Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Нетрадиционные формы работы с детьми в речевой группе

Дата публикации: 2020-05-19 11:24:02
Статью разместил(а):
Мокина Юлия Михайловна

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи

Автор: Мокина Юлия Михайловна

МБДОУ № 41, г. Красноярск

 

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у учащихся.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического  здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая  тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует  необходимость поиска механизмов, позволяющих  изменить эту ситуацию.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

Хорошо развитая речь ребенка является одним из важнейших условий для успешного школьного обучения. Различные речевые нарушения отрицательно влияют на все психические функции дошкольника, отражаются на его деятельности и поведении.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях содержатся убедительные данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии речи ребенка имеют период раннего дошкольного возраста, т.к. в этот период психика наиболее пластична.

Проблема речевых нарушений у детей  волнует сегодня и родителей и специалистов, как детских садов, так и школ. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Именно таких детей все больше и больше приходит в детские сады. Таким образом, наша задача, выявить детей такой категории и помочь им как можно раньше.

Какие же пути и средства существуют для преодоления речевых дефектов у детей с нарушениями речи?

При работе с детьми необходим комплексный подход, что предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога).

Работать с детьми логопатами обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим детям обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Я хочу более подробно остановиться на тех методах работы, которые мы используем в своей работе.

Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

У многих детей, поступающих в логопедические группы, наблюдается нарушение пространственной ориентации, ориентировки на листе бумаги. 

При использовании пескотерапии на занятиях у ребенка повышается не только эмоциональный фон, этот метод позволяет значительно повысить результативность коррекции оптико-пространственных нарушений.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные  - дают возможность узнать о многообразии окружающего мира.  Также применяем рисование на манке.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется  метод наглядности. Воспитатель показывает элемент гимнастики, а ребенок выполняет перед индивидуальным зеркалом. Применение такого метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

В свете изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности используются разнообразные упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики у детей.

Кроме традиционной пальчиковой гимнастики широко используются модифицированные и новые упражнения: «Разложи бусинки пинцетом». Массаж с использованием карандашей: благодаря граням на карандаше ребенок может массировать себе запястье, ладони, зоны между пальцами. Это не только способствует развитию моторики, но и оказывает положительное влияние на развитие речи. Массаж «колючими» мячиками: благодаря «колючей» поверхности такого мячика происходит воздействие на кожу, мышцы и нервные  окончания, тем самым стимулируя различные точки на теле ребенка.

Традиционные занятия по автоматизации звуков, как правило, очень скучные. Детям они обычно не нравятся, что плохо влияет на успешность самой методики. Однако если включить в эти занятия элемент игры, то все становится намного интересней.

Вот лишь некоторые приемы, которые могут помочь.

Игра – цветок: в лепестки нужно найти картинки с заданным звуком. Буква находится в самой середине цветка.

Используя грунт, ребенок достает предметы, называет их, контролируя поставленный звук.

Слова, на заданный звук, ребенок делит на слоги с помощью лягушки и распределяет их в дома, с соответствующим количеством окон.

Также используются камешки.  Ребенку необходимо вспомнить слова на заданный звук и выложить камешек.

В игровой форме по разработанному комплексу упражнений, после сна проводится гимнастика с использованием ортопедических ковриков. У детей это вызывает положительный эмоциональный отклик и настраивает их на дальнейшую коррекционную работу.

Для развития речевого дыхания используются: подвесные бабочки и осьминожки. Также игра «Подуй и узнай». Ребенок дует на ленточки и появляется картинка. Эта игра применима и для развития лексико-грамматических категорий: «Я увидел зайца», «Не стало зайца» и т.д.

Применение вышеперечисленных методов способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

- нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

- стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

- активизируется речевая функция;

- развивается мелкая  моторика, тем самым готовим руку к письму;

- повышается работоспособность;

- улучшается соматическое состояние;

- снижается гиперактивность;

- улучшается качество коррекционно-образовательного процесса. 

 

.  .  .