Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистам

Дата публикации: 2017-10-06 22:40:51
Статью разместил(а):
Купцова Елена Александровна

Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистам

Автор: Купцова Елена Александровна

 

Мир особого ребенка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка — допускает лишь своих.

Мир особого ребенка интересен и пуглив.

Мир особого ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребенка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребенка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка — допускает лишь своих!

 

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии — это обучение и воспитание их в ДОУ компенсирующего вида и в группах компенсирующей направленности.

Для успешного преодоления трудностей в развитии ребенка в группе компенсирующей направленности необходимо тесное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения.

Это демонстрирует данная модель взаимодействия специалистов, изображенная графически:

 

Модель взаимодействия педагогов:

 

Методист координирует взаимодействие педагогов

 

 

психолог

 

логопед

Учитель-дефектолог является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы в группе

 

воспитатель

 

РЕБЕНОК С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

 

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. воспитанию

 

Данная модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения с ребенком с проблемами в развитии. Вокруг ребенка с проблемами в развитии действиями различных педагогов (учителя-дефектолога, психолога, логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО) создается единое коррекционно-образовательное пространство и определена предметно-развивающая среда. То есть все специалисты ДОУ стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и обучению каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Не менее важная роль в коррекционно-развивающей работе с детьми отводится воспитателю.

Рассмотрим организацию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности.

Организация работы воспитателя в группе компенсирующей направленности.

 

  1. Воспитатель проводит НОД с детьми в первую и во вторую половину дня.

Первая половина дня

 

НОД по следующим разделам программы

ИЗОдеятельность:

  • лепка

  • аппликация

  • рисование (предметное, сюжетное, декоративное)

Обучение игре

Театрализованная деятельность

 

Вторая половина дня

 

 

НОД по следующим разделам программы

Соц.развитие и ОЗО

Ознакомление с хуж.литературой

Конструирование

Ручной труд

Х/Б труд

Индивидуальная работа с детьми по заданию дефектолога

 

    1. Воспитатель проводит НОД с детьми в подгрупповой и индивидуальной форме, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом рекомендаций специалистов ДОУ.

    2. Воспитатель формирует интерес детей к разным видам НОД, закрепляет приобретенные у них знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание программных задач в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в режимные моменты.

    3. Контролирует эмоционально-волевую сферу детей с проблемами в развитии, т. е. Предупреждает появление нежелательных отклонений в поведении детей.

    4. Соблюдает охранительный режим здоровья детей в разных видах деятельности т. е. Во время замечает признаки повышения нервозности, конфликтности или наоборот повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости.

    5. Создает доброжелательную обстановку в детском коллективе.

    6. Укрепляет веру детей в собственные возможности.

    7. Консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, привлекает их к совместным мероприятиям в группе и ДОУ.

 

Рассмотрим деятельность воспитателя при взаимодействии со специалистами ДОУ в группе компенсирующей направленности.

 

Система деятельности воспитателя при взаимодействии со специалистами ДОУ в группе компенсирующей направленности.

 

  1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом проводят диагностику детей.

 

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе НОД и в повседневной жизни, в процессе режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности. Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом ДОУ. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

    1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают содержание программы и составляют план перспективной работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

       

      Учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит НОД, но и тех, которые проводит воспитатель. Воспитатель в свою очередь должен знать содержание тех видов работ , которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий не должен дублировать с детьми материал занятий учителя-дефектолога.

Таким образом правильное планирование коррекционно-развивающей работы обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

 

3.Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО готовят и проводят праздники,развлечения, досуги, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия планируются в соответствии с ежемесячным планом ДОУ и являются итогом всей коррекцинно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. На этих занятиях педагогический коллектив группы демонстрирует подготовку детей, раскрывая и реализовывая возможности каждого ребенка . (На примере нашей группы показано проведение НОД с детьми.)

    1. Воспитатели тесно взаимодействуют с родителями.

Основная задача воспитателя при организации работы с родителями помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Воспитатель не только разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям дефектолога и воспитателя, единстве требований педагогов и родителей, но и привлекает их к совместным мероприятиям, тем самым решая задачу детско-родительских отношений. (На примере нашей группы мы видим, как проводится работа с родителями).

 

Заключение.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: не только воспитателей и специалистов ДОУ, но и (вас) родителей возможно успешное формирование личностной готовности детей с ОВЗ школьному обучению, социализации и адаптации.

.  .  .