Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Театрализованная деятельность в детском саду

Дата публикации: 2020-01-14 19:45:55
Статью разместил(а):
Семенова Ольга Николаевна

Театрализованная деятельность в детском саду

Автор: Семенова Ольга Николаевна

МАДОУ «Детский сад № 200» г. Чебоксары

 

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания дошкольников. При этом приоритетом выступает деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе всестороннего  развития детей дошкольного возраста является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Данного принципа придерживается программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. Эта программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В данной программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение этих методов и средств в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Основные задачи: последовательное знакомство детей дошкольного возраста с различными видами театра; поэтапное освоение различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование исполнительских навыков в плане переживания и воплощения образа; моделирование навыков социального поведения в созданных условиях.

В программе выделены два типа задач: воспитательные, направленные на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра; образовательные, связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических перевоплощений, необходимых для участия в детских спектаклях.

Такого же принципа придерживается программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой. Эта программа способствует реализации новых форм общения с воспитанниками, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьями воспитанников.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводиться только к подготовке выступлений. Занимаясь с детьми, главной целью должно быть развитие творческих способностей детей. Театрализованная деятельность развивает личностные качества ребенка, прививает устойчивый интерес к произведениям художественной литературы, театру, позволяет формировать взаимоотношения со сверстниками.

Содержание театрализованной деятельности в детском саду включает в себя:

·         Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

·         Разыгрывание разнообразных инсценировок по литературным произведениям;

·         Упражнения по формированию выразительности и исполнительских навыков;

·         Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Таким образом содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Главное условие – эмоциональное отношение педагога ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств и эмоций.

Педагогическое руководство театрализованной деятельностью включает в себя:

- воспитание у детей основ общей культуры;

- приобщение дошкольников к театральному искусству;

- развитие творческой активности и исполнительских умений.

Предметно-развивающая среда является одним из средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность дошкольников, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с детьми – это источник формирования чувств дошкольников.  Поэтому при проектировании предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность дошкольников, следует учитывать:

1.     Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

2.     Особенности эмоционально-личностного развития.

3.     Интересы, потребности, предпочтения детей.

4.     Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.

5.     Возрастные и полоролевые особенности.

Основные направления работы с дошкольниками:

Театральная игра. 

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером на предложенную тему. Развивать способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова роли, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика.

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно. Развивать координацию движений, образно передавать позы.

Культура и техника речи.

Задачи: Развивать речевое дыхание и артикуляцию, четкую дикцию, интонационную выразительность речи. Учить сочинять небольшие сказки. Учить произносить скороговорки, стихи, обогащение словарного запаса.

Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально-чувственного опыта у воспитанников - это длительная работа, требующая участия не только педагогов, но и родителей воспитанников. Участие родителей вызывает у детей множество положительных эмоций, чувство гордости за семью. Родители так же проявляют живой интерес к театрализованной деятельности, оказывают помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Работа в ДОУ по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованной деятельности способствует объединению детей, педагогов и родителей общим и интересным делом.

 

Список литературы:

1. Жукова Р.А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006 – 112с.

2. Маханева М.Д. Программа «Театрализованные занятия в детском саду». – М.: ТЦ Сфера. 2003. – 128с.

3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: АРКТИ.2003 – 160с.

4. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Куклы и дети, кукольный театр и театрализованные игры для детей. – М. Обруч. 2012. – 240с.

5. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр. – М. Обруч. 2009.

 

.  .  .