Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дыхательная гимнастика с детьми раннего дошкольного возраста

Дата публикации: 2020-12-14 22:54:25
Статью разместил(а):
Кубышкина Наталья Александровна

Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми раннего дошкольного возраста"

Автор: Кубышкина Наталья Александровна

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 6 "Незабудка", г.о. Пущино Московской области

 

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе о применении дыхательной гимнастики, как современной технологии по сохранению и укреплению  физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- уточнить и расширить представления педагогов о влиянии правильного дыхания на организм человека;

- познакомить педагогов с различными типами дыхания; с основными упражнениями дыхательной гимнастики; с авторскими методами дыхательной гимнастики;

- дать представление о важности дыхательной гимнастики для здоровья дошкольников; познакомить с ее целями, правилами и техникой проведения.

Оборудование: пособие-тренажёр «Деревце с листочками», листочки на веревочках, цветок, маски с изображением курочек, мяч, кубики, кусок ваты, воздушные шары, мыльные пузыри, свисток, дудочка, губная гармошка.

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков в применении дыхательной гимнастики для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста.

 

Ход

Педагоги сидят на стульях перед ведущим.   

Ведущий: Дыхание является важнейшей функцией организма. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру, занимают важное место в физической культуре человека.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами. Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная её функция - создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного - средняя);
  • среднее или «рёберное» (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного - средняя часть);
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких).

Предложить педагогам положить одну руку себе на живот, другую на грудь и испытать каждый тип дыхания.  

Ведущий: Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию лёгких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком – помимо, дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Лёгкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Очень важна дыхательная гимнастика для дошкольников. Это – польза для здоровья и интеллекта; это — здоровые органы кровеносной системы и нормальное функционирование мозговой деятельности, пищеварительного тракта, укрепление иммунитета.

Несомненно, надо учить техникам дыхания маленьких детей! Особенно если они часто подвержены простудам и заболеваниям ЛОР-органов, имеют нарушения речи, заикаются.  Уже к 2-3 годам малышу можно объяснить, как делать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика в детском саду просто обязана проводиться ежедневно. Это – комплекс упражнений, который направлен на укрепление иммунитета малышей. А если дети в группе отличаются гиперактивностью, которая в последнее время весьма распространена, то благодаря такой гимнастике, они научатся расслабляться.

Цели дыхательной гимнастики:

· научить малыша глубоко и правильно дышать;

· развивать речевой аппарат и координацию движений;

· создать положительный настрой у ребенка.

Правила выполнения дыхательной гимнастики в детском саду, меры предосторожности и противопоказания 

Ведущий: Лучше, чтобы этой работой занялся инструктор со специальным образованием. Если воспользоваться услугами нет возможности, можно  освоить правила проведения гимнастики самостоятельно. 

Дыхательные упражнения необходимо проводить в течение 10 минут дважды в день. Но не стоит проводить такую зарядку для дошкольников раньше, чем через час после приема еды. Лучший вариант - во время утренней гимнастики. Заниматься следует в чистой проветренной комнате или на улице при тёплой погоде. Чтобы заинтересовать всю группу, обязательно нужно проводить занятия в игровой форме, с весёлыми стихами и потешками. Можно взять в «помощники» любимую игрушку ребят. Также малыши будут выполнять все требования с большим удовольствием, если каждое упражнение будет иметь свое «детское» название.

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как:
- как физкультминутки в процессе занятия;
- как часть занятия;
- как специальные упражнения в виде игровых занятий;
- как игры. 

Во время упражнений необходимо постоянно наблюдать за ребёнком. Особенно это касается возраста 2-3 лет, когда дети не могут сами сказать о недомогании. Если вы заметите, что у ребёнка изменился цвет лица (покраснел или побледнел), немедленно остановите тренировку. А также важный фактор — онемение или дрожание конечностей. Эти симптомы указывают на гипервентиляцию легких.

Несмотря на огромную пользу, дыхательная гимнастика может принести и вред. Если с малых лет кроха страдает от внутричерепного давления, регулярных кровотечений, у него шейно-грудной остеохондроз, перед выполнением любых упражнений необходимо посоветоваться с врачом. Возможно, он не отменит занятия, а лишь исключит некоторые виды тренировок.

Основные упражнения

Все эти упражнения для детей дошкольного возраста рассчитаны не только на укрепление иммунитета. Сейчас существует много малышей, которые страдают нарушением звукопроизношения. Речевое дыхание формируется только при постоянной работе над звуковой культурой речи и выполнении упражнений для дыхания.

Комплекс дыхательных упражнений в гимнастике включает в себя самые разнообразные упражнения. Рассматривая основные из них, нельзя забывать о технике проведения гимнастики. 

Вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Плечи ребёнка остаются неподвижными. Щёчки не должны раздуваться, но если не слушаются, малыш первое время может придерживать их ладошками.

Предложить педагогам потренироваться в правильной технике выполнения дыхательной гимнастики. 

