Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Опыт работы по теме "Среда руками детей и взрослых"

Дата публикации: 2020-05-24 18:00:42
Статью разместил(а):
Гиль Галина Павловна

Опыт работы по теме: «Среда руками детей и взрослых»

Автор: Гиль Галина Павловна

 

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А.С. Макаренко

В нормативно-правовых документах отражается стратегия развития дошкольного образования. Так в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. В законе РФ «Об образовании» ст. 44 записано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В Концепции дошкольного образования обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество педагога и родителей.

Разработан новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации по работе с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе?

В настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов детского сада и родителей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Таким образом, у педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка.

Учитывая вышесказанное, педагогический коллектив нашего детского сада начал работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ по созданию предметно-развивающей среды». Нами был разработан план работы, чтобы сделать родителей равноответственными участниками образовательного процесса.

Первое с чего мы начали работу - это провели анкетирование родителей по интересующей нас теме.

Через консультации, стенды и родительские уголки, папки–передвижки, буклеты, библиотеки–передвижки, фотовыставки, организацию «почтовых ящиков» мы постарались донести до родителей нужную нам информацию. Но это все традиционные формы взаимодействия с родителями. В своей работе мы решили отойти от этого и предложили родителям поучаствовать в создании предметно-развивающей среды ДОУ, пригласив родителей в «Родительскую гостиную».

Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и прежде всего желание действовать как взрослый, желание управлять вещами (которые на самом-то деле пока еще не очень подчиняются!). Воспитатели и специалисты рассказали родителям о роли игры в дошкольном возрасте, как и какие игры можно изготовить своими руками. Попросили родителей вспомнить, во что играли они, какие игрушки были у них и делали ли они их сами? Родители рассказывали, как они мастерили игрушки и потом играли ими. Педагоги показали несколько вариантов игр, которые были изготовлены в детском саду в процессе совместной деятельности с детьми. Далее было предложено родителям изготовить игры на выбор.

Педагоги предложили родителям изготовить игры совместно с детьми дома. Подчеркнули важность изготовления  совместно с  детьми.  

При создании игр родители и дети проявили смекалку, творчески подошли к выполнению  задания. Таким образом, у родителей повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности, что способствовало их творческой инициативы. Для изготовления игр они использовали разнообразный подручный и бросовый материал – бумагу, пластилин, мелкие игрушки, детали от киндер–сюрпризов, фантики, оберточную бумагу, конструктор «ЛЕГО», мелкие фигурки и т.д. Были созданы такие игры как: «Кошкин дом», «Смешарики в Простоквашино», «Ателье», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Домино», «Весёлый старт», «Бильбоке», «Собери светофор», «Кому что нужно», «Четвертый лишний», «Оденем куклу на прогулку»  и многие, многие другие.

Родители – самые дорогие и близкие люди! А в процессе совместного творчества детей и родителей,  у ребенка развиваются эмоции, чувство гордости за своих родителей. Взрослые увидели, что дети гордятся ими, им хочется играть в игры, которые сделаны совместно. Ведь, прежде чем принести свою поделку или игрушку в детский сад, они всей семьей ее обыгрывают,  заинтересовывают ребенка  игрой, обсуждают, в какие игры будет играть этой игрушкой с товарищами. Согласитесь, что в наше  время у большинства родителей, по разным причинам,   немного свободного времени для общения со своими детьми. А в процессе совместной игры происходит сближение взрослого и ребенка, познание друг друга, формирование ребенка как личности. Так как через игру можно сформировать у ребенка характер, волевые качества, заложить нравственные основы.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал французский писатель Франсуа де Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает развивающую предметно-пространственную среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании  и развития детей. Поэтому, педагогический коллектив продолжает поиск  различных форм  сотрудничества с родителями наших воспитанников,  добивается, чтобы игрушка сегодня становилась не только источником игровой деятельности малышей, но и открывала возможности для воспитания взрослых.

Таким образом, совместный труд взрослых и детей по созданию развивающей предметно–пространственной среды в детском саду вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом педагогам предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне, а родителям – стать полноправными создателями  развивающей предметно–пространственной среды в детском саду.

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми …» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

В заключение  хочется сказать, всё  то, о чём было изложено выше, создано нашим педагогическим коллективом, с участием родителей наших воспитанников. Нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить … Какие хорошие  глаголы, они стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы готовим к новым ступеням образования.

 

.  .  .