Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная радуга"

Дата публикации: 2020-10-20 06:19:39
Статью разместил(а):
Черкасова Любовь Владимировна

Программа художественно-эстетической направленности по нетрадиционным техникам рисования для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная радуга»

Автор: Черкасова Любовь Владимировна

п.г.т. Козулька, Красноярский край

                                               

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования  по нетрадиционной технике рисования «Волшебная радуга» для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

В программе «Волшебная радуга» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Данная программа составлена на основе методических пособий: И.А. Лыкова «Цветные ладошки» ,Т.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками», Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования».

Программа составлена так, чтобы не дублировать программный материал по изобразительной деятельности дошкольного учреждения, и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности путем знакомства старших дошкольников с наиболее простыми видами нетрадиционных техник рисования.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу  непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.

Актуальность программы и новизна.

Актуальность программы  заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам  нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности. Главное на занятиях кружка «Волшебная радуга» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно.

Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. 

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.

Педагогическая целесообразность программы. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. 

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности, самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Волшебная радуга».

Цели и задачи.

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Образовательные:

·        Знакомить с нетрадиционными техниками рисования, их применением.

·        Учить самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.

Развивающие:

·        Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

·        Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

 Воспитательные:

·        Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

·        Воспитывать  трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

·        Воспитывать аккуратность, внимание, творческую самореализацию.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

С детьми при изобразительной деятельности уместно использовать принцип от простого к сложному:

·        от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

·        от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

·        от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

·        от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

·        от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.

Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию

·        словесные - рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение;

·          наглядные  - показ педагогом, демонстрация, рассматривание;

·         практические  - самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование. 

Особенности образовательного процесса и условия.

1.     Программа «Волшебная радуга» рассчитана  на 1 год обучения.

2.     Кружок организован на базе МКДОУ детского сада № 7 «Радуга», занятия проводятся в групповой комнате или в музыкальном зале.

3.     Основные участники воспитательно-образовательного процесса – это старшие дошкольники (5-7 лет), родители, педагоги.

4.     Работа кружка «Волшебная радуга» проводится 2 раза в неделю, во второй половине дня, общее количество занятий в год – 36, часов - 72.

5.     Продолжительность занятия по времени 25-35 минут.

6.      Количество детей, посещаемых кружок – 20 человек. Занятия проводятся по подгруппам , 10 человек в подгруппе.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части: 

  • вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
  • основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
  • заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Взаимодействие с родителями.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями . 

Формы работы с родителями :

·        мастер-классы

·        участие в выставках

·        участие в конкурсах

·        беседы

·        консультации

·        день открытых дверей.

Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

Планируемый  результат:

Дети будут знать:

·        о разнообразии техник нетрадиционного рисования

·        о свойствах и качествах различных материалов;

·        о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

·        планировать свою работу;

·        договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

·        анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

·        создавать индивидуальные работы;

·        аккуратно и экономно использовать материалы.

·        самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты,

·        владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

·        самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования; 

·        выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

·        давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

·        проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Оценка эффективности освоения программы.

В программе «Волшебная радуга» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.   Обследование необходимо проводить  по направлениям:  

1. Цветовое восприятие: ребенок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков;

2. Рисование предметное: ребенок изображает предметы путем создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов;

3. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник; 

4. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники.

Методика проведения: 

  • Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми;
  • На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми;
  • Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла;
  • По ходу фиксируется: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:

Низкий (1 балл)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
  • может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)

Педагогические условия для реализации программы:

- создание художественно-развивающей среды в детском саду ;

- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.  

Методическое обеспечение программы

Программа «Волшебная радуга» может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги, ткани.

- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала: кисти, палитра, стаканчики для воды и т.д..

- Инструментов для художественного творчества.

Методическое обеспечение программы.

Руководитель кружка использует в своей работе нетрадиционные техники: монотипия, набрызг, рисование оттиском, рисование по мокрому, кляксография, ниткография, рисование манной крупой и солью, и т.д. 

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее и смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети  неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Программа «Волшебная радуга» может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги, ткани.

- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала: кисти, палитра, стаканчики для воды и т.д..

- Инструментов для художественного творчества.

Учебно-тематический план

п/п

Разделы,  темы

теория

практика

Всего часов

1

 Знакомство с разнообразием нетрадиционных техник рисования.

20

 

20

2

Смешанная техника (акварель + восковые мелки)

2.1 «Витражная роспись»

2.2 «В лесу родилась ёлочка»

2.3 «Летний луг»

2.4  «Подводное царство»

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

 

 

2

2

2

2

3

Рисуем без кисточки (пальчиками ,ребром, ладонью).

3.1 «Расписная тарелочка»

3.2 «Осеннее дерево»

3.3 «Веселый жираф»

3.4 «Цветы»

 

 

 

2

2

2

 

 

2

2

2

4

Техника нетрадиционного рисования «набрызг».

