Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Внедрение бережливых технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования

Дата публикации: 2021-01-12 10:36:55
Статью разместил(а):
Литяева Людмила Васильевна

Внедрение бережливых технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования в ДОУ

Авторы: Максимова Ирина Анатольевна,

Литяева Людмила Васильевна,

Климова Анастасия Олеговна

МБ ДОУ «Детский сад № 245», г. Новокузнецк

 

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации» является основной целью. 

Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата и повышения качества образования. 

Бережливое образование является инновационной технологией для системы дошкольного образования, но так как по духу оно отвечает внутренним установкам квалифицированных педагогов, переход на принципы бережливого образования способствует как эффективному внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  учитывая особенности личности ребенка, так и способствует повышению качества образования в целом.

Но невозможно просто научить ребенка чему-то, важно сформировать правильное, в данном случае «бережливое» мышление у всех участников образовательных отношений. То есть сформировать определенную культуру бережливого отношения к ресурсам и материалам, времени и пространству, а так же к своему собственному здоровью и здоровью окружающих у воспитанников, родителей, педагогов. 

Ожидаемые результаты:

- минимизирование потерь (времени, финансов, материалов, усилий, здоровья);

- повышение качества: образовательных услуг, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, личного поведения

- создание эффективной системы взаимодействия педагогических работников детского сада с семьями воспитанников

- формирование у всех субъектов образовательных отношений культуры бережливого мышления и применение этих принципов в жизни.

И, как следствие, все разработанные мероприятия улучшат качество образования в целом.

Беречь время нам помогают правила, схемы, подсказки, алгоритмы, которые   используются во всех рабочих помещениях детского сада: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, расположение вещей в шкафчике, схема складывания игрушек, схема дежурства.

Алгоритмы и правила помогаю ребенку в раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, сможет планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь. Будет сам составлять для себя алгоритмы: распорядок дня, порядок в портфеле, схема пути в школу и др. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов.

Групповые комнаты в нашем ОУ условно разделены на стационарные уголки или центры, каждый из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и способствует всестороннему развитию в общем. Такое разделение на зоны, а так же хранение игрового материала в прозрачных контейнерах на определенном, выделенном для них месте,  способствует качественному использованию пространства группы, поэтому тоже экономит время, как педагогам, так и воспитанникам, на поиск игр и пособий, а также их уборку.

Для экономии времени педагога  при подготовке к образовательной деятельности были  разработаны картотеки пособий, а так же алгоритм для подготовки к занятиям.

Для сбережения пространства в групповых комнатах и на участках детского сада было решено организовать мобильное игровое пространство.

Модульные игровые зоны в группах мы стремимся устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент. Организуем это пространство так, что бы оно обеспечивало свободу ребенка при реализации темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Для зонирования используем легкие переносные ширмы, отгородившись которыми, дети могут на небольшом пространстве организовать несколько мастерских.

Вместо традиционных больших ковров удобнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое поле, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, дорога, дом, стройка, школа и т.д.).

Широко используем технологию «говорящие стены», которая помогает решать многие образовательные задачи, а регулярная замена компонентов «говорящих стен» позволяет использовать данную технологию длительно, без снижения продуктивности.

Бизиборды так же помогают решить множество образовательных задач, используя небольшое пространство (на небольшой, специально оборудованной доске ребенок может потренировать пальчики, поупражняться в исследовании, решить сложные мыслительные задачи.)

При помощи специальной разметки на участках ДОУ пространство организовано  и как  площадка для подвижных игр,  и как место для интеллектуальных игр, творческих мастерских (гоночная трасса, извилистые дорожки, «следы» для указания направления движения, шашки, шахматы, мольберты и мобильные выставки рисунков). Благодаря размещению на каждом участке своего экологического островка, который решает определенные задачи (знакомство с сельскохозяйственным трудом, разнотравьем, лекарственными растениями, садоводством) была организована экологическая тропа, которая не занимает много пространства, но решает множество воспитательных и образовательных задач (приобщение к труду и исследовательской деятельности, здоровьесбережение и  интеллектуальное развитие дошкольников). На рационально организованном пространстве можно провести исследовательскую деятельность, труд на огороде, цветнике, тематические прогулки и образовательные терренкуры, сюжетно-ролевые, подвижные и интеллектуальные игры.

Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Бумага, тетради, карандаши, краски, кисточки – всё это доступно, и дети часто не ценят эти предметы. В работе с воспитанниками необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей. 

Обучение детей бережливому отношению к используемым материалам происходит благодаря, реализуемым в детском саду проектам «Вторая жизнь вещей», «Бумага, какая она?». Ежегодные экологические акции «Мир без мусора» с экологическими  праздниками,  выставками совместного творчества из бросового материала, конкурсами «На лучший костюм из   вторсырья» помогают не только в теории, но и на практике применять технологии бережливости. Ведь шедевры, сделанные из твердых бытовых отходов можно использовать в игровой деятельности, на праздниках, да и просто в хозяйстве. Визуальные значки-подсказки расположенные в помещениях ДОУ помогают детям и сотрудникам помнить о важности ресурсосбережения и экономить электроэнергию, воду, и тепло.

Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье и здоровье их близких. Для того чтобы этот ресурс сохранялся как можно дольше мы стараемся организовать здоровьесберегающее образовательное пространство при помощи использования в режиме дня:

· отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;

· различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);

· комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);

· физкультурных занятий всех типов;

· оптимального двигательного режима.

Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

а) пятиминутки здоровья;

б) двигательные переменки между занятиями;

в) проведение дней здоровья;

г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

д) оздоровительный игровой самомассаж.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы  сохранения здоровья без лекарств. Также совместно с родителями групп созданы книги «Правильного питания», в которых размещены рецепты здоровьесберегающих блюд, любимых детьми и пользующихся популярностью в семьях наших воспитанниках. Такие книги не только сберегают здоровье детей и родителей, но и экономят время, которое теперь не надо тратить на поиск вкусного и здоровьесберегающего блюда, ведь в книге собрано все самое интересное и полезное.

Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Папы и мамы наших воспитанников  привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

А такая форма работы, как «Родительский клуб» помогает на практике отработать те или иные здоровьесберегающие методики и технологии вместе со своими детьми. И что очень важно, проводя при этом время вместе со своими малышами.

Разработанные нашими педагогами «Маршруты выходного дня» помогают родителям не только с пользой провести выходные вместе со своими малышами, сохранив при этом здоровье как свое, так и  своих детей, но и рационально (бережливо) использовать свое драгоценное время, ведь в этих маршрутах прописано все до мелочей (подготовка, экипировка, сам маршрут, подобраны игры, стихи, поговорки, подробно расписано, о чем можно побеседовать, какие задать вопросы и что смастерить с детьми, что бы позитивные впечатления от проведенных днях остались надолго.

Кроме того, для сбережения собственных жизненных ресурсов педагогами  ДОУ создана группа здоровья «Ласточка», занятия в которой помогают не только укреплять здоровье членов коллектива, но и способствуют  сплочению педагогов  в команду. 

Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций проектирования повысило уровень профессиональной компетенции воспитателей, стимулировало развитие интеллектуальной и творческой инициативы, расширило области специальных знаний, развитие аналитических, практических и информационных умений педагогов. Внедрение бережливых технологий привело к инновационным изменениям в педагогический процесс, а так же способствует гармоничному развитию личности ребенка, повышению качества образования дошкольников, вовлечению родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ.

 

.  .  .