Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование офтальмотренажёров для развития детей с частичной потерей зрения

Дата публикации: 2017-10-06 15:52:56
Статью разместил(а):
Шибаршина Татьяна Александровна

Использование офтальмотренажёров для развития зрительного восприятия у детей с частичной потерей зрения

Авторы: Салеева Ольга Николаевна и Шибаршина Татьяна Александровна

воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» 

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

 

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. 
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Мы работаем в коррекционных разновозрастных группах для  детей с частичной потерей зрения (от 3 до 7 лет), где дети с различными диагнозами такими как: сходящиеся и расходящиеся косоглазие, миопия, астигматизм, гиперметропия, а также с врождённой частичной атрофией зрительного нерва. 

Как известно, при нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Дети с частичной потерей зрения  испытывают специфические трудности при восприятии изображений. В связи с нарушением бинокулярного зрения возникают трудности, а зачастую неспособность, непосредственно воспринимать предметы, изображённые в перспективе, их детализацию.

Сложности зрительно-пространственного восприятия у этих детей обусловлены нарушением глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами.

При нарушении зрения также происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. У детей, наряду с недостаточным уровнем зрительного восприятия, слабо развита мелкая моторика:

• движения не точные;

• дети не могут удерживать статические пробы;

• нечётко выполняют графические тесты, рука очень быстро устаёт.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребёнку, специфики необходимых лечебно - восстановительных и коррекционно -педагогических мер.

Работая с такими детьми, возникла идея применения следующих здоровьесберегающих технологий:

• игры на развитие мелкой моторики,

• гимнастика для глаз с использованием офтольмотренажеров,

• игры на развитие зрительно-моторной координации.

Направление работы: лечебно-профилактическое. Здесь выполняются такие задачи, как:

- Профилактика зрительных нарушений;

- Активизация зрительных функций;

- Тренировка сетчатки глаза;

- Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения (боковой обзор);

- Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации);

- Выработка бинокулярного зрения;

- Развитие стереоскопического зрения.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. В основном комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова, В.Ф. Базарного и др.  

В наших группах созданы условия для проведения упражнений для глаз:

- зрительные ориентиры,

- офтальмотренажёры (малые и большие),

- картотека зрительной гимнастики.

       В работе с детьми мы применяем гимнастику для глаз на офтальмотренажерах, сделанных своими руками.                Они принадлежат к инновационным технологиям зрениясбережения, являются разновидностью зрительных гимнастик  и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Офтальмотренажеры основаны на одном из законов зрения – движении. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет.

По своим функциям одни  офтальмотренажеры  предназначены для расслабления глазных мышц а другие -  для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.

 На кончике указки, деревянной палочки прикрепляем яркий предмет, либо предметную картинку. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились» и т.д. или стихами. Упражнения со зрительными предметами. 

 Правила выполнения упражнений со зрительным ориентиром:

- зрительный ориентир не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой,

- зрительный предмет  находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей,

- показ предмета осуществляется в медленном темпе,

- ребенок до конца должен проследить глазами движение зрительного ориентира,

- работают глаза, голова неподвижна (!)

 К зрительным ориентирам также могут быть изготовлены малые зрительные схемы или офтальмотренажёры для выполнения упражнения. Они могут быть графические, сюжетные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д. Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами линии различных конфигураций (от прямых линий до спиральных и запутанных). Плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене)  

Этапы обучения детей работе на офтальмотрёнажере.

- Первый этап, подготовительный. Ознакомление детей с офтальмотренажёром. Педагог медленно ведёт указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.

- Второй этап, основной. Ребёнок ведёт указкой по офтальмотренажёру . Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажёре.

- Третий этап, заключительный. Ребёнок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажёре , прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

Работая по методике В.Ф. Базарного, следует учить детей после зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх, смотреть на зрительный предмет, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии.
 Ребенок в назначенных ему очках для видения вдаль становится на расстоянии 25 – 30 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка. Вдали от линии взгляда, проходящей через эту метку, он намечает какой–либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взгляд с метки на стекле на этот предмет.

 Так как у детей с нарушением зрения слабо развита и мелкая моторика, возникла идея изготовления индивидуального офтальмотренажёра, где ребёнок зрительно прослеживает движения от одной цели до другой, при этом сам передвигает предмет по траектории. (Предложить подойти желающим попробовать тренажёр)

В своей работе мы используем ещё одну разновидность офтальмотренажёров, это интерактивные тренажёры с различной тематикой, которые можно так же изготовить самим. Они легки в применении и очень нравятся детям. Предлагаем вашему вниманию интерактивный тренажёр(…), который предназначен для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.  

Главный результат нашей работы - это укрепление здоровья детей и подготовка воспитанников к новой социальной ступени – школьной жизни.

.  .  .