Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Логопедические сказки в работе с дошкольниками

Дата публикации: 2021-02-04 16:59:31
Статью разместил(а):
Рахимова Анастасия Алексеевна

Логопедические сказки в работе с дошкольниками

Автор: Рахимова Анастасия Алексеевна

 

Логопедические занятия, которые включают в себя сказкотерапию иди её элементы, всегда содержат единство педагогических целей: коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие и воспитательные. Закономерность эта обусловлена «сказочным жанром», так как любая сказка – намёк на то, как лучше поступать в той или иной ситуации.

С помощью логопедических сказок можно проводить пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастику, формировать правильное употребление грамматических категорий, осуществлять автоматизацию поставленных звуков, развивать связную речь, память, логическое мышление, воображение, обучать чтению.

Формы и приёмы сказкотерапии на логопедических занятиях зависят от поставленных коррекционно-обучающих целей. Логопед при желании может обыграть сказку на любом занятии (независимо от того, в каком направлении проводится коррекционно – развивающая работа). Сказки можно использовать не только в качестве мотивации к учебной деятельности, но и как один из видов арт-терапии, который позволяет воздействовать на эмоциональную и психологическую сферу ребёнка.

Представляем основные виды логопедических сказок на разных этапах коррекционно-развивающего обучения.

Принцип логопедических сказок основан, прежде всего, на мотивации ребёнка к выполнению одних и тех же упражнений артикуляционной гимнастики. Значит, чтобы заинтересовать ребёнка, все упражнения можно объединить в небольшие сказки.

Логопедические сказки включают в себя целый комплекс упражнений по развитию артикуляционной мускулатуры и мелкой моторики.

Развитие артикуляционной мускулатуры.

Путешествие Язычка.

Цель: развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки отсутствующих звуков.

Логопед: Жил-был на свете весёлый Язычок. Однажды он решил отправиться в зоопарк, посмотреть на диких животных. И мы отправимся вместе с ним и будем изображать всех животных, которых увидит Язычок.

Упражнение «Бегемотик».

Логопед: Пришёл Язычок в зоопарк и увидел там огромного бегемота. Он хотел есть и широко открыл рот. Давай мы тоже превратимся в бегемотиков  будем широко открывать рот, как можно шире, удерживая его в таком положении под счёт до 5-10.

Ребёнок выполняет задание, повторяя упражнение 3-4 раза.

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя –

До пяти считаю я.

Упражнение «Слон».

Логопед: Язычок пошёл дальше. Ой, кто же это такой большой с длинным носом? Верно, слон. Покажем, какой хобот у слона.

Ребёнок вытягивает сомкнутые губы вперёд и удерживает в таком положении под счёт до 5-10, потом возвращается в исходное положение. Повторяет упражнение 3-4 раза.

Буду подражать слону!

Губки «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнение «Обезьяна».

Логопед: Язычок полюбовался слоном и пошёл к другой клетке. А там прыгала озорная, смешная обезьянка. Она Язычку строила смешные рожицы, а он смеялся. Давай изобразим с тобой обезьянку.

Ребёнок приоткрывает рот и помещает кончик языка между верхней губой и зубами. Удерживает язык под счёт до 5-10 в таком положении. Упражнение повторяет 3-4 раза.

Мы покажем обезьян:

За губой у них карман,

А в кармашке – язычок

Спать улегся на бочок.

Упражнение «Лошадка».

Логопед: Язычок понаблюдал за обезьянкой и пошёл дальше. Он увидел, как лошадка катает детей. И наш Язычок захотел на лошадке покататься. Покажем, как лошадка его покатала.

Ребёнок, широко улыбается, энергично и громко щёлкает языком. «Работает» только язык, нижняя челюсть не двигается.

Я – весёлая лошадка.

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

Упражнение «Часики».

Логопед: Покатался Язычок, слез с лошади и подумал: «А не пора ли мне домой? Надо узнать, который час». Давай покажем, как часики работают.

Ребёнок улыбается, открывая рот, языком тянется попеременно то к левому, то к правому углу рта. Упражнение повторяет 5-10 раз.

Словно маятник часов,

Язычок играть готов.

Он качается вот так,

И услышим мы: «Тик-так!»

Решил Язычок домой отправиться, чтобы отдохнуть. Пусть и наши язычки вместе с ним отдохнут.

Развитие мелкой моторики.

Упражнение «Пальчики гуляют».

Дети выполняют движения по тексту и образцу логопеда.

Логопед: Жил – был человечек, он решил построить себе дом (ладони обеих рук соединяем – делаем крышу в виде треугольника). Получился красивый домик, с высокой трубой (сжимаем кулачок правой руки) на крыше. Возле дома человек цветы посадил (соединяем ладони обеих рук в виде бутона цветов); пчёлы кружили над цветами (большой палец правой руки соединяем с каждым пальцем правой руки – «пальчики здороваются»), а ребёнок произносит звук [ж]. Они жужжали и собирали нектар, весело им было.

Логопедические сказки-связки для автоматизации звукопроизношения.

На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребёнку предлагается работа с предложением, что предшествует этапу введения звука в самостоятельную речь. В этом случае одним из приёмов работы по автоматизации звука в предложении, а потом и в речи могут служить сказки-связки.

Здесь одновременно с автоматизацией корректируемого звука развиваются память, мышление, внимание, воображение, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Также развивается словарный запас. Путём сложных «вычислений» ребёнок перекодирует графическую информацию в связанное лексически, грамматически, синтаксически правильное высказывание. Используя «сказки-связки», ребёнок может «прочитать» целую сказку или историю.

«Сказки-связки» представляют собой набор «закодированных» предложений, которые объединены в одну историю с простым сюжетом. Ребёнок «читает» сказку, оформляя речевые высказывания грамматически, синтаксически и лексически правильно. При этом следит и за правильным звукопроизношением. Такая работа является этапом развития монологической речи ребёнка, которая характеризуется последовательным, грамматически правильным построением предложений и связным изложением мыслей.

Сказка «Приключения Жука и Ёжика».

В данной сказке использован персонаж Ёжик из мультфильма «Смешарики».

Задачи:

Коррекционно – обучающие:

- автоматизировать звук [ж] в предложениях;

- закреплять значение предлогов «в», «на», «над», «под»;

- учить согласованию слов в предложении, совершенствовать грамматический строй речи;

- учить синтаксически правильно оформлять речевые высказывания; устанавливать логическую связь между картинками; образовывать ассоциативные связи между словом и его схематическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, воображение, память, связную монологическую речь;

- расширять словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать чувства взаимовыручки, взаимопомощи, заботы;

- формировать желание прийти на помощь в трудной ситуации.

Речевой материал для сказки «Приключения Жука и Ёжика».

Ёжик лежал на лужайке.

Ёжик увидел железную банку.

Под железной банкой жил жук.

Жуку было жарку в железной банке.

Ёжик пожалел жука и поднял железную банку.

Ёжик положил жука на ладошку.

Ёжик отпустил жука.

Жук зажужжал и полетел.

Ёжик лежал на лужайке.

Жук летал над жёлтым цветком.

И так, в логопедии с успехом можно использовать сказкотерапию, сочетая в ней педагогические, логопедические и психологические аспекты.

 

.  .  .