Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие познавательных интересов и познавательных действий дошкольников средствами музейной педагогики

Дата публикации: 2020-04-22 09:40:14
Статью разместил(а):
Власова Яна Павловна

Развитие познавательных интересов и познавательных действий дошкольников средствами музейной педагогики

Автор: Власова Яна Павловна

МА ДОУ «Детский сад № 16», г. Краснотурьинск

 

Современный этап внедрения ФГОС ДО,  предполагает иной подход к системе воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях, а соответственно достичь положительных результатов можно только совершенствуя профессиональные качества педагогов ДОУ. 

Приказом  Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».  

В профессиональном стандарте определены трудовые функции воспитателя, необходимые для осуществления профессиональной деятельности: развитие у воспитанников познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции.

В соответствии с ФГОС ДО,  одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, приобщение социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Встает необходимость, «организации конструктивного  взаимодействия детей в разных видах деятельности», «развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации» в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.

Во первых положения ФГОС к условиям реализации ООП ДО ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует технологии музейная педагогика.

Во вторых организуя мини-музеи в группе воспитатель обеспечивает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, выбора участников совместной деятельности; организует экскурсии; сотрудничает с педагогическим работниками ДОУ, тем самым  повышает свой профессиональный уровень  в соответствии с требованиями  профессионального стандарта [2].

В третьих  музейная технология является действенным модулем развивающей предметно пространственной среды. Организация РППС прекрасно может быть реализована в процессе создания в группах мини-музеев различной тематики, помогающих реализовать образовательную, развивающую, воспитывающую, и организационную функции.

В четвертых  музейная технология это один из методов  проектной деятельности. Проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной области «Познавательное развитие» для детей от 5 до 7 лет, примерной ООП ДО «От рождения до школы» под  редакцией Н.Е. Вераксы.

Проанализировав программы по музейной педагогике, за основу в дальнейшей работе взята методическая разработка  Н.А. Рыжовой «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».

Н.А. Рыжова считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми и сверстниками по поводу увиденного». 

Педагогическим коллективом было принято решение воплотить в жизнь проект по внедрению музейной педагогики в образовательную деятельность ДОО.

Данный проект предполагает организацию музейной базовой среды способствующей развитию профессиональной компетентности педагогов и как результат повышению качества образовательной деятельности в ДОУ. 

Организация  мини-музеев в группах проходит в следующем алгоритме.

На подготовительном этапе коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяют целевую необходимость создания музейной композиции, тему и название мини-музея, разрабатывают модель и место его размещения.

При выборе тематики мини-музея учитываются следующие критерии:

- доступность;

- воспитательная направленность;

- научность;

- соответствие возрастным особенностям;

- интегративность;

-  ориентация на «зону ближайшего развития».

Практический этап предусматривает реализацию проекта по всем направлениям, в соответствии с алгоритмом по созданию мини-музеев. Это непосредственное создание мини-музеев: сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление игр, макетов. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. Кроме того разрабатываются конспекты НОД, изготавливаются  паспорта мини-музеев, формируются картотеки экспонатов.

Организуется познавательная и практическая деятельность детей в музее с помощью разных форм, методов и приемов:

 1. Беседы с детьми. 
 2. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 
 3. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. 
 4. Творческие игры, образовательные путешествия.

5. Чтение художественной литературы.

6. Исследовательская деятельность, экспериментирование.

7. Просмотр видеопрезентаций.

На последней стадии практического этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по мини-музеям, семейные мероприятия, обзорные и тематические экскурсии. Воспитанники подготовительной группы становятся экскурсоводами. Проходит презентация своего мини - музея.   

Тематика и содержание работы в групповых мини-музеях разнообразна исходя из поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, педагогической целесообразности.

В группе раннего возраста от 2-3 лет воспитатели вместе с родителями организовали мини-музеи: «Домашние животные»,  «Курочка Рябушечка», «Елочка красавица». Задачи данных мини-музеев - развитие познавательной активности, инициативы, самостоятельности; мини-музей «Игрушки – забавы» экспонаты которого оказывают неоценимую помощь в формировании эмоционально-положительного состояния детей.

В мини-музее «Русская изба», организованной в средней группе, дети узнают о том, как вели домашнее хозяйство, топили печь, носили воду в деревянных ведрах с коромыслом, пекли хлеб, пряли, ткали с помощью старинных инструментов и приспособлений. Так же здесь проходят инсценировки русских народных сказок, практические занятия по осваиванию  русских народных ремесел (изготовление кукол, роспись посуды). В ходе проектной деятельности в группе появились музеи «Птицы нашего двора», «Собака – друг человека», «Мои любимые книжки». 

В старшей группе  по инициативе детей создан мини-музей «Загадки космоса» в данном музее воспитанники расширяют свои представления о космосе, путем элементарного экспериментирования, самостоятельного исследования. С целью формирования основ безопасности и жизнедеятельности посредством ознакомления с правилами дорожного движения в данной группе организован мини-музей «Мир транспорта».

Мини-музей «В гости к дедушке Бажову» в подготовительной группе помогает педагогу реализовать программные задачи, способствует реализации регионального компонента, играет неоценимую роль в познавательном развитии детей 7 года жизни. С целью знакомства  детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами, в организован мини-музей «Куклы из бабушкиного сундука».   

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами, создаются новые экспозиции.

Показателями эффективности работы по данному направлению  являются качества, которые формируются у наших воспитанников. Дети проявляют творческую активность в познании окружающего мира, самостоятельно  делают  выводы, отражают в речи собственные наблюдения, общаются  со взрослыми сверстниками по поводу увиденного. Родители воспитанников стали активными партнёрами  педагогов  в организации образовательной деятельности, получили возможность проявления творческих способностей.

Воспитатели, использующие в своей деятельности данную технологию, осуществляя поисковую педагогическую деятельность, повышают профессиональные умения в педагогическом проектировании и планировании образовательной деятельности с учётом интересов и запросов детей. У педагогов повышается ответственность за результаты своей профессиональной трудовой функции в соответствии с требованиями профессионального стандарта.  

 

Литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 

2. Н.А.Рыжова, Л.В.Логинова, А.И.Данюкова «Мини-музей в детском саду» Москва, «Линка-Пресс», 2013 . 

3. Рыжова, Н. А. Музейная педагогика в детском саду /Н. А. Рыжова//Дошкольное образование. Изд. дома «Первое сентября», 2011.

 

.  .  .