4.1 «Осенний парк»

4.2 «Метель»

4.3 «Салют»

 

 

2

2

2

 

2

2

2

5

Рисование пробкой.

5.1  «Гусеница»

5.2 «Виноградная гроздь»

5.3 «Божьи коровки на летней поляне»

5.4 «Цыплята»

 

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

6

 «Монотипия»

6.1 «Бабочки»

6.2 «Половодье в лесу»

6.3 «Цветы»

6.4 «Снежок»

 

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

7

Рисование по мокрому листу.

7.1 «Дождливый денек»

7.2 «Радуга после дождя»

7.3 «Морское дно»

 

 

2

2

2

 

2

2

2

8

Кляксография – обычная, с трубочкой, с ниточкой.

8.1 «Осенний парк»

8.2 «Аквариум»

8.3 «Зимнее дерево»

8.4 «Веточка сакуры»

 

 

 

2

2

2

2

 

2

2

2

2

9

Рисование мыльными пузырями.

9.1 «Мороженое»

9.2 «Цыплята»

9.3 «Космос»

9.4 «Одуванчики»

 

 

2

2

2

2

 

2

2

2

2

10

Тычок жесткой кистью полусухой кистью.

10.1 «Кошечка»

10.2 «Ежик на опушке»

10.3 «Медвежонок»

10.4 «Филин»

 

 

1

2

1

1

 

1

2

1

1

11

Оттиск (смятой бумагой, поролоном, листьями, печатками из картофеля,пенопластом)

11.1 «Ежик – четвероножек»( смятой бумагой)

11.2 «Листопад» (поролоном)

11.3 «Снеговик» (поролоном)

11.4 «Сказочный дом» (пенопластом)

11.5 «Осенний лес» (листьями)

11.6 « Рыбки в пруду» (листьями)

11.7 « Натюрморт из фруктов» (картофелем)

11.8 « Мои любимые рыбки» (картофелем)

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Рисование ватными палочками.

12.1 «Краски осени»

12.2 «Незабудки»

12.3 «Яблони в цвету»

12.4  «Рябина»

 

 

2

2

2

2

 

2

2

2

2

13

Рисование манной крупой, солью.

13.1 «Зимний лес»

13.2 «Звездное небо»

13.3 «Ромашки в вазе»

13.4 «Снег кружится, летает, летает…

13.5 «Пингвины»

 

 

2

2

2

2

2

 

2

2

2

2

2

14

Ниткография - рисование нитками.

14.1 «Чудо – цветок»

14.2 «Солнышко»

14.3 «Радуга»

14.4 «Насекомые»

14.5 «Петя – петушок»

 

 

2

1

2

2

2

 

2

1

2

2

2

15

Пластилинография - рисование пластилином

15.1 «Радуга- дуга»

15.2 «Елочка нарядная»

15.3 «Снегири на ветке рябины»

15.4 «Веточка мимозы»

 

 

2

2

2

2

 

2

2

2

2

16

Тестопластика – рисуем жидким тестом.

16.1 «Сувенир на новый год»

16.2 «Осенний лес»

16.3 «Аквариумный мир»

16.4 «Пасхальный сувенир»

16.5 «Луговые цветы»

 

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

17

Рисование пищевой пленкой.

17.1 «Волшебные кристаллы»

17.2 «Полярная ночь»

17.3 «Цветной дождь»

 

 

1

1

1

 

1

1

1

18

Граттаж – рисование тушью + восковая свеча или восковые мелки.

18.1 «Вечер»

18.2 «Сказочный сад»

18.3 «Космическое путешествие»

18.4 «Праздничный салют»

 

 

 

2

2

2

2

 

 

2

2

2

2

19

Коллаж – смешивание техник, подарки для родных и близких.

19.1 «Открытка для мамы» (оттиск поролоном, пальчиками, трафареты цветов)

19.2 «Папа может все, что угодно …»( черно-белый граттаж, восковые мелки, акварель)

19.3 «Рамка для портрета» (тестопластика, ниткография)

19.4 «Спасибо деде за Победу» (граттаж, набрызг, платилинография и др).

19.5 «Вот оно какое наше лето» (офрмление выставок  в любых техниках)

 

 

 

2

 

2

 

2

2

 

2

 

 

2

 

2

 

2

2

 

2

 

Итого:

20

124

144

 

Заключение.

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. 

Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.  Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.  

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным,  увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству. 

 

Список литературы:

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2. Казакова Р.Г. Нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий . – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

3. Лыкова И.А. « Цветные ладошки». Парциальная программа художественного-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. –М.: ИД « Цветной мир», 2019. – 136 с. 16- е издание, перераб. и доп.

4. Цквитария Т.А. « Нетрадиционные техники рисования» Интегрированные занятия в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

 

.  .  .