовать и оптимизировать рабочее пространство через визуализацию. 

- организация электронного пространства персонала.

Цель: повышения эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях. Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, педагогов и родителей, формирование бережливого мышления.  

В процессе внедрения принципов бережливого производства планируется по-новому организовать рабочее пространство кабинетов, групп, рекреационных зон, разработать инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, родителей. 

В детском саду должны выработать алгоритмы, которые позволят оптимизировать процессы в детском саду. Например, уборку игрушек, системы рационализации, которые  будут внедряться и в других дошкольных учреждениях. В детском саду   используются указатели направления движения, цветовые кодировки, проводиться стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников. 

Задачи:

- Повышения эффективности организации образовательного процесса;

- Повышение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

- Освобождение времени для самообразования и творчества

- Здоровьесберегающей технологии:

-- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,  в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

-- обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

-- осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

- подвижные и спортивные игры

- контрастная дорожка, тренажеры

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

- утренняя гимнастика

- физкультурные занятия

- бассейн

- точечный массаж

- спортивные развлечения, праздники

- День здоровья

- СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

3.Технологии музыкального воздействия.

- музыкотерапия

- сказкотерапия

- библиотерапия.

4.Технология коррекции поведения. 

Вид проекта: познавательный, краткосрочный.

Для создания педагогических  условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Ожидаемые результаты: 

- формирование в ребенке организацию личности для применения культуры бережливого мышления в жизни; 

- минимизирование потерь (времени, финансов, материалов, усилий); 

- повышение качества (образовательных услуг, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, личного поведения) и др.; 

- создание эффективной системы взаимодействия педагогических работников детского сада с семьями воспитанников. 

Все разработанные мероприятия улучшат качество оказываемых услуг. 

Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. "Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; "соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; "содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; "стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и "совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Обращайте внимание на следующее:
Проблемы:

1. Наличие потерь времени при выполнении ежедневных операций детьми и педагогами в режимных моментах.

2. Несовершенство безопасности при передвижении воспитанников, и сотрудников.

3. Нерациональное использование рабочих мест сотрудников.

Результат:

В раздевалке на дверцах шкафчиков  висят картинки с алгоритмами одевания  вещей. Обратите внимание на то, что инструкция последовательности одевания  располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться.

Алгоритм «Мытье рук» Располагается в туалетной комнате над раковинами. Ребенок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем.

 

.  .  .