Выполнить с педагогами дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения для детей 2-3 лет

«Подуем на листочки» 

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углублённого выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажёр «Деревце с листочками».

Ход: воспитатель показывает детям деревце с листочками, которые прикреплены к нему верёвочками. Предлагает каждому снять листочек с дерева и поднести к лицу, держа листок за веревочку.

Воспитатель произносит слова:

Мы листочки, мы листочки, 

Мы весёлые листочки, 

Мы на веточках сидели, 

Ветер дунул – полетели. 

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Выдыхаем ртом. 

Повторить 4-5 раз.

«Вот какие мы большие!» 

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углублённого вдоха.

Ход: дети принимают исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
Воспитатель произносит слова:

Мы растём, растём, растём. 

Выше, выше тянемся! 

Подрастём, подрастём, 

Малышами не останемся! 

Поднимаем руки вверх, вдох носом. Руки опускаем, выдох ртом. 

Повторить это упражнение 3-5 раз. 

«Понюхаем цветочек» 

Цели: формирование углублённого вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Оборудование: цветок.

Ход: воспитатель обращает внимание детей на цветок в его руках, затем произносит слова:  

Здравствуй, милый мой цветок. 

Улыбнулся ветерок. 

Солнце лучиком играя, 

Целый день тебя ласкает.

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок, показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох носом при спокойно сомкнутых губах. Выдох ртом. 

Повторить 4-5 раз.

«Курочка»

Цели: формирование углублённого вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Оборудование: маски с изображением курочек.

Ход: воспитатель предлагает детям побыть курочками. 

Дети принимают исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
1 – на вдохе ребенок широко разводит руки (словно курочка крылья). 
2 – на выдохе – наклоняется вперед, голова и руки свободно опускаются. Малыш произносит «тах-тах-тах», при этом хлопая себя по коленкам.
Повторить 3-5 раз.

«Воздушный шарик»                      

Цели: формирование углублённого вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Ход: воспитатель предлагает детям надуть воздушный шарик в животике. Дети принимают исходное положение: лечь на пол и положить руки на животик (представив, что вместо животика – воздушный шарик). 
1 – медленно надуваем шарик, т.е. животик.  Глубокий вдох носом при спокойно сомкнутых губах.
2 – шарик сдуваем. Выдох ртом. Повторить 3-5 раз.

«Обнимашки»

Цели: формирование углублённого вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Ход: воспитатель предлагает детям принять исходное положение: стоя, руки перед собой.
1 – руки в стороны, вдох через нос;
2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох через рот. Повторить 3-5 раз.

Дыхательные упражнения для детей 4-7 лет

Конечно же, дыхательные упражнения отличаются в младшей группе детского сада от тех, которые проводятся у дошкольников старших групп.

1. «Водолаз». Малыши должны представить, что находятся в море и опускаются под воду. Теперь нужно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на максимально долгое время.

2. «Часики». Ручки вниз, ножки на ширине плеч. Малыши изображают часы, размахивая прямыми руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».

3. «Вырасту большой-большой». Ноги вместе, дети стоят ровно. Нужно поднять руки в стороны, затем вверх. На вдохе подняться на носочки и хорошенько потянуться вверх. Далее дети опускают руки вниз, становятся на ступни, произнося на выдохе «ууххх».

4. «Паровозик едет». Дети идут, делая движения руками и произнося «чух-чух». Затем - останавливаются и на выдохе издают звук «ту-туууу».

5. «Бросаем мячик». Дети становятся в кружок. Один из них держит мяч в поднятых руках. Вдыхает, а на выдохе бросает мяч своему другу, произнося длительное «уухх».

6. «Дракон». Дети поочередно дышат через каждую ноздрю. Необходимо зажимать пальцем одну ноздрю, а второй очень глубоко вдыхать и выдыхать воздух.

7. «Как говорит ворона». Дети расставляют ноги на ширине плечи, руки опускают вниз. На вдохе нужно развести руки в стороны, как крылья у вороны, а на выдохе медленно опустить руки, говоря «кааррр». Требуйте от детей, чтобы они максимально растягивали звук «р».

8. «Хомячок». Дети должны надуть щёки и медленно ходить по кругу. Далее нужно хлопнуть по щёчкам, выпустив воздух. Затем пройти пару шагов, хорошенько дыша носом, далее наполнить щёчки снова.

9. «Весёлый футбол». Сделайте ворота из кубиков и маленький мяч из ваты. Задача детей – дуть на мяч, чтобы он закатился в ворота. А сколько веселья начнётся, когда дошкольники станут дуть на мячик носом!

10. «Бабочки». Нарежьте из бумаги бабочек, затем подвесьте их на нитки. Дети должны дуть так, чтобы бабочки летали.

Органы дыхания прекрасно укрепляет:

· надувание воздушных шаров;

· выдувание мыльных пузырей;

· свист;

· игры на дудочке и губной гармошке.

