Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистам
Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистам
Автор: Купцова Елена Александровна
Мир особого ребенка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребенка — допускает лишь своих.
Мир особого ребенка интересен и пуглив.
Мир особого ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребенка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребенка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребенка — допускает лишь своих!
В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии — это обучение и воспитание их в ДОУ компенсирующего вида и в группах компенсирующей направленности.
Для успешного преодоления трудностей в развитии ребенка в группе компенсирующей направленности необходимо тесное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения.
Это демонстрирует данная модель взаимодействия специалистов, изображенная графически:
Модель взаимодействия педагогов:
Методист координирует взаимодействие педагогов |
психолог |
логопед |
Учитель-дефектолог является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы в группе |
воспитатель |
РЕБЕНОК С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ |
Музыкальный руководитель |
Инструктор по физ. воспитанию |
Данная модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения с ребенком с проблемами в развитии. Вокруг ребенка с проблемами в развитии действиями различных педагогов (учителя-дефектолога, психолога, логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО) создается единое коррекционно-образовательное пространство и определена предметно-развивающая среда. То есть все специалисты ДОУ стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и обучению каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Не менее важная роль в коррекционно-развивающей работе с детьми отводится воспитателю.
Рассмотрим организацию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности.
Организация работы воспитателя в группе компенсирующей направленности.
-
Воспитатель проводит НОД с детьми в первую и во вторую половину дня.
Первая половина дня |
НОД по следующим разделам программы
ИЗОдеятельность:
|
Обучение игре Театрализованная деятельность |
Вторая половина дня |
НОД по следующим разделам программы
Соц.развитие и ОЗО |
Ознакомление с хуж.литературой |
Конструирование |
Ручной труд |
Х/Б труд |
Индивидуальная работа с детьми по заданию дефектолога |
-
Воспитатель проводит НОД с детьми в подгрупповой и индивидуальной форме, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом рекомендаций специалистов ДОУ.
-
Воспитатель формирует интерес детей к разным видам НОД, закрепляет приобретенные у них знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание программных задач в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в режимные моменты.
-
Контролирует эмоционально-волевую сферу детей с проблемами в развитии, т. е. Предупреждает появление нежелательных отклонений в поведении детей.
-
Соблюдает охранительный режим здоровья детей в разных видах деятельности т. е. Во время замечает признаки повышения нервозности, конфликтности или наоборот повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости.
-
Создает доброжелательную обстановку в детском коллективе.
-
Укрепляет веру детей в собственные возможности.
-
Консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, привлекает их к совместным мероприятиям в группе и ДОУ.
Рассмотрим деятельность воспитателя при взаимодействии со специалистами ДОУ в группе компенсирующей направленности.
Система деятельности воспитателя при взаимодействии со специалистами ДОУ в группе компенсирующей направленности.
-
Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом проводят диагностику детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе НОД и в повседневной жизни, в процессе режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом ДОУ. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
-
Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают содержание программы и составляют план перспективной работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
Учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит НОД, но и тех, которые проводит воспитатель. Воспитатель в свою очередь должен знать содержание тех видов работ , которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий не должен дублировать с детьми материал занятий учителя-дефектолога.
Таким образом правильное планирование коррекционно-развивающей работы обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3.Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО готовят и проводят праздники,развлечения, досуги, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия планируются в соответствии с ежемесячным планом ДОУ и являются итогом всей коррекцинно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. На этих занятиях педагогический коллектив группы демонстрирует подготовку детей, раскрывая и реализовывая возможности каждого ребенка . (На примере нашей группы показано проведение НОД с детьми.)
-
Воспитатели тесно взаимодействуют с родителями.
Основная задача воспитателя при организации работы с родителями помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Воспитатель не только разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям дефектолога и воспитателя, единстве требований педагогов и родителей, но и привлекает их к совместным мероприятиям, тем самым решая задачу детско-родительских отношений. (На примере нашей группы мы видим, как проводится работа с родителями).
Заключение.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: не только воспитателей и специалистов ДОУ, но и (вас) родителей возможно успешное формирование личностной готовности детей с ОВЗ школьному обучению, социализации и адаптации.