Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста

Дата публикации: 2020-10-06 22:05:39
Статью разместил(а):
Рахматуллина Айгуль Зиннуровна

Опытно-экспериментальная деятельность в раннем возрасте

Автор: Рахматуллина Айгуль Зиннуровна

 

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В Целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования сказано, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспериментировать» поэтому экспериментальной деятельностью необходимо заниматься уже в раннем дошкольном возрасте.

В свете тре­бо­ва­ний Фе­де­раль­но­го Го­су­дар­ствен­но­го Об­ра­зо­ва­тель­но­го Стан­дар­та до­школь­но­го об­ра­зо­ва­ния пред­мет­ная де­я­тель­ность и экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ние с раз­лич­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми яв­ля­ют­ся при­о­ри­тет­ны­ми и зна­чи­мы­ми в ре­ше­нии об­ра­зо­ва­тель­ных и вос­пи­та­тель­ных задач. Мною раз­ра­бо­та­н перспективный план по сов­мест­ной опытно-экс­пе­ри­мен­таль­ной де­я­тель­но­сти пе­да­го­га с детьми ран­не­го воз­рас­та от 2 до 3 лет, по этому плану, в свободной деятельности, я про­во­жу с ма­лы­ша­ми игры-экс­пе­ри­мен­ты с водой, пес­ком, кру­па­ми и т.д. Эф­фек­тив­ность и ре­зуль­та­тив­ность от та­ко­го вида де­я­тель­но­сти очень вы­со­кая. Играя в опытно-экспериментальной деятельности дети де­ла­ют от­кры­тия, по­зна­ют окру­жа­ю­щий их мир и гар­мо­нич­но раз­ви­ва­ют­ся.

Ве­ду­щим по­зна­ва­тель­ным про­цес­сом в ран­нем воз­расте яв­ля­ет­ся вос­при­я­тие. Его зна­че­ние труд­но пе­ре­оце­нить. Если ре­бе­нок не по­лу­чит спо­соб­ству­ю­щих раз­ви­тию вос­при­я­тия ком­по­нен­тов, то у него могут об­на­ру­жить­ся се­рьез­ные про­бе­лы в пред­став­ле­ни­ях о ряде свойств пред­ме­тов и яв­ле­ний окру­жа­ю­ще­го мира.  Серия опы­тов и экс­пе­ри­мен­тов спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию у детей по­зна­ва­тель­но­го ин­те­ре­са, раз­ви­тию на­блю­да­тель­но­сти и эмо­ци­о­наль­но­сти в об­ще­нии с окру­жа­ю­щим миром.

В сов­мест­ной экс­пе­ри­мен­таль­ной де­я­тель­но­сти ре­ша­ет­ся целый ряд задач: 

  • укреп­ля­ет­ся фи­зи­че­ское и пси­хи­че­ское здо­ро­вье ма­лы­шей;
  • обес­пе­чи­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ное бла­го­по­лу­чие;
  • рас­ши­ря­ет­ся кру­го­зор детей, со­зда­ет­ся ат­мо­сфе­ра ра­до­сти и удо­воль­ствия, фор­ми­ру­ют­ся еди­ный дет­ско-взрос­лый кол­лек­тив;
  • раз­ви­ва­ют­ся пси­хи­че­ские про­цес­сы детей и их по­зна­ва­тель­ные спо­соб­но­сти;
  • рас­ши­ря­ет­ся опыт ори­ен­ти­ров­ки в окру­жа­ю­щем, дети по­лу­ча­ют опыт раз­но­об­раз­ных сен­сор­ных впе­чат­ле­ний, фор­ми­ру­ют­ся ком­му­ни­ка­тив­ные на­вы­ки детей. 

Ре­ше­ние дан­ных задач спо­соб­ству­ет успеш­ной адап­та­ции детей в кол­лек­ти­ве. 

Я работаю воспитателем в группе раннего возраста, мне моя работа очень нравится, это так здорово открывать для малышей такой большой и непонятный для них мир. Все мои детки очень подвижные и любознательные. Они очень любят поэкспериментировать, поэтому в своей группе мы оборудовали центр песка и воды.

Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

Также мы проводим опыты и с другими предметами: с мыльными пузырями, бумагой, магнитами. Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажая огород на окне.

При ор­га­ни­за­ции опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ной де­я­тель­но­сти детей ран­не­го воз­рас­та учи­ты­ваю воз­раст­ные осо­бен­но­сти детей по­это­му:

  1. Все пред­ла­га­е­мые ме­ро­при­я­тия эмо­ци­о­наль­но окра­ше­ны и вы­зы­ва­ют у детей по­ло­жи­тель­ные эмо­ции и же­ла­ние дей­ство­вать.
  2. Для детей ран­не­го до­школь­но­го воз­рас­та ак­туа­лен прин­цип по­вто­ра, по­это­му ко мно­гим опы­там и экс­пе­ри­мен­там по­сто­ян­но воз­вра­ща­юсь в про­цес­се ра­бо­ты, даже ввожу их в ранг тра­ди­ци­он­ных. За один раз пред­ла­гаю рас­смот­реть одно из свойств в раз­ных его со­че­та­ни­ях, или один пред­мет с раз­ны­ми свой­ства­ми.

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали более наблюдательнее и внимательнее.

Для реализации данного направления я составила картотеку игр-экспериментов по работе с детьми раннего возраста.

Игра для ребенка — это вид активности и возможность узнать окружающий мир.

 

.  .  .