Раздать педагогам воздушные шары, мыльные пузыри, свистки, дудочки, губные гармошки. Предложить потренироваться в дыхании.

 

Авторские техники 

Ведущий: Упражнения дыхательной гимнастики уже много лет разрабатываются и дополняются специалистами, которые точно знают возможности растущего организма ребенка. Особенно выделились трудами в этой области А. Н. Стрельникова и К. П. Бутейко. 

     Метод Стрельниковой

Техника Александры Николаевны набрала популярность в 70-х годах прошлого века. Кроме общеукрепляющих функций, она используется в лечебных целях, а именно помогает людям с хронической астмой. Главной её чертой является то, что во время вдоха ребёнок выполняет физические занятия, которые не дают его грудной клетке увеличиваться. 

Рекомендуемый возраст – с 4-го года, верхней границы нет, заниматься могут даже пожилые люди.

Лечебная гимнастика А. Н. Стрельниковой для взрослых и детей – первая, в которой акцент ставится на резкий шумный вдох. Её выполнение происходит в ритмичном темпе, схожем со строевым шагом. Всего в дыхательной гимнастике Стрельниковой насчитывается 11 упражнений.

Ладошки - так называется первое упражнение в этом комплексе. Оно разминочное. Во время его выполнения нужно выполнять по 4 шумных вдоха носом. После этого делаем паузу в течение 3-5 секунд, и опять, не останавливаясь, выполняем 4 шумных вдоха носом. Повторяем это 24 раза. Должно получиться 96 движений.

Предложить педагогам выполнить это упражнение.

Это называется сотня Стрельниковой. Конечно, есть несколько тонкостей, на которые нужно обратить внимание. Выдох делаем ртом, после вдоха через нос, делаем выдох тихо и неслышно.

Стараемся не задерживать и не выталкивать выдох. А вот вдох делаем активный, в то время как выдох выполняется пассивно и тихо. Думать стараемся только о шумном, так чтобы было слышно во всем помещении, вдохе. О выдохе стараемся не думать вообще.

Делая вдох, нужно немного сомкнуть губы. В упражнениях дыхательной гимнастики Стрельниковой, вдох выполняется сомкнутыми губами. Но не сжимайте губы сильно, делая вдох. Нужно, чтобы они были сомкнуты слегка, так, чтобы это было вполне естественно.

После вдоха губы должны немного разжаться, что даст возможность сделать выдох вполне естественно и не слышно. Также Стрельникова рекомендует во время вдоха не гримасничать и не выпячивать живот.

При этом не нужно задумываться над тем, куда будет идти воздух. Думать нужно о том, что в данный момент Вы нюхаете воздух коротко и шумно. Это должно напоминать хлопок в ладоши.

Также обратите внимание на положение плеч. В процессе дыхания они не участвуют, поэтому нельзя их поднимать во время вдоха.

Поверхностное дыхание Бутейко 

К.П. Бутейко, известный советский врач, утверждал, что почти все болезни людей связаны с глубоким типом дыхания. Таким, при котором появляется дефицит углекислого газа. Это кажется нелогичным, ведь всем известно, что он относится к вредным веществам. На самом деле, как доказал Бутейко, углекислый газ — значимый элемент. Постоянно страдая от его недостатка, органы перестают полноценно работать.
Как экономить углекислый газ? Научиться дышать поверхностно, делая паузы после каждого вдоха. Это сложно. Но специально разработанные Бутейко упражнения обязательно приведут к нужному дыханию при систематичных и старательных тренировках. Рассчитаны они на людей любого возраста, рекомендованы детям от 4 лет.

Ряд клинических испытаний показал, что метод может уменьшать симптомы астмы и некоторых других патологий.

Заключение

При разработке комплексов дыхательной гимнастики в детском саду необходимо учитывать:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.

Гимнастика не просто развивает несозревшую дыхательную систему детей, но и является отличным дополнением при лечении. Подобные упражнения постоянно практикуются у детей в логопедических группах детского сада. Но поверьте, даже если  малыш не имеет проблем с речью, то такие игровые упражнения пойдут только на пользу! Самое интересное, что занятия не являются самыми простыми. Но малыши, благодаря игровой форме, даже не замечают, что серьезно потрудились и сделали шаг к крепкому здоровью.

Рефлексия.

Вам понравился мастер класс? Что не понравилось?

Что было сложно? Не понятно?

Чем был мастер класс полезен?

Что Вы могли бы сказать о приобретенном опыте?

Хотели бы вы еще больше узнать об этой теме?

Всем спасибо. Мне очень важно Ваше мнение. Вот и подошел концу наш мастер-класс, мы работали очень динамично, активно, надеюсь, что он был для Вас полезным и информативным. И если у Вас будет желание снова вернуться к этой теме, можно встретиться на методическом мероприятии.

 

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

2. Подольянская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009г.

 

.  .  .